Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества»

Вариант 3.

Прочтите отрывок из учебника А. С. Кармина, Г. Г. Бернацкого «Философия» и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

Под техникой понимают: 1) способы, приемы деятельности («субъективная техника») – например, техника музыканта или техника спортсмена; 2) материальные устройства, конструкции, системы («объективная техника» - например, станок, нефтепровод, компьютер. Техника – это искусственно созданные средства человеческой деятельности. Техника очень разнообразна: промышленная, транспортная, сельскохозяйственная, медицинская, военная, вычислительная, бытовая, техника связи, технические средства обучения.

Техника занимает промежуточное место между человеком и природой. С одной стороны, она является изобретением человека и действует по принципам, заложенным в нее человеком. С другой стороны, она представляет собой совокупность материальных вещей и процессов, существующих в соответствии с законми природы. Каждое техническое устройство – это своего рода «чудо природы», «фокус»: созданная по законам природы «внеприродная вещь».

Развитие техники оказывает огромное воздействие на жизнь общества: увеличивает производительность труда путем усиления физических и умственных способностей человека и замены его действий работой машины; формирует искусственную среду обитания, оберегающую человека от опасностей, которые могут его ожидать в дикой природе, создающую ему комфортные условия жизни. Но вместе с тем это отдаляет его от естественных условий существования и подвергает новым опасностям, возникающим из-за неисправностей техники или неосторожного обращения с ней; постоянно увеличивает потребности человека и создает средства их удовлетоврения; изменяет все виды человеческой деятельности и по мере своего развития порождает новые ее виды.

Вопросы и задания: 1. Приведите свои примеры употребления понятия «техника» в объективном и субъективном смыслах. 2. Какие виды техники выделяют Кармин и Бернацкий? Какими видами техники вы располагаете? Приведите примеры. 3. Какое место занимает техника? Ответ обоснуйте. 4. Как техника увеличивает ваши физические и умственные способности, оберегает от дикой природы, удовлетворяет ваши потребности, изменяет вашу деятельность, подвергает вас опасности? Ответ дайте в развернутом виде. 5. Как оценивают воздействие техники на общество современные отечественные философы: позитивно, негативно, неоднозначно? Ответ обоснуйте. 6. Как вы сами оцениваете воздействие техники на бытие человека и общество? Ответ аргументируйте. 7. Придумайте заголовок к тексту. Запишите и обоснуйте его. 8. Что вы нового узнали и чему научились?

 

Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества».

Вариант 4

Прочтите отрывок из учебника А. С. Кармина, Г. Г. Бернацкого «Философия» и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

Предметная область технических наук – техника, которая есть особая реальность, занимающая место между природой и человеком. Технические знания накапливались у людей с незапамятных времен, но технические науки появились лишь в восемнадцатом веке. У них было два источника: эмпирическое обобщение результатов технической деятельности (например, закон Гука был сформулирован как эмпирически найденная зависимость между силой, действующей на упругое тело, и его деформацией под действием этой силы) и применение физико-математических методов к решению технических задач (например, работы Кеплера по вычислению объема винных бочек).

Первоначально научно-технические исследования не отличались от естественнонаучных и воспринимались как работы по математике, физике, химии. В восемнадцатом веке в качестве самостоятельных технических наук сформировались дисциплины, имеющие механико-математический характер (теория машин, гидротехника). В девятнадцатом веке обретают статус самостоятельных наук теплотехника, химическая технология, электротехника. В чем же состоит специфика технических наук?

Во-первых, она определяется своеобразием их предметной области. Если в естествознании изучаются природные объекты, то в технических науках – объекты искусственные, создаваемые людьми. Поскольку все технические объекты подчиняются законам природы, постольку любая техническая наука основывается на физике, механике, химии и других естественных науках. Во-вторых, специфика технических наук связана с их нацеленностью на практическую пользу. Третьей специфической чертой технических наук является их проектный характер. Они предназначены не только для описания и объяснения того, что уже есть в существующей технике и технологии, но и для проектирования того, что может быть создано, а также исследования проектов.

 

  Вопросы и задания: 1.Что изучают технические науки? Какие технические науки вы уже изучили или изучаете в колледже? 2. Как А. С. Кармин и Г. Г. Бернацкий трактуют технику? Знания по каким наукам лежат в основе технических наук? 3. Когда появились технические науки? Какие факторы способствовали их появлению? 4. Как связаны между собой естественные и технические науки? В чем заключаются отличия технических наук от естественных? 5. Придумайте и обоснуйте название к этому тексту. 6. Что вы нового узнали и чему научились?

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: