№ | Компонент | Характеристика |
1 | Целеполагание | Характеризует индивидуальные особенности принятия и удержания целей, уровень осознанности у человека данных процессов. |
2 | Анализ ситуации | Характеризует индивидуальные особенности выявления и анализа человеком значимых внешних и внутренних условий достижения целей, степень их осознанности и адекватности. |
3 | Планирование | Характеризует индивидуальные особенности планирования человеком своей деятельности. |
4 | Самоконтроль | Характеризует индивидуальные особенности контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний. |
5 | Коррекция | Характеризует индивидуальные особенности изменения человеком (при изменении ситуации): своего поведения, целей, способов и направленности анализа значимых условий, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля и волевой регуляции. |
6 | Волевые усилия | Характеризует индивидуальные особенности регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний. |
Опыт работы по формированию способностей обучающихся к самоорганизации опирается на следующие виды самостоятельных работ по обществознанию (табл.2).
|
|
Таблица 2
Классификация видов самостоятельной работы
№ | Виды самостоятельной работы | Цели (дидактические, развивающие, воспитательные) | Источники и средства самостоятельной деятельности | Характер деятельности |
1 | Работа с книгой | Усвоение новых знаний. Формирование учебных умений. Развитие мышления, речевой деятельности. Воспитание познавательных интересов. | Учебники, справочники, документы, художественные произведения, научно–популярная литература. | Репродуктивный, поисковый, творческий. |
2 | Решение и составление задач | Применение знаний.. Развитие логического мышления. Формирование навыков самоконтроля. Воспитание воли, настойчивости, трудолюбия. | Учебники, сборники задач. | Репродуктивный, поисковый, творческий. |
3 | Сочинения и описания | Развитие логического мышления. Формирование навыков самоконтроля. Воспитание воли, настойчивости, трудолюбия. | Опорные слова, картины, личные впечатления и т.д. | Репродуктивный, творческий. |
4 | Работа связанная с использованием раздаточного материала. | Закрепление знаний. Воспитание воли, настойчивости, трудолюбия. | Индивидуальные карточки. | Репродуктивный. |
Результаты тестирования в 10Б классе (в количестве 24 человек) показаны в приложении 2. В каждой из них содержатся баллы, набранные обучающимися. Под ними указано количество обучающихся, получивших соответствующие баллы. Если ячейка пуста, то не было ни одного студента с таким результатом.
|
|
На основании данных, представленных в таблице «Баллы по компоненту «Целеполагание», набранные обучающимися 10Б класса», отметим, что минимальное количество баллов, равное 42, набрал 1 обучающийся, максимальное количество баллов, равное 85, у двух обучающихся. Больше всего баллов расположено в интервале от 61 до 70баллов.
Сведения, представленные в таблице «Баллы по компоненту Анализ ситуации», позволяют заметить, что интервал, в котором расположены баллы студентов, ограничен значениями 49 и 82. Значит, в 10Б классе нет обучающихся с низким уровнем развития умения анализировать ситуацию.
По уровню развития «Планирования» баллы распределились от 36 до 81. Здесь имеется и низкий, и средний, и высокий уровни, что говорит о несколько менее успешном формировании этого компонента самоорганизации в период школьного обучения. Это связано с тем, что обучающиеся мало оказываются в ситуациях, которые требуют от них применения этого умения, т. к. деятельность по планированию работы школьников обычно принадлежит к числу профессиональных обязанностей педагога.
Диапазон баллов, полученных обучаемыми 10Б класса по такому компоненту самоорганизации, как «Самоконтроль», начинается с 41 балла и заканчивается 84 баллами. Это демонстрирует, что есть обучающиеся, которые обладают как низким и средним, так и высоким уровнем его развития. Значит, они в достаточной степени способны отслеживать сделанное, соотнося это с поставленными целями и ожидаемым результатом.
В сравнении со всеми остальными компонентами самоорганизации, «Коррекция» развита в меньшей степени. Диапазон баллов здесь от 32 до 74 баллов. По уровню развития этого компонента больше всего обучающихся находятся на низком уровне и меньше всего на высоком.
Волевые усилия как компонент самоорганизации развиты у обучающихся 10Б класса по–разному (от низкого до высокого уровня). Диапазон баллов от 32 до 80. В целом компонент находится на среднем уровне развития, как и все остальные (за исключением Коррекции).
Общий уровень самоорганизации обучающихся в 10Б классе на констатирующем этапе работы показан в таблице 3.
Таблица 3
Общий уровень самоорганизации обучающихся 10Б класса
(Констатирующий этап)
Интервал баллов | Количество баллов и число набравших их студентов | ||||||||||||
От 31 до 40 | |||||||||||||
от 41 до 50 |
| 43 | |||||||||||
2 | |||||||||||||
от 51 до 60 | 56 |
|
| ||||||||||
52 | |||||||||||||
1 | 3 | ||||||||||||
от 61 до 70 | 63 | 65 | 66 | 68 | |||||||||
2 | 2 | 3 | 2 | ||||||||||
от 71 до 80 | 72 | 73 | 77 | ||||||||||
2 | 1 | 2 | |||||||||||
от 81 до 90 | 83 | 88 |
| ||||||||||
3 | 1 | ||||||||||||
Диаграмма 1