Примечание – Источник: [1, с. 110, рисунок 12.1].
Преимущества прямых хозяйственных связей:
- коммерческий аппарат покупателя может просматривать образцы новых
товаров на производстве;
- получается реальная возможность добиваться выпуска необходимых для населения товаров, заменять слабореализуемые товары, влиять на ассортимент и качество выпускаемой продукции. Покупатель может согласовать с поставщиком уценку непроданной продукции;
- покупатель может использовать всю торговую надбавку;
- сокращается звенность товародвижения, товар быстрее доставляется конечному потребителю, обеспечивается сохранность качества, снижение транспортных расходов по доставке [1, с. 110].
При сложной (опосредованной) структуре в хозяйственных связях участвует один или несколько оптовых посредников. Эти связи являются многосторонними.
Участие организаций оптовой торговли в процессе товародвижения необходимо при поставках товаров с широким внутригрупповым и внутривидовым ассортиментом, поставках товаров сложного ассортимента на большие расстоя-
|
|
ния, когда требуется накопление и подсортировка этих товаров.
Средние и мелкие организации розничной торговли используют опосредованные хозяйственные связи и при закупках товаров простого ассортимента. Стремление многих организаций розничной торговли к установлению прямых хозяйственных связей не всегда оправдано, так как сокращение сроков доставки товаров в магазин не возмещает потерь от замедления товарооборачиваемости, сужения ассортимента товаров, увеличения товарных запасов и сроков их
хранения, нерационального использования складских площадей и т.д.
Существенным преимуществом сложных хозяйственных связей является доставка любого количества товара в подсортированном виде и в указанные розничной торговой организацией сроки. В условиях Республики Беларусь это обстоятельство особенно важно, так как ее розничная сеть в значительной мере представлена мелкими и средними магазинами. Однако решение о выборе структуры хозяйственных связей каждая торговая организация должна прини-мать исходя из расчета экономической целесообразности ее использования.
Краткосрочные хозяйственные связи при закупках-продажах товаров устанавливаются сроком до одного года (или в виде разовых). Эти связи целесообразно использовать при поиске новых средне- и долгосрочных партнеров. В этом случае организации торговли устанавливают сначала краткосрочные связи с большим количеством партнеров и затем на основе оценки их деятельности
производят отбор для более длительных коммерческих взаимоотношений.
|
|
Недостатком краткосрочных связей, с одной стороны, является то, что организации торговли не могут оказать существенного влияния на формирование ассортимента и качество товаров, предлагаемых предприятиями промышленности, с другой стороны, последние не имеют возможности осуществлять последовательное внедрение и закрепление своих партнеров на новых рынках при разовых закупках.
Среднесрочные (2-3 года) и долгосрочные (более 3 лет) связи лишены этих недостатков, они позволяют партнерам реализовать средне- и долгосро-чные маркетинговые программы расширения ассортимента реализуемых товаров, укрепления и расширения своих позиций на товарных рынках.
Впутриреспубликанские и внешнеторговые связи существенных различий в настоящее время не имеют. Практически все субъекты хозяйствования имеют право выхода на внешний рынок, упрощен режим внешнеэкономической деятельности со странами СНГ.
Внешнеэкономические связи являются необходимым атрибутом деятельности подавляющего большинства организаций торговли.
Межсистемные хозяйственные связи устанавливаются между организациями и предприятиями различных систем, министерств, ведомств, а внутрисистемные – только внутри системы (например, в системе потребительской
кооперации).
Хозяйственные связи по поставкам товаров могут устанавливаться:
• через систему единых государственных заказов;
• путем прямых горизонтальных связей между предприятиями промышленности и организациями торговли;
• с помощью посреднических фирм, обеспечивающих поставку продукции и оказывающих услуги по установлению хозяйственных связей между изготовителями и потребителями на договорной основе;
• через систему организованных товарных рынков: товарные ярмарки, аукционы, товарные биржи и другие рыночные образования [14, с. 134-137].
Если потребность в товарах систематическая, предпочтение следует отдавать прямым длительным хозяйственным связям, они гарантируют большую стабильность.
Организация длительных прямых хозяйственных связей позволяет освободить стороны от ежегодного составления договора поставки, так как договор оформляется на несколько лет или может быть пролонгирован; оперативно корректировать ассортимент и сроки поставки; сокращать сроки представления спецификаций и т. д. [1, с. 111].
До недавнего времени организация хозяйственных связей по поставкам товаров детально регламентировалась и регулировалась государством. Возможность самостоятельного выбора партнера по хозяйственным связям практически отсутствовала, при определении ассортимента товаров решающее значение имели интересы предприятий промышленности. Большинство организаций торговли не имели права выхода на внешние рынки. Действующие системы ценообразования и материального стимулирования искажали цели деятельности партнеров по хозяйственным связям. Ограничение коммерческой работы компенсировалось тем, что организации торговли и предприятия промышленности лишь косвенно отвечали за результаты своей деятельности. Так, расходы по уценке неходовых и залежалых товаров компенсировались за счет средств государства. Естественно, что пренебрегая экономическими методами управления, государство стремилось компенсировать их отсутствие чрезмерным административным регулированием хозяйственных связей. В результате предприятия промышленности и организации торговли были вынуждены руководствоваться целой системой нормативных актов, которые детально определяли порядок их действий по представлению заявок и заказов, формированию планов производства, проведению оптовых ярмарок, исполнению договоров поставки [24, с. 138].
|
|
Основными документами, регулирующими взаимоотношения партнеров по поставкам товаров, являются Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд».
Существуют и подзаконные нормативные акты, к которым относятся Положение о поставках товаров в Республике Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» и др.
Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г. в редакции от 14 июля 2000 г. № 415 является основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения по поставкам продукции. В нем излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договоров, виды договоров, порядок их заключения, разрешение преддоговорных споров и др.[ 2, c. 36].
Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет порядок заключения, изменения, исполнения и прекращения действия договоров поставки. В нем определено право Совета Министров Республики Беларусь утверждать Положение о поставках товаров. Для отдельных видов товаров могут быть разработаны Особые условия поставок, которые утверждаются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Заключение договоров на поставку товаров за пределы Республики Беларусь и из-за ее пределов осуществляется на основе:
- принятых межгосударственных соглашений о поставках товаров;
- межправительственных двусторонних соглашений, заключаемых с государствами СНГ и другими государствами. Споры сторон по межгосударственным договорам поставки рассматриваются хозяйственными (арбитражными) судами в соответствии с межгосударственными соглашениями [1, с.112].
В Положении о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденном Кабинетом министров Республики Беларусь от 8 августа 1996 г. № 44, приведены структура и содержание договора, определен порядок регулирования отношений по поставкам продукции. Действие Положения распространяется на отношения по поставке товаров между юридическими и (или) физическими лицами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Республики Беларусь.
|
|
Положение о поставках товаров в Республике Беларусь регламентирует только общие, обязательные для всех субъектов хозяйствования требования: разделы и реквизиты договора, обязательные для всех партнеров по хозяйственным связям требования относительно количества, ассортимента товара, его качества, комплектности, маркировки, гарантийных сроков, порядка поставки, транспортных условий, цен и порядка расчетов, требований к таре и упаковке, страхованию, порядку извещения о нарушении условий договора и ответственности за это, требований к сроку действия договора и порядку его изменения и расторжения. Положение сужает перечень существенных условий договора, без которых он считается незаключенным. К существенным условиям относят на-именование товара, его количество, цену или порядок ее определения.
Однако следует отметить, что данное Положение предусматривает широкие возможности согласования сторонами взаимовыгодных условий, не противоречащих законодательству и нормам договорного права Республики Беларусь в заключаемых договорах поставки. Это существенно повышает их роль.
Вопросы, не урегулированные законодательством и нормативными актами, решаются сторонами самостоятельно в заключаемых ими договорах, которые являются юридическим документом, определяющим хозяйственные отношения конкретных субъектов по поставкам товаров.
Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд» от 1 января 1994 г. определяет особенности поставки для государственных нужд. Состав государственных нужд формируется каждый год Министерством экономики совместно с Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами.
Указ Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000 г. № 117 «О неко
торых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» предусматривает обязательным условием поставки при заключении сделок определение цели приобретения товаров. В целях сокращения звенности и недопущения роста цен при поставке квотируемых товаров необходимо максимально сократить число посредников (не более одного оптового звена).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1586 «О некоторых вопросах поставок товаров на внутренний рынок республики в 2005 году» определяет предоставление организациями-изготовителями квотируемых товаров оптовых скидок, а также снижение цен на квотируемые товары, находящиеся в организациях розничной торговли более 90 дней, за счет изготовителя.
Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предусматривает последовательно реализуемые меры по либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упразднению необоснованных административных барьеров для развития деловой инициативы. Новое значение приобретает диалог власти и бизнеса по выработке решений в сфере развития экономики и стимулированию деловой активности [2, c. 37].
Таким образом, хозяйственные связи устанавливаются между органами управления, отдельными хозяйственными единицами промышленности, государственной, кооперативной, частной торговли. Знание современного рынка позволяет партнерам по хозяйственным связям рационально маневрировать товарными ресурсами и обеспечивать динамичное равновесие спроса и предложения. В результате образуется многозвенная система со сложнейшими переплетениями прямых и обратных связей. Которые регулируются законодательными и нормативными документами.