Следователь своим поведением, тоном, характером
вопросов должен показать свою заинтересованность во всестороннем, объективном и полном расследовании.
Вводная часть допроса должна носить характер беседы, лишенной чрезмерной официальности, – это необходимо для установления психологического контакта. Основой контакта должны быть правдивая характеристика ситуации, в которой оказался несовершеннолетний, показ того ущерба, который причинен его общественно опасными действиями, предложение подумать о том, как исправить причиненное зло, порвать с прошлым, облегчить совесть.
Для получения правдивых показаний важно разъяснить их значение для несовершеннолетнего.
При наличии данных о взрослых подстрекателях или иных соучастниках необходимо объяснить несовершеннолетнему, что они будут привлечены к уголовной ответственности, сказать о цене истинной дружбы, товарищества.
Если несовершеннолетний признает факт преступления, следует подробно выяснить обстоятельства его совершения, что чрезвычайно важно для последующей проверки показаний и исключения самооговора.
|
|
При совершении группового преступления изучается процесс формирования преступной группы, выясняется действительная роль каждого участника преступления.
Тщательно изучается поведение несовершеннолетнего после преступления, а также отношение к содеянному. Специально исследуются мотивы совершения преступления, их «детский характер» (озорство, желание «покататься», получить инструменты для работы и т. д.).
При наличии сведений об отставании уровня развития подростка от присущего его возрасту выяснение данного вопроса также включается в план расследования.
Предъявляя обвинение, подростку необходимо подробно и в доступной форме разъяснить его сущность, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, обоснованность квалификации, сущность упомянутых в законе и в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого юридических терминов.
Если несовершеннолетний признает себя виновным и дает правдивые показания, основное внимание уделяется детализации его показаний с целью выяснения всей картины преступления, определения истинной роли каждого соучастника, мотивов преступления.
Слайд 19
В подобных ситуациях целесообразны следующие тактические рекомендации:
1) максимально возможная детализация обстоятельств преступления и роли каждого соучастника;
2) выявление обстоятельств, непосредственно предшествовавших совершению преступления;
3) постановка дополнительных вопросов, направленных на уточнение мотива и цели
преступления;
|
|
4) применение способов активизации памяти, если допрашиваемый вследствие неблагоприятных условий восприятия, большого эмоционального напряжения допускает ошибки или неточности в освещении имевших место событий.
Если несовершеннолетний не признает себя виновным, целесообразно применение следующих тактических приемов:
1) необходимо раскрыть общественную опасность преступления; ущерб, причиненный подростком родным и близким; разъяснить подростку значение чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления как смягчающих вину обстоятельств;
2) активно использовать собранные в процессе расследования доказательства; их лучше применять в
нарастающем порядке, в логической последовательности и без разрыва во времени;
3) лучше предъявлять только те доказательства, которые непосредственно уличают подростка в совершении преступления; не следует сообщать ему данные, полученные из других источников, которые
непосредственно не уличают его, но вместе с тем раскрывают механизм совершенного преступления; этой информацией может воспользоваться, решив «признаться» в преступлении, которого
он не совершал;
4) целесообразно изобличение несовершеннолетнего во
лжи по второстепенным вопросам, что позволит продемонстрировать осведомленность следователя о механизме преступления в целом;
5) хороший эффект может дать прием психологической внезапности – постановка перед обвиняемым неожиданных вопросов; следует, однако, иметь в виду, что при неумелом использовании данного приема подросток может либо замкнуться, либо оговорить себя.
Суду присяжных несовершеннолетние неподсудны в силу того обстоятельства, что ни пожизненное лишение свободы, ни смертная казнь к ним неприменимы ни при каких обстоятельствах.
Слайд 20
Допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.
Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля обусловлена не только возрастными особенностями, но и его отношением к преступному событию, обвиняемому и потерпевшему.
По этим критериям всех свидетелей можно разделить на следующие группы:
1) друзья несовершеннолетнего обвиняемого;
2) иные его знакомые;
3) соучастники, дело в отношении которых прекращено;
4) несовершеннолетние, не знавшие
обвиняемого;
5) подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего потерпевшего.
На начальной стадии допроса в ходе установления психологического контакта необходимо выяснить у свидетеля его взаимоотношения с обвиняемым, потерпевшим, его отношение к преступлению.
Несовершеннолетние очевидцы преступления обычно дают правдивые показания.
Сложности при их допросе могут возникнуть из-за
трудностей воспоминания или описания преступных событий. В таких случаях рекомендуется принимать меры к «оживлению» памяти путем предъявления доказательств, активизации ассоциативных связей, проверки и уточнения показаний на месте.
Слайд 21
Несовершеннолетние потерпевшие также обычно объективны в своих показаниях. Вместе с тем при их допросе нельзя не учитывать, что:
1) они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред;
2) чувство страха, испытанное в момент преступления, способствует преувеличению пережитой опасности;
3) усилия потерпевшего обычно направлены не на восприятие происходящего, а на защиту от преступного посягательства, поэтому он может ошибаться в оценке тех или иных обстоятельств преступления;
4) потерпевший может умалчивать о нежелательных или невыгодных для него деталях преступления;
5) на потерпевшего часто пытаются воздействовать, уговаривают его «простить» виновного.
Слайд 22