Глава 1. Личность учителя

Введение.

В настоящее время проблема нравственного воспитания подростков становиться все более актуальной. В наши дни школа задана целью на то, чтобы сформировать всесторонне развитую, социально зрелую, нравственную личность.Однако современное воспитание столкнулось с такими проблемами как переоценка традиционных ценностей, влияние со стороны запада, ставящего своей главной целью погоню за материальными благами и своего личностным успехом посредством любых средств и др.

Семья-это начало нравственности. Ребенок смотря на поведение и поступки своих родителей с возрастом перенимает их манеры поведения, и зачастую родители не всегда полноценно справляются с воспитанием нравственности у ребенка. Поэтому учитель должен понимать, что на нем лежит обязанность привить духовные ценности ребенку и воспитать высоконравственную личность.

Основной задачей современного образования является  формирование высоконравственной личности. Но на данный момент в школах процесс воспитания и образования идут порознь. Связано это с тем, что школа — это, во-первых, место оказания образовательных услуг, где по сути привитие нравственных ценностей младшему поколению отсутствует. Но нельзя забывать, что основной задачей школы всегда являлось воспитание ребенка, а вот образование рассматривалось как средство достижения поставленной задачи.

Изучением нравственного воспитания и роли в нем учителя, занимались такие известные отечественные и зарубежные педагоги как В.А.Сластенин, Б.А. Исмагулова, Н.Е. Щуркова, И.С. Кон, К.Д. Ушинский

Объект исследования: процесс нравственного воспитания.

Предмет исследования: личность учителя как фактор нравственного воспитания школьников

Цель исследования: определить роль личности учителя в нравственном воспитании подростков.

Задачи исследования:

1.Раскрыть содержание понятий «личность учителя», «нравственное воспитание».

2.Рассмотреть цели, содержание и методы нравственного воспитания.

3. Рассмотреть влияние личности учителя на нравственное воспитание подростка.

    Для достижения цели я использовала следующие методы: анализ научной литературы, наблюдение, метод индукции.

    Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

   


 

 


Глава 1. Личность учителя.

1.1 Понятие личности.

Существует несколько определений личности:

Личность - это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтений и привычек, имеющиеся у него знания и опыт.

По мнению С.Л. Рубинштейна, личность этосравнимо поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Если обратиться к педагогическому терминологическому словарю, то личность- это человек, субъект отношений, который осознает свою деятельность и способен к самопознанию и саморазвитию [11, c. 132].

Про структуру личности А.Н. Леонтьев говорил, что личность это связь и взаимодействие различных ее компонентов: силы воли ("сильная личность", "слабохарактерный человек"), отношение к людям ("доброжелательный", "равнодушный"), эмоции и т.д. и называет их чертами. [ 8, с.115 ]. Чтобы структурировать эти черты существует разделение на уровни:

ü Первый уровень личности это половые свойства психики, возрастные, врождённые.

ü Второй уровень личности это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений, восприятия, которые зависят и от врождённых факторов и от их развития.

ü Третий уровень личности это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.

ü Высший уровень личности – это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.

В психологии под свойствами личности принято понимать устойчивые  явления психики человека, которые оказывают существенное влияние на его деятельность и характеризует с социально-психологической стороны. В структуру этих явлений входят темперамент, способности, воля, характер, мотивация, эмоции.

1.2 Учитель как личность.

Личность педагога обсуждалась во все времена, эта тема стала ещё бо­лее актуальной в наши дни.Современной школе нужен учитель глубоко владеющий предметными и психлого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенция­ми, способный помочь обучающимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.[4, с. 225.]

В.А. Сластёнин, исследуя проблему личности педагога, старался по­нять каким научным требованиям в перспективе должна отвечать личность ипрофессиональная компетентность учителя современной школы, каков меха­низм формирования и развития личности учителя.[4, с. 225.]

Понятие личности мы уже рассмотрели в сказанном выше, и за основу возьмем определение из педагогического терминологического словаря.

Структура личностипедагога состоит из трех групп качеств: социальные и общеличностные. К общеличностным относится идейность, нравственность, гражданственность, педагогическая направленность культура эстетики и др. Далее идут профессионально-педагогические качества, такие как готовность теоретическая и методическая по выбранной специальности, психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности (теоретическая), развитость, проявленная на практике, педагогических способностей и умений. Следующие рассматриваются индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая память, наблюдательность, мышление),волевые качества, эмоциональная отзывчивость, особенности темперамента, состояние здоровья [13, с 64].

Важнейшим качеством педагога является его ориентация на высшие ценности, а так же проявление гуманизма по отношению к ребенку и к людям в целом. Учитель должен обладать духовной нравственностью, что бы в дальнейшем воспитать в ребенке эти же качества. Для этого он должен постоянно заниматься личным саморазвитием, быть готовым к любым неожиданностям, и умело подстраиваться под них, самостоятельно осуществлятьвыбор нравственный и нести за него ответственность. При этом,взаимодействуя со школьниками, ему необходимо опираться на возрастные их потребности и интересы, обеспечивать эмоциональный интерес к общей деятельности; создавать эмоционально-волевую атмосферу напряжения, ведущую к успеху; учитывать положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения; заботиться о создании доброжелательной атмосферы дружбы и взаимопонимания. [12, c 115-116]

Используя эти качества учитель в своем профессиональном взаимодействии с учениками помогает им найти свое место в жизни, наладить отношения с окружающими при этом не навредив ни себе, ни жизни других людей.

Так же формирование личности учителя происходит при успешной педагоги­ческой деятельности, где проявляются профессиональные качества педагога.

В процессе профессионально-педагогической деятельности прежние компо­ненты деятельности и профессиональный облик учителя меняются, обновля­ются, корректируются, обобщаются. В итоге вырабатывается сформирован­ная модель идеального учителя.[6, с. 108.]

В статье «Педагогика творчества» (1991) В.А. Сластёнин исходя из многолетних научных наблюдений, констатировал тот факт, что «учитель призван управлять обучением, развитием и воспитанием формирующейся личности школьника. А чтобы управлять он (учитель) тоже должен сформи­роваться не только как личность, но и как профессиональная личность, обя­зан быть компетентным, творчески разнообразным, нужно полностью знать все условия образования, знать технику обучения и воспитания, нужно иметь известное научное образование», умение самостоятельно мыслить, прини­мать нестандартные решения в сложных динамических ситуациях — это ха­рактерная черта сформированного профессионального облика современного

учителя.[14]

Гельвеций так говорил о личности учителя: «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно.»

Таким образом личность учителя представляет собой человека идейного, человека нравственного с педагогической направленностью и понимаем эстетической культуры. Так же педагог воплощает собой профессионализм не только непосредственно в теоретических знаниях, но и в педагогической наблюдательности, совокупности эмоциональной отзывчивости и волевых качеств, а так же присутствует психологическая устойчивость.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: