Тема урока. Знакомство с различными техниками работы по выполнению декоративных панно

ИЗО 5 класс

   Цель: Расширить знания учащихся о коллаже. Познакомить с новой коллажнойтехникой - «терра».

   Задачи:   Обучать навыкам и приемам работы с флористическим коллажем, грамотно применять и сочетать разнородные материалы. Развивать фантазию, креативность, художественный вкус, чувство стиля. Закреплять знания законов композиции на практике.  Воспитывать бережное  отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы и передавать  эмоциональное состояние в работе.

   Тип урока:   Смешанный – теория и практика

   Метод урока:   Объяснительно - иллюстративный

   Задание:   Урок 1: Подготовка, обсуждение и отбор с педагогом эскизов. «Черновое» расположение композиции на формате. Покрытие формата клеем ПВА.

Урок 2: Работа в материале – покрытие основы раствором и декорирование согласно эскизу. Сушка работы.

Урок 3: Работа в материале – выкрашивание композиции. Покрытие лаком.

     Ожидаемый результат:   выполнение учащимися декоративного  панно на формате А4 в технике «терра», применяя навыки стилизации формы. В работе должна прослеживаться оригинальная трактовка формы, интересное цветовое решение.

    Материалы и оборудование:

   для учителя: презентация темы (диапроектор, компьютер, экран), работы детей из фонда школы, таблицы по цветоведению, музыкальный ряд: Чайковский «Времена года»,

       для учеников: плотный картон, шпатлевка, песок, вода,   шпатель, перчатки, клеенка, пульверизатор, акриловые или гуашевые краски, клей ПВА, емкость для смешивания, кисти различных размеров, палитра. Расходный материал: ракушки, камешки, листики, засушенные кусочки фруктов и цветов, бусины, бисер, крупы, желуди, шишки, нитки, возможен «бросовый материал» и т.п.

                                     Ход урока:

1. Знакомство с работами в технике «терра»

Больше работ можно найти в интернете – панно в технике терра.

2.  Сообщение темы, цели, задач и задание по теме для каждого урока.

На занятиях по декоративной композиции мы знакомимся с различными декоративными техниками. Рассматривали и технику коллажа. Вспомните чем особенна и интересна эта техника.

Предпологаемые ответы детей: Коллаж создается путем наклеивания на какую то основу различных по фактуре и цвету материалов – бумага, ткань, фольга, веревочки, веточки, бусины, пуговицы, даже стекло и металл и пр. То есть все, что окажется под рукой.

Какой художник одним из первых стал использовать такие казалось бы не соединимые материалы?

Предпологаемые ответы детей: Пабло Пикассо

     Коллаж получил особое распространение в 20 веке, но не является новейшим изобретением. Аналогичные приемы можно встретить в иконе, где сочетаются разнообразные материалы – живопись, золото нимбов и фона, богатый драгоценный убор, состоящий из тканых риз, басменных окладов.

    Или, например, в «Портрете молодого человека с медалью» С.Боттичелли вмонтировал гипсовый слепок настоящей медали.

    Широкое применение коллажа началось во время стиля «модерн».  Показательно в этом отношении творчество австрийского художника Густава Климта.  Его картины как пестрый ковер, где он вводит различные материалы: фольгу, ткани, серебряные нити, даже камешки. Многочисленные фрагменты, подобно мозаике, вспыхивают и мерцают.

      Поворотным этапом в области применения коллажа является обращение к этой технике художников-кубистов Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Техника появилась случайно, когда Ж. Брак в сентябре 1912 г. Вместо имитации фактуры обоев «под дерево» решил просто приклеить к картине кусок этих обоев. А П. Пикассо утверждал, что он уже приклеивал кусок клеенки к холсту.  Кубизм раскрыл возможности коллажа как техники

      Значительное влияние на развитие современного коллажа оказал немецкий художник Курт Швиттерс.  Именно он сделал акцент на «мусорной» теме, стал применять, так называемые, отходы индустриальной цивилизации – этикетки, обрывки газет, проволоку, стружку, пуговицы, которые организовывал в сложные, но цельные композиции.  По его мнению произведение искусства должно быть плоть от плоти этого мира, заключать в себе его частицу. Свои произведения художник называл «МЕRZ» - это слово, составленное из вырезанных букв журнального листа, которые стали элементом его коллажа. «Мерц» означает соединение всех мыслимых материалов в художественных целях и одинаковую оценку отдельных материалов с точки зрения художественной техники», говорил художник.

      И сегодня коллаж не теряет своей актуальности, но приобретает новое звучание и высказывает новые идеи.  Сегодня мы постоянно говорим об экологии, о переизбытке мусора, о защите окружающей среды от выбросов, о бережном отношении к нашей планете. И молодые, креативные  художники и дизайнеры увлеклись этой идеей и стали создавать необыкновенные произведения - картины, скульптуры, предметы интерьера и даже детали гардероба - из обычного мусора, придумывают новые техники, сочетания материалов. Например, Джон Дальсен (Австралия) – находит материал для своих картин – коллажей на родном пляже,  Том Денингер – «пишет» портреты, пейзажи, используя вместо красок мусор.

      Одной из нетрадиционных техник, которую мы рассмотрим является «терра».

  «Терра» - с латинского «земля». это флористический коллаж, где используется природный материал. Засушенные цветы, шишки, орехи, желуди, сухие ветки, листья, кора, ягоды, ракушки, камешки. А в современных флористических коллаж в ход идет и дополнительный материал –сетки, веревки, пуговицы, обрывки бумаги, скорлупа, осколки фарфора и стекла, так называемый, нехудожественный материал.

      Упоминание о составлении картин из высушенных растений встречается в культуре Древнего Египта и Иудеи. «Ошибана» - была почитаемым искусством в Китае, Корее и Таиланде.

      Предшественник флористического коллажа - гербарий. Искусно составленный, он мог украсить страницы альбома, становился напоминанием о счастливом времени, памятном событии. Засушенными лепестками цветов чувствительные девушки украшали письмо или открытку.

       Фридхельм Раффел – известнейший немецкий флорист, художник.  разработал множество техник создания флористического коллажа (монотипия, декалькомания, восковая техника, клеевая, спрей, терра….).  Как рассказывают ученики - однажды, лист дерева случайно упал на живописный фон, и, будучи художником, Раффел не смог не оценить это совпадение. Его считают основоположником и создателем этого направления.

«Терра» – авторское название Раффелла. Терра - это что-то среднее между картиной и скульптурой. Потому что форма набирается скульптурным способом, а доводится до художественного состояния  с помощью красок, придающим цвет композиции.

Флористический коллаж вещь уникальная, создается в единственном экземпляре и отражает авторскую личность, использует не реальный сюжет, а наши впечатления от реальности.

    Создание коллажей в технике «терра» требует терпения и кропотливой работы. Большое значение здесь отводится фактуре: характеру поверхности, способу обработки. Техника тем и интересна, что каждый может использовать свои, свойственные только ему технические приемы. И тогда на свет появятся неповторимые картины, способные   стать украшением интерьера дома и вызывать искреннее восхищение ваших гостей.

    Рассмотрим процесс создания терры, его можно разбить на несколько этапов:

Первый этап – продумывание сюжета, внешнего вида панно, сбор материала и выполнение эскиза панно в цвете.

Второй этап: практический

1. Создание фона.

2. Декорирование.

3. Высушивание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: