Глава 2. Нравственное воспитание

2.1. Цель и содержание нравственного воспитания подростков.

 

Что же такое воспитание? Различают по меньшей мере четыре его смысла. Воспитание понимают: в широком смысле, социальном, когда окружающий мир, общество, воздействует на человека; в широком педагогическом смысле, имеется в виду целенаправленная деятельность, в учебно-воспитательном процессе; в узком педагогическом смысле, под воспитанием понимают специальную воспитательную работу: в еще более узком значении, решают такие задачи, которые связанны, например, с формированием качеств нравственных (нравственное воспитание),  и эстетическое воспитание. В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.[10, с. 220.]

Есть такие направления воспитания как процесс развития направленности личности: – к самому себе как к личности: воспитание самоотношения. В том числе: воспитание самосознания, эстетическое воспитание, физическое воспитание; к другим, окружающим человека людям – этическое (нравственное) воспитание; – к обществу в целом, к государству – гражданское воспитание.

Итак, мы переходим к понятию нравственного воспитания. Нравственное воспитание – это развитие у обучающегосясистемы нравственных знаний, чувств и стремлений.

Л.А. Григорович рассматривал «нравственность» как личностную характеристику, которая объединяет такие свойства и качества, как доброта, дисциплинированность, порядочность и коллективизм.

И.С. Марьенко дал следующее определение понятию«нравственность»- это сторона присущая каждой личности, которая обеспечивает добровольное соблюдение ею существующих в обществе норм, принципов поведения, правил. Они выражаются в отношении к Родине, коллективу, обществу, отдельным людям, к труду и самому себе.

Цель нравственного воспитания состоит в реализации содержанием его воспитательной деятельности, которая реализуется в отношениях субъекта и объекта воспитания двусторонним процессом. Воспитательная деятельность, предполагает собой процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, и воспитатель выступает в роли «соавтора» и «поставщика» воздействия общества на личность. Делает он это с помощью используемых воспитательных средств и приемов, но объект воспитания активный участник этого процесса. Он избирательно относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и потому сам выступает субъектом воспитания.

В свое содержание нравственное воспитание включаетпрежде всего сообщение объекту воспитания определенной информации о должном поведении. У ребенкавырабатывается определенная ответственность за поведение, и происходит это на основе знания о том, как нужно человеку поступать в определенных условиях и ситуациях. Усваиваются моральные нормы в повседневном общении людей. Нравственное воспитание придает этому процессу целевую направленность с помощью этического просвещения. И все же, как бы его формы ни варьировались, это средство нравственного воспитания нуждается в развитии и совершенствовании.

Анализ категорий морали и нравственного воспитания выявляет такие понятия как: моральная деятельность, моральные чувства, индивидуальная нравственность личности, сознание и поведение нравственное.Моральная деятельностьэто принятие моральных норм и следование им в  своем личном поведении, что и создает нравственность личности. Нравственным считается тот, для кого принятые нормы морали это его собственные убеждения и привычное поведения. Моральная деятельность, имеет мотивы: стремление к добру и справедливости, страх наказания, чувство долга. Соблюдение моральных норм, обязывает человека сдерживать себя в обществе, исправлять собственные недостатки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы. Моральные поступки вызывают у человека различные чувстваморали, такие как оценочные переживания, среди которых удовлетворение, вина, совесть,  радость и др. В таких переживаниях человек может сам оценить свое положительное и отрицательное поведение. К моральным категориям относится и понятие идеала нравственного – этот образ обобщен, и воплощает в себе главные моральные ценности общества и нации.

Если сгруппировать все морали общества, то можно представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности у подростков. Итак, должны получиться следующие моральные отношения.

[17, с. 203]:

а) Политика нашего государства: ученик должен понимать ход и перспективы мирового развития; правильно оценивать события внутри страны и на международной арене; осмыслять и понимать моральные и духовные ценностей,а так же стремиться к справедливости, демократии и свободе народов;

б) Любовь к родине, толерантность к другим странам и народам: ученикам в процессе нравственного воспитания нужно прививать любовь и преданность отчизне; нетерпимость и отвращение к национальной и расовой неприязни; доброжелательность и толерантность ко всем странам и народам; культуру межнациональных отношений;

в) Труду: нужно объяснить учащимся, что добросовестный труд на общее и личное благо и соблюдение дисциплины труда­­, это есть нравственность.

г) Отношение к памятникам культуры: должна проявляться забота о сохранении общественного достояния, а так же его умножении, охрана природ;

д) По отношению к людям нужно проявлять коллективизм, гуманность демократизм, взаимное уважение, взаимопомощь, заботу о семье и воспитании детей;

 е) Ну и конечно же отношение к самому себе. Нужно осознавать важность гражданского долга; быть простым и скромным в личной жизни и общественной; нужно быть человекомчестным и правдивым; нетерпимым к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальным и сохранять личное достоинство.

Как видно выше, каждое из перечисленных отношений включает в себя ряд норм, правил, которых должна придерживаться личность. Они - это основа ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детально показывают содержание нравственного воспитания, но и указывают на его большую многогранность. [17, с. 204]

Итак, рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечаем, что оно должно формировать у личности нравственность к идеологии, к политике страны, родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Из этого положения следует, что нравственное воспитание представляет собой процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.[17, с. 205]

Под нормами нравственного поведения, такие исследователи как Р.Г. Апресян и А.А. Гусейнова,понимают требования общества к поведению человека в определенных, повторяющихся ситуациях. Нормы нравственного поведения определяют как элемент моральных отношений, складывающихся в процессе жизненного взаимодействия людей.

Структуру нравственного сознания, составляют, во-первых, знания и представления о морали общества; во-вторых, – положительная его оценка, принятие этой морали и стремление к ней; в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках и в жизни[8, с. 55].

Нравственное воспитание и его проблема связанно с проблемой ценностей. Приучать ребенка к этим ценностям стоит в наиболее сложный период подросткового развития, когда возникает нужда в самоутверждении, саморазвитии. И именно в этот временной период вопрос о формировании ценностных ориентаций стоит особо остро. При самоанализе, у этого самого подростка начинают формироваться ориентации на ценности, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые дети-подростки хотят видеть в людях и в самих себе. У большинства подростков базовые ценности отсутствуют, поэтому возникает задача в организации такого пространства, где есть условия для усвоения нравственных ценностей. [6, с. 221.]

Важнейшей задачей образования является индивидуально-личностное развитие учащихся. Именно в контексте воспитания нравственного оно реализуется полностью. Многое берут на себя педагогические факторы, которые способствуют развитию определенного отношения к такому понятию, как нравственность. К этим факторам относят свой собственный жизненный опыт личности, ее деятельность и самоорганизацию.

Педагог и ученик постоянно,тесно взаимодействуют в процессе воспитания. Ученик принимает  влияние нравственного воспитания педагога, тем самым пропуская его через себя. Эффективнее всего, когда ученик не замечает  воздействий учителя, а считает, будто бы он сам решил, что хотел сделать то или иное действие, которое для него это важно и интересно. В этой ситуации школьник – это субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, которой важно следовать.

Овладение теорией воспитания,тем более нравственного воспитания, развивает педагогическое мышление специалиста, поэтому даже педагогу-практику необходимо постоянное саморазвитие, ознакомление с работами по воспитанию, чтобы видеть суть  событий в сфере воспитания молодого поколения.

2.2.Методы нравственного воспитания подростков.

Методика воспитания исследует деятельность детей как форму взаимодействия с окружающим миром и единственный путь личностного развития. Основные вопросы, которые ее интересуют следующие: виды, структура, содержание и форма, субъекты организации, средства и способы организации деятельности. Данная научная дисциплина уже непосредственно связана с практической работой педагога, ее положения выступают как общие инструктивные положения для реального профессионального труда педагога. [19, с. 7]

Проблема дисциплины в методическом ракурсе выглядит несколько иначе: как создать традиции в воспитательном учреждении и как сформировать привычки подрастающей личности.[19, с. 8]

Методы воспитательной деятельности стоит строить в понятиях действий. Метод – синоним способ, способ действия.Какого рода действия обучающегося могут быть направлены на его воспитание? Наверное, действия типа: побуждение, поступок, оценка, подражание, самооценка, раскаяние и т.п[8]

Методы воспитания - это способы профессионального взаимодействия учителя и учащихся. Его цельрешить образовательно-воспитательные задачи [3, с. 54]. Взаимодействие построено на роли учителя, которая явлетсяведущей. Учитель направляет и выступает в роли руководителя,и организовываетне только деятельностьучащихся, но и их направленность в воспитании нравственном. Так жеу методовесть ряд приемов, с помощью которых можно сгладить сложности динамического учебно-воспитательного процесса.

Воспитательный процесс разносторонен в своем содержании, а так же мобилен в организационных формах. С этим как раз и  связано многообразие воспитательных методов. Есть методы, которые отражают содержание и специфику воспитания. Так же существуют методы, которые ориентированы на работу с детьми и подростками младшего и среднего школьного возраста, особенность методов в специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания. Общие они, потому что распространяются на весь воспитательный процесс.

Классификация методов помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует разумному и более эффективному их использованию, помогает понять для чего они нужны и характерные их признаки, присущие отдельным методам [7, с.115].

Методы воспитания условно можно разделить на три основные группы[2, с. 95]:

1. Методы убеждений, которые помогают сформировать у учеников мировоззрение (внушение, повествование, обращение-призыв и т.д.).

2. Методы приучения или упражнения, с помощью которых учитель организовывает деятельность воспитанников и помогает в стимуляции позитивных мотивов (поручения, требования, показ образцов и примеров, создание ситуаций успеха и т.д.).

3. Методы поощрения и наказания, которые призваны научить учеников самим регулировать свое поведение и самооценку с учетом внешней оценки своих поступков (похвала, наказание, замечание, создание ситуаций контроля и самоконтроля, критики и самокритики)

Итак, разберем более подробно методы убеждения и поощрения и наказания, потому что именно они нам подходят в воспитании нравственности у подростков:

Методы убеждений являются ведущими в воспитательной работе. Владея искусством убеждения, можно решать разнообразные педагогические задачи и достигать конкретных целей воспитания. Методы убеждений позволяют оказывать воздействие на знания воспитанниками социальных норм и правил, формировать их мировоззрение.

В качестве конкретных рекомендаций по применению этих методов в практической деятельности педагога нужно отметить следующее (16, с. 96):

1. Методы убеждений эффективны лишь в том случае, если их систематически применять.

2. Правильным будет использование разнообразных форм убеждений (внушение, рассказ, диалог, инструктаж и др.).Содержание внушения, рассказа, диалога должно объективно излагать факты, связанные с практикой, а так же быть убедительным, доступным, ярким по своей форме изложения.

3. Воспитательные воздействия надо направлять не только на понимание учениками предъявляемого содержания, но и на ихэмоциональный фон, что бы они пропустили через себя переживание этого материала.

4. Методы убеждения будут эффективны в том случае,если педагог будет сам убежден в правильности произносимых им норм и ценностей, т.е. он должен сам поверить в то, что говорит

5. Важно использовать методы убеждений своевременно, ориентируясь на готовность воспитанника воспринимать информацию, причем это психофизиологическое состояние готовности воспитанника должно служить ориентиром педагога для выбора времени начала и окончания применения конкретного метода убеждения.

Методы поощрения и наказания педагог использует для того, чтобы воспитанники смогли осознать свои недостатки и достоинства, научились сдерживать аморальное поведение, развивали навыки самооценки и самоконтроля.

Поощрение это метод воспитания, цель которого обучение ребенка нравственным нормам поведения без использования физического наказания, лишения, а с помощью положительного подкрепления одобряемого поведения. Одобрение рассматривается в действиях и словах и в положительном отношении взрослых к детям. Оно создает благоприятную атмосферу в процессе обучения, помогает ребенку не чувствовать дискомфорт даже в ситуации ошибки, а так же стимулирует подростка проявлять упорство и целеустремленность. Одобрение применяется независимо от успешности деятельности ребенка, тем самым доказывает ему, что его ценность длявзрослых неизменна. При чрезмерном  использовании похвалы, ребенок может ориентироваться не на правильность своих поступков, а на ее получение.

Награда — это поощрение за успех, которая проявляется в виде подарка. Награду рекомендуется использовать вместе с одобрением.В случае чрезмерного увлечения наградами со стороны взрослых, ребенок может начать манипулировать взрослым.

Наказание — его цель научить ребенкаследовать общепринятым нормам поведения. Основа- лишение ребенка чего-либо, физическое воздействие. Ребенок должен понимать наказание как результат своих неверных поступков.

Для достижения поставленных целей в воспитании нравственности с младшего школьного возраста должно проводиться немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу личного примера.[12, с. 550.]

Так же особое место в воспитании гражданина своей родины занимает знакомство детей с обрядами иобычаями своего края, способствует не только нравственно-патриотическому воспитанию, но и

формированию у ребенка позитивного отношения к миру и к самому себе [9,с.6].

Мы посмеем утверждать, что секрет успешного воспитания обусловливается не тем, что делает педагог, а тем, чем наполняет педагог то, что он делает вместе с детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: