Основные компоненты самоорганизации обучающихся

Компонент Характеристика
1 Целеполагание Характеризует индивидуальные особенности принятия и удержания целей, уровень осознанности у человека данных процессов.
2 Анализ ситуации Характеризует индивидуальные особенности выявления и анализа человеком значимых внешних и внутренних условий достижения целей, степень их осознанности и адекватности.
3 Планирование Характеризует индивидуальные особенности планирования человеком своей деятельности.
4 Самоконтроль Характеризует индивидуальные особенности контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний.
5 Коррекция Характеризует индивидуальные особенности изменения человеком (при изменении ситуации): своего поведения, целей, способов и направленности анализа значимых условий, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля и волевой регуляции.
6 Волевые усилия Характеризует индивидуальные особенности регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний.

Опыт работы по формированию способностей обучающихся к самоорганизации опирается на следующие виды самостоятельных работ по обществознанию (табл.2).

Таблица 2

Классификация видов самостоятельной работы

Виды самостоятельной работы Цели (дидактические, развивающие, воспитательные) Источники и средства самостоятельной деятельности Характер деятельности
1  Работа с книгой Усвоение новых зна­ний. Формиро­вание учебных умений. Развитие мышления, речевой деятельности. Воспитание познава­тельных интересов. Учебники, справочни­ки, документы, художе­ственные произведе­ния, научно–популяр­ная литература. Репродуктивный, поисковый, творческий.  
2 Решение и составление задач Применение знаний.. Развитие логи­ческого мышления. Формирование навыков самоконтроля. Воспита­ние воли, настойчиво­сти, трудолюбия. Учебники, сборники задач. Репродуктивный, поисковый, творческий.
3 Сочинения и описания Развитие логического мышления. Формирование навыков самоконтроля. Воспитание воли, настойчивости, трудолюбия. Опорные слова, картины, личные впечатления и т.д. Репродуктивный, творческий.
4 Работа связанная с использованием раздаточного материала. Закрепление знаний. Воспитание воли, настойчивости, трудолюбия. Индивидуальные карточки. Репродуктивный.

Результаты тестирования в 10Б классе (в количестве 24 человек) показаны в приложении 2. В каждой из них содержатся баллы, набранные обучающимися. Под ними указано количество обучающихся, получивших соответствующие баллы. Если ячейка пуста, то не было ни одного студента с таким результатом.

На основании данных, представленных в таблице «Баллы по компоненту «Целеполагание», набранные обучающимися 10Б класса», отметим, что минимальное количество баллов, равное 42, набрал 1 обучающийся, максимальное количество баллов, равное 85, у двух обучающихся. Больше всего баллов расположено в интервале от 61 до 70баллов.

Сведения, представленные в таблице «Баллы по компоненту Анализ ситуации», позволяют заметить, что интервал, в котором расположены баллы студентов, ограничен значениями 49 и 82. Значит, в 10Б классе нет обучающихся с низким уровнем развития умения анализировать ситуацию.

По уровню развития «Планирования» баллы распределились от 36 до 81. Здесь имеется и низкий, и средний, и высокий уровни, что говорит о несколько менее успешном формировании этого компонента самоорганизации в период школьного обучения. Это связано с тем, что обучающиеся мало оказываются в ситуациях, которые требуют от них применения этого умения, т. к. деятельность по планированию работы школьников обычно принадлежит к числу профессиональных обязанностей педагога.

Диапазон баллов, полученных обучаемыми 10Б класса по такому компоненту самоорганизации, как «Самоконтроль», начинается с 41 балла и заканчивается 84 баллами. Это демонстрирует, что есть обучающиеся, которые обладают как низким и средним, так и высоким уровнем его развития. Значит, они в достаточной степени способны отслеживать сделанное, соотнося это с поставленными целями и ожидаемым результатом.

В сравнении со всеми остальными компонентами самоорганизации, «Коррекция» развита в меньшей степени. Диапазон баллов здесь от 32 до 74 баллов. По уровню развития этого компонента больше всего обучающихся находятся на низком уровне и меньше всего на высоком.

Волевые усилия как компонент самоорганизации развиты у обучающихся 10Б класса по–разному (от низкого до высокого уровня). Диапазон баллов от 32 до 80. В целом компонент находится на среднем уровне развития, как и все остальные (за исключением Коррекции).

Общий уровень самоорганизации обучающихся в 10Б классе на констатирующем этапе работы показан в таблице 3.

Таблица 3

Общий уровень самоорганизации обучающихся 10Б класса

(Констатирующий этап)

Интервал баллов

Количество баллов и число набравших их студентов

От 31 до 40

от 41 до 50

 

43

 

2

от 51 до 60

56

 

 

 

52

1

3

от 61 до 70

63

65

66

68

 

2

2

3

2

 

от 71 до 80

72

73

77  

2

1 2  

от 81 до 90

83

88

 

3

1
                           

Диаграмма 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: