Практическое задание к теме № 8-9

Тема: Культура научной речи

 

 

Задание 1. Узнайте стили по их характеристике.

1. Логично (последовательно и аргументированно), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передается информация, сообщаются знания.

2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

3. Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

 

Задание 2. Для каких языковых стилей приведенные языковые средства являются характерными (заполните таблицу, помня, что одно и то же средство может быть характерно для двух и даже трех стилей).

 

Научный стиль Деловой стиль Публицист. стиль Разговорный стиль Язык худ. литературы
         

 

Слова и сочетания слов: разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, диалектные, жаргонные, созданные автором, междометные, слова-сокращения, штампы, устаревшие, заимствованные, неологизмы, стилистически окрашенные, уменьшительно-ласкательные. Предложения: восклицательные, с обращением, с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, неполные, с обособленными членами предложения, реплики, цитаты, сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.

 

Задание 3. К каким стилям относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу.

 

Книжный стиль

Разговорный стиль

Язык художественной литературы

научный

деловой

публицист.

   
тезисы

протокол

очерк

реплика повесть
             

 

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

 

 

Задание 4. Ознакомьтесь с приведенным ниже списком литературы.

Укажите, в каких источниках библиографическое описание оформлено неправильно.

 

1. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 432 с.

2. Коробушкин И.В. и Коробушкина Н.Н. Грамматические особенности языка газеты. — Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский язык нефилологам. Теория и практика». — 2000. — № 3. — С. 5−9.

3. Скляревская Г.Н., Ваулина А.В. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные заимствования в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. — Филологический факультет СПбГУ, 2004.

 

Задание 5. Определите, какой вид цитирования использован в предложенных фрагментах.

1. Основной канал получения культурной информации — язык. «Язык — мощный фактор социализации, может быть, самый мощный из существующих» (Сепир 1993: 231).

2. В лингвистике под стилем языка понимают особенности речи, связанные с типичными социальными ситуациями, а также индивидуальный выбор человеком конкретных языковых средств (Степанов 1978: 517).

3. По словам В.И. Вернадского, «научное знание есть единственная форма духовной культуры, общая для всего человечества. Только наука и тесно связанная с нею техника вызывают единство культуры для всего человечества…» [3: 84].

 

Задание 6. Прочитайте фрагмент текста и выберите отрывки для цитирования. Оформите выбранный фрагмент: а) как цитату, являющуюся самостоятельным предложением; б) как прямую речь; в) как придаточное предложение.

 

1. Язык называют одним из удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. 〈…〉 Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. 〈…〉 Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» — писал И.С. Тургенев.

2. При помощи русского языка можно выразить самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература — искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует! (Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1999. С. 3−4).

 

ЧАСТЬ 2

Задание 1. Исправьте ошибки (ошибки в предложном управлении, неправильный выбор предлога, пропуск предлога), допущенные в следующих предложениях.

 

1. Согласно этого мы уделим больше внимания второй точке зрения. 2. Благодаря импорта и экспорта файлов в разных форматах «монтажный стол» можно использовать при подготовке каких-либо файлов в формате RTF для Windows. 3. Интересные результаты получены изучением структуры некоторых дифференциальных уравнений. 4. В зависимости содержание, задачи и характер воздействия рекламные издания можно подразделить на два основных типа.

 

 

Задание 2. Замените неточно употребленный предлог.

 

1. Главная идея концепции состоит в формировании у будущих инженеров мышления, основанного на взаимосвязи инженерного и коммерческого подходов в решении профессиональных задач. 2. Из-за дифференциации наук к началу ХХ в. было накоплено огромное количество сведений. 3. Экспедиция Басова привела к присоединению к России Северных островов и Аляски, потерянных только в 1860-х годах благодаря государственной ошибке Александра II.

 

Задание 3. Найдите ошибки в употреблении однородных членов.

Отредактируйте предложения.

 

1. Решение экологических проблем в индустриальной цивилизации возможно только путем рационального размещения свалок отходов или вывозом «грязных» технологий в страны третьего мира. 2. Как правило, хорошие каталоги Интернета обеспечивают разнообразный дополнительный сервис: поиск по ключевым словам в своей базе данных, выдача случайной ссылки, списки последних выступлений.

 

 

Задание 4. Найдите в предложениях последовательное «нанизывание» падежей. Отредактируйте предложения.

 

1. В докладе рассматривался метод систематического и последовательного изложения учителя учебного предмета. 2. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления химической базы предприятия нашего времени. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии.

 

Задание 5. Прочитайте фрагмент текста и найдите слова, не соответствующие научному стилю.

Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления ли чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странноеобстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитать это число — и оно останется прежним.

 

Задание 6. Найдите ошибки в употреблении устойчивых сочетаний.

Отредактируйте предложения.

