Безличность пяти чувств

Вы можете видеть свою неспособность отпустить, когда медитируете. Почему вы не можете игнорировать зуд или боль в колене? Почему не можете отпустить звуки? Почему не можете отпустить прошлое и будущее? Почему не можете остановить беспокойный ум? Вместо того, чтобы просто пытаться быть неподвижным, поймите, почему вы не достигаете этого. В чем причина беспокойства и откуда оно берется? Помните, что буддийский путь – это путь исследования. Вы не можете отпустить, используя силу воли. Только понимая вещи и прослеживая их до источника, вы сможете отпустить их. Что порождает беспокойство? Конечно, есть много причин, но если вы продолжите исследовать, то увидите, что в конце концов все сводится к чувству «я», чувству неизменного «я».

Мы не можем отпустить, потому что держимся за наше тело и ум: мы думаем, что владеем ими. Мы готовы отпустить их не более, чем люди готовы позволить вору забрать их бумажник. Подумайте о том, как легко отпустить то, что вам не принадлежит. Если что-то не имеет к вам никакого отношения, и оно уходит, вы просто позволяете ему уйти. Поэтому, если вы не владеете сознанием, если не думаете, что сознание является вашей самой важной собственностью, тогда вы не беспокоитесь, когда оно начинает исчезать во время медитации. Если сознание звука исчезает, и вы ничего не слышите, то не начинаете снова обращать внимание на чувство слуха. Вы просто не заинтересованы, вы отпустили его. Когда части тела исчезают, и вы не можете их почувствовать, вы не беспокоитесь. Вы не обращаете внимание на осязание, потому что вполне готовы быть без него.

Поначалу это означает выход из зоны комфорта, потому что ваш обычный способ восприятия мира через органы чувств больше не доступен. Но вы готовы пойти дальше, потому что у вас есть вера, потому что вы начинаете понимать, что чувства не принадлежат вам. Чем больше вы понимаете, что чувственные сознания – это не вы, тем меньше беспокоитесь о них. Но если мы все еще думаем, что владеем ими, мы используем их, чтобы создать наше чувство личности. Мы думаем, что существуем благодаря таким действиям, как видение и питание: чувственный опыт дает нам ощущение бытия. Требуется вера и немного проб и ошибок, чтобы отказаться от этого внешнего слоя бытия, состоящего из пяти чувственных сознаний. Когда чувственное сознание начинает угасать, все наше восприятие бытия меняется: мы больше не живем в мире. Под жизнью в мире я не подразумеваю торговлю ценными бумагами и акциями, строительство дома, секс или просмотр фильмов. Я говорю о том, чтобы жить в мире пяти чувств: видеть, чувствовать, беспокоиться о том, что говорят люди или беспокоиться о любом другом объекте чувств.

Я подчеркиваю этот момент, потому что если вы можете видеть, что не являетесь чувственными сознаниями, что они не имеют к вам никакого отношения, тогда также становится ясно, что они не находятся под вашим контролем. Слишком много людей тратят всю свою жизнь на то, чтобы не видеть уродливых вещей, не слышать недобрых или резких речей, не испытывать болезненных переживаний. Они ходят к врачам и дантистам, принимают аспирин или морфий, делают почти все, чтобы избежать телесной боли, но никогда не добиваются успеха. Они не могут этого сделать, потому что у этих неприятных переживаний есть причины, такие как природа и камма. Причиной старости, болезни и смерти является рождение. Вы родились, поэтому застряли: вы будете испытывать боль и старость, болеть, слабеть и умирать. Поскольку вы не можете избежать этих вещей, то нужно принять их и отказаться от борьбы.

 

Когда вы понимаете, что чувства не имеют к вам никакого отношения, то естественно отказываетесь от своей заботы о них и позволяете им исчезнуть – даже ноющей и острой боли. Как можно испытывать сильную боль и все еще улыбаться? Если чувства не имеют к вам никакого отношения, то и боль тоже. И если боль не имеет к вам никакого отношения, она не важна для вас, вы можете просто игнорировать ее. Вы обращаете внимание только на то, что считаете важным.

Интересно рассмотреть, что важно для людей. Когда они смотрят футбол или фильм по телевизору и едят ужин, но даже не чувствуют вкуса еды. Это просто не важно для них, матч или фильм – вот что важно. Они могут даже не знать, что едят. Можете ли вы наблюдать за дыханием с такой сосредоточенностью, когда едите, что понятия не имеете, что едите? Можете ли вы созерцать три характеристики непостоянства, страдания и безличности до такой степени, что даже не замечаете вкуса пищи? Причина, по которой вы замечаете вкус, заключается в том, что вы думаете, что это важно. И причина, по которой это важно для вас, заключается в том, что ваши чувственные переживания создают чувство «себя», чувство личности, чувство бытия. Но в своей практике буддизма вы идете в противоположном направлении. Когда вы размышляете и понимаете учения из Sammādiṭṭhi Sutta (МН 9) или Anattalakkhaṇa Sutta (СН 22.59), то видите вещи по-другому. Пять чувств не имеют к вам никакого отношения – они возникают из причин, а значит, что они также могут быть прекращены, когда эти причины устранены. Когда они прекращаются – это не имеет большого значения, вы не беспокоитесь. Вы не обращаетесь к ним снова, вы отпускаете их.

Когда пять чувств исчезают на длительное время, вы входите в джхану. Палийская формула первой джханы включает фразу vivicc’eva kāmehi – отстраненный, отделенный, отдаленный и освобожденный от деятельности пяти чувств. Вы не можете чувствовать тело, потому что ум находится вне досягаемости пяти чувств на время достижения этой джханы. Вы видите, что пять чувств – это не вы, что является важным прозрением, которое начинает подтверждать учение Будды о безличности. Если вы еще не достигали джханы, если вы не можете отпустить этот момент, спросите себя, почему. В чем причина привязанности? В чем причина вашего беспокойства о физическом теле, о звуках, чувствах, фантазиях, снах и внутреннем диалоге? Напомните себе, что все это находится в сфере пяти чувств и, следовательно, не имеет к вам никакого отношения. Чувственное сознание продолжается из-за причин, и одной из его главных причин является ваш интерес и вовлеченность в него, другими словами, привязанность. Так что отрубите ее и отпустите.

Пожалуйста, имейте в виду, что привязанность подобна веревке: на одном конце находится то, к чему вы привязываетесь, а на другом – то, откуда эта привязанность возникает. Слишком часто, когда говорим о привязанности, мы говорим о том, что привязаны к еде, сексу, фильмам или сну, но забываем, что на самом деле привязывается к этим вещам. Что на том конце веревки? Это ваше отождествление с вещами. Проблема заключается в «я» внутри них: мне нужно спать, мне нужно читать книги, мне нужно слушать радио – мне нужно. Если ваша медитация не глубока, это потому, что «я» держится за чувственные сознания.

Успех в медитации – это не просто наблюдение за дыханием час за часом, поиск тихого места в лесу, контроль температуры в вашей комнате или сон в нужном количестве. Физические условия могут быть идеальными, но этого недостаточно – нужно что-то еще. Это что-то еще – глубоко увидеть, что пять чувственных сознаний не имеют к вам никакого отношения. Когда вы видите, что это не ваше дело, то перестаете играться с ними, затем оставляете их и смотрите, как они исчезают. Когда они исчезают, вы переживаете важное прозрение: блаженство джханы возникает потому, что исчезла целая куча страданий – пять чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: