Страдание – это проблема

Большинство людей думают, что прекращение сознания – это своего рода духовное самоубийство. Но дело в том, что если вы этого не сделаете, то будете страдать словно в аду. У вас есть выбор: вы можете продолжать страдать или можете достичь париниббаны. Когда вы понимаете Четыре Благородные Истины и страдание, присущее существованию, то видите, что париниббана – это действительно единственный вариант.

 


Когда проявляется страдание, возникает жажда. Страдание – это проблема, с которой вы вынуждены что-то делать, которая заставляет вас двигаться: от этого места к тому месту, от мирянина к монаху, от монаха к мирянину. Страдание – это то, что заставляет мир вращаться – если бы вы не страдали, если бы были полностью удовлетворены, вам не нужно было бы двигаться. Вот почему чем больше вы удовлетворены и счастливы, тем более вы неподвижны. Причина, по которой джханы являются такими невероятно спокойными состояниями, заключается в том, что они настолько блаженны, что нет необходимости двигаться, нет необходимости искать счастья в другом месте. Степень, до которой вы двигаетесь физически или умственно, является признаком того, сколько страданий вы испытываете. Чем больше страданий вы испытываете в своей медитации, тем более беспокойным вы становитесь. Если нет страданий или очень мало, вы можете сидеть часами, спокойно и неподвижно. Зачем? Потому что, когда нет проблем, делать нечего.

Итак, страдание – это то, что заставляет вас переходить с места на место, от рождения к рождению, пытаясь найти решение. Попытка найти решение страдания – это смысл жизни, но конец страдания не может быть найден ни в мире, ни в сансаре. В ней нет небесного царства, где вы можете жить долго и счастливо, и если подумаете над этим, то поймете, что такого царства по своей сути не может существовать. Возьмите самую вкусную еду или даже самый лучший секс: если вы предаетесь ему все время, через некоторое время вам станет скучно. Просто одно и то же снова и снова. Вы не можете все время получать только удовольствие, потому что любое удовольствие, любое счастье зависит от того, что было до этого. Если вы внимательно посмотрите на то, что такое удовольствие, то увидите, что это просто пауза между двумя событиями страдания. Причина, по которой вы наслаждаетесь едой, заключается в том, что вы не ели некоторое время и не будете есть после этого. Если бы вы непрерывно набивали себя двадцать четыре часа в сутки, просто попробовали бы вы пищу, не говоря уже о том, чтобы наслаждаться ею? Исключительно счастливые небеса, которые длятся вечно, просто не могут существовать, потому что вы можете знать удовольствие только тогда, когда у вас есть перспектива страдания. Другими словами, в этом мире никогда не может быть полного и окончательного удовлетворения.

Если вы спрашиваете у людей, действительно ли они довольны, не просто верьте их ответу. Посмотрите и убедитесь сами: они действительно нашли конец страданий или просто откладывают его на некоторое время? Я вижу больных, умирающих, людей со всеми мыслимыми проблемами. Я также вижу счастливых людей, но знаю, что их счастье – это просто пауза между событиями страдания. В конце концов, они тоже заболеют и умрут. Супружеские пары могут быть счастливы какое-то время, но затем они переходят на стадию ссор или развода, за которым следуют разочарование, гнев или депрессия. У некоторых людей было счастливое детство, но в следующий раз все может быть по-другому. У других было ужасное детство и в следующей жизни они могут получить таких же плохих родителей или даже хуже. Такого рода размышлений должно быть достаточно, чтобы вы боялись перерождения. Только то, что вы умны и творите благую камму в этой жизни, не означает, что вы будете свободны от страданий в будущем. У каждого есть огромный запас как благой, так и неблагой каммы. Будущее всегда неопределенно.

Одно из моих любимых учений Будды – сравнение с палкой (СН 15.9, 56.33). Когда я впервые прочел его, то чуть не задрожал от страха. Это сходство указывает на то, что созревание каммы в момент смерти столь же неопределенно, как и то, какой конец палки ударится о землю в первый раз, когда она будет брошена в воздух. Палка может иметь тяжелый и легкий конец, что делает более вероятным ударение о землю тяжелым концом. Но независимо от того, насколько тяжел один конец, всегда есть шанс, что легкий конец ударится о землю первым. Точно так же, даже если вы делаете много благой каммы –будучи щедрым, соблюдая заповеди, будучи добрым, поддерживая чистый ум и медитируя – всегда есть вероятность, что ваша неблагая камма созреет после смерти. У каждого есть запас неблагой каммы, если не от этой жизни, то от предыдущих жизней. Даже если такая камма не созреет, когда вы умрете в этот раз, пока вы остаетесь в сансаре, вы в конечном итоге испытаете огромные страдания – в аду, в животном мире и в тяжелых обстоятельствах будучи человеком. Вы будете в безопасности, только если полностью проникнете в принцип безличности и станете вошедшим в поток.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: