Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества»

Вариант 5.

Прочтите отрывок из учебного пособия П. В. Алексеева «Социальная философия» и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, но сегодня также – как технические сооружения и как техническая среда. К феноменальным чертам техники отнсятся также знания, используемые в технике. В отличие от феноменальных описаний, анализ сущности техники – это ответы на такие фундаментальные вопросы, как: в чем природа техники, как техника относится к другим сферам человеческой деятельности, - науке, искусству, инженерии.  

«Техника, - пишет К. Ясперс, - это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой; цель их – придать жизни такой облик, который позволял бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды». В этой трактовке техники на первом плане - цель, которую ставит человек. Имеются истолкования техники, лишенные указания на эту цель и, наоборот, сфокусированные на самих компонентах техники. Так, по А. Г. Спиркину, «под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. Правда, далее автор указывает, что благодаря технике человек преобразует природу. В статье А. И. Ракитова в технике выделяется два смысла. В первом она обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые им для преобразования окружающей среды, выступающие как средства орудия труда для создания средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей; во втором – систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

Вопросы и задания

1. Что представляет собой техника с феноменальной (явление) и ноуменальной (сущностной) точек зрения?

2. Чем трактовка техники К. Ясперсом отлична от трактовки техники А. Г. Спиркиным? Есть ли в этих трактовках общие черты? Ответ дайте развернутым.

3. Какие аспекты понимания сущности техники выделяет А. И. Ракитов? В чем он видит ее объективный и субъективный смыслы?

4. Подумайте, как озаглавить данный текст. Напишите название к тексту и обоснуйте его. Что вы нового узнали? Чему научились? Какая трактовка сущности техники вам близка? Ответ обоснуйте.

 

Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества».

Вариант 6.

Прочтите отрывок из учебного пособия П. В. Алексеева «Социальная философия» и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

Во второй половине двадцатого века предметом философских дискуссий стали вопросы о характере технической рациональности, о структуре технического мышления, о соотношении философии техники с философией науки. Оригинальная концепция технического мышления была предложена американским философом Х. Сколимовски. Естественнонаучное и техническое знание, утверждал Сколимовски в работе «Структура мышления в технике», относятся к разным типам реальности. Естественнонаучное мышление направлено на поиск истины, оно стремится к постижению реальности и с этой целью создает все более глубокие теории. Техническое мышление не может обойтись без результатов естественнонаучного, то есть знания о том, какова данная нам реальность. Однако техническое знание не есть продолжение естественных наук. Определяющей чертой технического мышления является его направленность на создание новой реальности в соответствии с человеческими замыслами. Прогресс технического знания проявляется именно в его способности обеспечивать производство все большего количества и все более разнообразных и совершенных объектов (под техническим объектом Сколимовски понимает артефакт, произведенный человеком для выполнения некоторой функции: это может быть как консервный нож, так и сверхзвуковой самолет) со все более интересными чертами. Допуская, что технический прогресс невозможен без научного и наоборот, Сколимовски настаивает на несводимость одного к другому. Если грандиозное техническое усовершенствование не сопровождается никаким ростом знания в чистой науке, оно означает шаг только в техническом прогрессе. С другой стороны, для чистой науки не важно, используется данное открытие или нет; для нее имеет значение, насколько данное открытие увеличивает наше знание, какой вклад вносит оно в постижение мира.

Вопросы и задания

1. Какой философской проблеме посвящен данный текст? Исходя из этого, придумайте ему название, а также обоснуйте его.

2. Как Х. Сколимовски трактует технический объект?

3. Как взаимосвязаны друг с другом естественные и технические науки? Что общего и что различного между ними?

4. Какие сходства и какие отличия имеются у технического и научного прогресса, если сравнивать их друг с другом?

5. Что вы нового узнали из текста и чему научились?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: