С 15 июля 2016 года вступили в силу масштабные изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 273-ФЗ (далее - Закон N 273-ФЗ).
Основные изменения коснулись: терминов и определений, порядка доступа к информации об условиях отбора контрагентов; совокупного размера ретробонуса и платы за оказание услуг по продвижению товаров и иных подобных услуг; сроков и порядка оплаты товаров; запрета на взимание/внесение дополнительных плат и возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров; уточнения антимонопольных требований, предусмотренных ст. 13 Закона о торговле.
Кроме того, в связи с вышеизложенными изменениями в Законе о торговле были внесены изменения и в КоАП.
Так, новая редакция ч. 1 ст. 4.5 КоАП устанавливает, что сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о торговле составляет 1 год, вместо 2 месяцев, установленных ранее.
|
|
В части 5 ст. 14.40 и части 2-6 ст. 14.42 КоАП предусмотрена ответственность не
только за включение условий в договоры, но и за исполнение (реализацию) условий
договоров, нарушающих требования Закона о торговле.
За нарушени е вышеуказанных положений Закона о торговле предусмотрены административные штрафы в размере от 20 000 до 50 000 рублей на должностных лиц и от 1000000 до 5000000 рублей на юридических лиц. Кроме того, правонарушение по ч. 6 ст. 14.40 КоА Предлагается наказывать не только штрафами, но и дисквалификацией должностных лиц.
Федеральная антимонопольная служба в июле 2016 выпустила письмо, отражающее точку зрению Службы на внесенные в Закон о торговле изменения. В частности, ФАС изложила свое мнение в отношении порядка установления ретробонуса в договоре поставки, а также цены договора оказания услуг по продвижению товаров, и уточнила ситуации, при которых отклонение будет рассматриваться антимонопольным органом в качестве дискриминационных условий, нарушающих требования ст. 13 Закона о торговле.
Согласно внесенным изменениям с 1 января 2017 года условия договоров, заключенных до 15 июля 2016 года, противоречащие редакции Закона N 273-ФЗ,применяться не могут и будут признаны утратившими силу, а договоры, заключаемые с 15 июля 2016 года, должны изначально соответствовать Закону о торговле в редакции Закона N 273-ФЗ.
Следовательно, лицам, участвующим в отношениях, связанных с поставками продовольственных товаров, РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- осуществить проверку заключенных до 15 июля 2016 договоров поставки
продовольственных товаров и договоров об оказании услуг на предмет их соответствия
новым положениям Закона о торговле и при необходимости внести в них изменения в
срок до 1 января 2017 года;
|
|
- разработать формы договоров, соответствующих новым требованиям Закона о
торговле, или внести необходимые изменения в ранее разработанные формы договоров в целях их за ключения с контрагентами после 15 июля 2016 года.
Тема 5. Технологический процесс коммерческой деятельности
Таблица Операции, выполняемые на различных этапах коммерческой деятельности
Этап коммерческой деятельности | Выполняемые операции |
1. Сбор и анализ информации о конъюнктуре рынка | 1. Сбор информации о спросе населения 2. Сбор информации о товарном предложении 3. Сбор информации о производителях и поставщиках товаров 4. Анализ полученной информации |
2. Определение потребности в товарах | 1. Расчет предполагаемого объема реализации товаров 2. Обоснование структуры ассортимента закупаемых товаров |
3. Выбор поставщиков товаров | 1. Посещение выставок и ярмарок 2. Изучение рекламных материалов, в том числе размещенных в специальных изданиях 3. Оценка результатов работы с поставщиками 4. Отбор наиболее выгодных поставщиков |
4. Установление хозяйственных связей с поставщиками | 1. Разработка проекта договора купли-продажи (поставки) 2. Согласование условий договора 3. Заключение договора и контроль его исполнения |
5. Коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров | 1. Выбор оптовых покупателей 2. Заключение договоров с оптовыми покупателями 3. Выбор методов оптовой продажи товаров 4. Документальное оформление 5. Контроль над использованием договорных обязательств 6. Организация товароснабжения розничной торговой сети |
6. Коммерческая деятельность по розничной продаже товаров | 1. Выбор форм торгового обслуживания и продажи товаров 2. Применение различных методов стимулирования продаж товаров 3. Организация расчетов с покупателями |
7. Формирование ассортимента товаров | 1. Обеспечение необходимой широты и полноты ассортимента 2. Обновление ассортимента товаров в зависимости от изменения спроса на них 3. Разработка ассортиментных перечней товаров и контроль над их выполнением 4. Воздействие на производителей товаров с целью обновления и совершенствования выпускаемых ими товаров |
8. Управление товарными запасами | 1. Определение величины товарных запасов, необходимых для бесперебойного снабжения ими покупателей 2. Поддержание товарных запасов на должном уровне 3. Принятие мер по ускорению оборачиваемости товарных запасов |
9. Рекламно – информационная деятельность | 1. Выбор средств рекламы 2. Разработка и проведение рекламной кампании 3. Оценка эффективности проведенных рекламных мероприятий |
10. Оказание торговых услуг | 1. Отбор услуг, пользующихся спросом у оптовых и конечных покупателей 2. Оказание посреднических, консультативных и других услуг оптовой торговли 3. Оказание услуг покупателям магазинов |
Основы построения процесса товародвижения
Товародвижение – процесс доведения товаров от предприятий – изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей
|
Основные факторы, влияющие на процесс товародвижения
Звенность в товародвижении I. Беззвенное (беспосредническое), или транзитное товародвижение
Производственное предприятие
Розничное торговое предприятие
II. Звенное (посредническое) товародвижение
Однозвенное
Производственное | Посредник | Розничное торговое | |||||||||||||||
предприятие |
|
| предприятие
| ||||||||||||||
| Двухзвенное |
|
| ||||||||||||||
|
|
| Розничное торговое предприятие | ||||||||||||||
Производственное предприятие | ------- ► | Оптовая база | —► | Мелкооптовая база | — ► | ||||||||||||
|
| Трехз | вен | ное |
| ||||||||||||
|
|
| Розничное торговое предприяти | ||||||||||||||
Производственное предприятие | —► | Оптовая база | —> | Мелкооптовая база | —* | Склад | —► | ||||||||||
Принципы рационального построения процесса товародвижения
Принципы
1. Применять кратчайшие пути продвижения товаров
2. Сокращать звенность
■>
3. Широко использовать централизованную доставку товаров в розничную торговую сеть
■>
4. Выбирать рациональные транспортные средства и эффективно их использовать
■>
5. Развивать применение тары – оборудования и средств механизации погрузочно – разгрузочных работ, внутрискладского и внутримагазинного перемещения грузов
■>
6. Постоянно совершенствовать и оптимизировать технологическую цепь товародвижения, широко используя в торговле достижения научно – технического прогресса
Приемка товаров
По количеству
1
По качеству и комплектности
1. Цель – предотвратить недостачу поступив-шего товара в магазин, определить (измерить) фактическое количество товара | 1. Цель – предотвратить поступления к покупателям некачественных товаров |
2. Устанавливается соответствие наименования, сорта, цены товара, его количества данным сопроводительных документов | 2. Производится проверка качества товара, тары и маркировки товаров в соответствии с нормативными документами (ГОСТами, ТУ и др. сопроводительными документами) |
3. Производится проверка состояния упаковки, целостности пломб и соответствия массы тары маркировке (одновременно с массой нетто товара) | 3. Принимают товары по органолептическим показателям |
4. Изменение (взвешивание, перемеривание товаров): товары в закрытой таре; товары без тары; товары в поврежденной или открытой таре | 4. При необходимости производится отбор проб, которые направляют на лабораторные испытания |
Основные требования к приемке товаров – своевременная, тщательная проверка количества и качества, а также своевременное и правильное оформление документов
|
|
Сроки приемки товаров по количеству
Приемка товаров, поступающих без тары, в открытой или поврежденной таре