 

1. При проектировании узлов машин и механизмов, использующих газовую смазку, на первые позиции выходит математический эксперимент. 2. Полученные распределения освещенностей для каждого полигона упаковываются в световую карту, которая представляет из себя дополнительную текстуру. 3. Эта операция имеет под собой целью наведение порядка в налоговом законодательстве. 4. Это соотношение показало огромное влияние на развитие квантовой механики. 5. Идея дискретности пространства увлекала внимание выдающихся мыслителей с незапамятных времен.

 

Задание 7. Выберите пункт, содержащий название жанра вторичного научного текста: 1) аннотация; 2) рецензия; 3) реферат; 4) конспект; 5) тезисы.

… — это краткое изложение научного первоисточника; допускает выражение мысли своими словами, перестановку частей исходного текста и различную полноту изложения частей текста; может содержать оценку или комментарии, отсутствующие в исходном тексте.

 

Задание 8. Выберите пункт, называющий жанр вторичного научного текста: 1) тезисы; 2) аннотация; 3) реферат.

Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений // Экономика и жизнь. 2002. № 4.

Статья представляет собой анализ современного бюджетного процесса.

Автор рассматривает межбюджетные отношения Свердловской области и освещает проблемы, возникающие при разработке бюджетов территории, предлагая при этом усовершенствовать правовую базу для решения существующих ныне проблем.

Статья И.А. Пыховой может представлять интерес не только для специалистов в области экономики, но и широкого круга читателей.

 

Задание 9. Выберите пункт, содержащий название жанра вторичного научного текста: 1) реферат; 2) тезисы; 3) рецензия; 4) конспект; 5) аннотация.

Статью М. Уварова «Интеграция в мировую экономическую систему стран с переходной экономикой» можно отнести к разряду тех статей, авторы которых рассматривают вопросы действительности, выдвигают новые категориальные положения, подтверждая свои мысли конкретными примерами. Данная статья интересна не только тем, что она затрагивает одну из основных причин интеграции национальной экономики стран Центральной и Восточной Европы в мировую экономическую систему, падение эффективности национального производства и стремление решать внутренние проблемы методами и средствами, используемыми в западной экономике, но и указывает на появление ряда новых проблем национального и общемирового характера.

 

Задание 10. Выберите пункт, содержащий название жанра вторичного научного текста: 1) конспект; 2) реферат; 3) тезисы.

Из всех изобретений, появившихся на Западе в период Средневековья, самое разрушительное — порох — имело наибольшее влияние в политическом, экономическом и научном отношении. Первоначальное изобретение пороха приписывается и арабам, и византийским грекам, но вероятнее всего, он был изобретен в Китае. Секрет его изготовления заключается в том, чтобы, добавляя к углю и сере селитру, приготовить вещество, сгорающее без воздуха. Селитра встречается в природе в некоторых залежах, а также в переудобренной земле. Впервые она случайно была использована при изготовлении ракет для фейерверка или было замечено, что применение ее вместо соды (углекислого натрия) в виде плавня с древесным углем вызывало яркую вспышку и легкий взрыв.

 

 

Задание 11. Выберите пункт, содержащий название жанра вторичного научного текста: 1) аннотация; 2) рецензия; 3) реферат.

Статья «Космический щит можно сооружать хоть сегодня» (интервью с академиком А. Зайцевым, сотрудником НПО им. С.А. Лавочкина) помещена в журнале «Наука и религия»

(1995. № 9. С. 31−32).

Статья посвящена целям, задачам и возможности создания систем защиты Земли от опасных космических объектов. Автор рассказывает о разработках НПО им. С.А. Лавочкина.

Рассматривается ряд важных вопросов, среди которых актуальность проблемы защиты Земли от космических объектов, структура системы космической безопасности, готовность ученых создать такую систему. Наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о структуре системы космической защиты. Как представляется автору, она состоит из трех частей: системы слежения (службы обнаружения астероидов и комет), системы перехвата и комплекса управления. Самым важным, на наш взгляд, являетcя то, что в НПО им. С.А. Лавочкина разработано реальное оборудование, позволяющее уже сегодня приступить к созданию системы космической безопасности. Среди прочих проблем автор называет проблему финансирования программ.

В заключение автор приходит к выводу, что проблема космической защиты Земли в наше время действительно является актуальной. Пути решения этой проблемы уже известны.

 

 

Задание 12. Какой пункт плана статьи «Функции СМИ» сформулирован неправильно?

1. Вопрос о характере влияния СМИ остается открытым.

2. Классификация функций СМИ.

3. Управленческие функции СМИ.

4. Коммуникативная функция СМИ.

5. Культурно-рекреативные функции СМИ.

 

 

Задание 13. Прочитайте аннотацию. Определите композиционные, логические и стилистические ошибки и отклонения.

Автор рассматривает сущность, типы, источники социальной информации, требования, которые к ней предъявляют. Затем он рассматривает информационные системы: их цели и задачи, операции с информацией, предмет информационного труда и средства этого труда, его оценку и результат. Кроме того, он дает предложение — целевые программы: основы теории, методика разработки и реализации.

Книга академика РАН В.Г. Афанасьева посвящена одной из самых актуальных проблем современности — информатике.

Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: