Ля-бемоль минор — as-moll

КВИНТОВЫЙ КРУГ ТОНАЛЬНОСТЕЙ.

Порядок расположения тональностей одного лада, диезных – по ч5 вверх, а бемольных – по ч5 вниз от До мажора, называется – квинтовым кругом. 

 

Знаки альтерации пишутся при ключе и называются – ключевыми. Каждый новый ключевой диез в мажоре появляется на VII ст., а новый ключевой бемоль - на IV ступени. 

Таким образом получается следующий ряд мажорных и минорных диезных тональностей:

Мажор: До – Соль(1#) – Ре(2#) – Ля(3#) – Ми(4#) – Си(5#)…  

Минор: ля – ми – си – фа #–    до#– соль #...

 

Таким образом получается следующий ряд мажорных и минорных бемольных тональностей:

Мажор: До – Фа(1Ь)– СиЬ (2Ь) – МЬ (3Ь)– ЛяЬ (4Ь)– РеЬ (5Ь).

Минор: ля – ре – соль – до –    фа –          сиЬ.

Энгармонически равные тональности звучат одинаково,

а записываются по-разному

БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ.

Буквенная система обозначения звуков была изобретена в X веке во Франции. Она заключалась в том, что каждый звук обозначался латинской буквой алфавита:

До –  Ре –   Ми – Фа –  Соль –Ля –  Си

C c - D d - E e - Ff - G g - A a - H h

Диез обозначается слогом - is. Бемоль обозначается слогом - es. Дубль диез - isis, а дубль бемоль – eses.

В настоящее время буквенная система используется и для обозначения тональностей. Мажор обозначается словом dur (твёрдый), а минорmoll (мягкий). 

Есть 3 исключения в написании звуков: ля бемоль – As (as), си бемоль – B (b), ми бемоль – Es (es).



До мажор — C-dur

Соль мажор — G-dur

Ре мажор — D-dur

Ля мажор — A-dur

Ми мажор — E-dur

Си мажор — H-dur

Фа-диез мажор — Fis-dur

До-диез мажор — Cis-dur

Фа мажор — F-dur

Си-бемоль мажор — B-dur

Ми-бемоль мажор — Es-dur

Ля-бемоль мажор — As-dur

Ре-бемоль мажор — Des-dur

Соль-бемоль мажор — Ges-dur

До-бемоль мажор — Ces-dur

Ля минор — а-moll

Ми минор — e-moll

Си минор — h-moll

Фа-диез минор — fis-moll

До-диез минор — cis-moll

Соль-диез минор — gis-moll

Ля-диез минор — ais-moll

Ре минор — d-moll

Соль минор — g-moll

До минор — e-moll

Фа минор — f-moll

Си-бемоль минор — b-moll

Ми-бемоль минор — es-moll

ля-бемоль минор — as-moll


АЛЬТЕРАЦИЯэто повышение или понижение основных ступеней. 

ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ (хроматические знаки) - это специальные знаки повышения или понижения отдельных звуков. Знаки альтерации могут быть – ключевыми и неключевыми (случайными).                             

Порядок диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#

Порядок бемолей: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb

Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только количество знаков изменяется в разных тональностях.

Порядок бемолей: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb

Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые знаки - действуют на все произведение), либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации - действуют до конца такта).

Случайные знаки бывают двух видов:

Альтерация - это усиление тяготения в данном ладу неустойчивых звуков в устойчивые путем их приближения (повышением или понижением) к устойчивым.

Хроматизм - это изменение высоты звуков, противоположное тяготениям в данном ладу, то есть выходящее за рамки лада.

Знаки альтерации - изменяют высоту звука:

Диез (#) - повышает звук на пол тона

Бемоль (b) - понижает звук на пол тона

Дубль-диез (x) - повышает звук на тон

Дубль-бемоль (bb) - понижает звук на тон

Бекар () - отменяет предыдущие знаки альтерации

Способы облегчения определения и запоминания тональностей:

Диезные тональности - последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в миноре II ступенью.

Бемольные тональности - предпоследний ключевой знак будет в мажоре Тоникой, а в миноре III ступенью.


Ритм, метр, размер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: