Рисунок 1.2 – Классификация хозяйственных связей

        Примечание – Источник: [1, с. 110, рисунок 12.1].

 

Преимущества прямых хозяйственных связей:

- коммерческий аппарат покупателя может просматривать образцы новых

товаров на производстве;

- получается реальная возможность добиваться выпуска необходимых для населения товаров, заменять слабореализуемые товары, влиять на ассортимент и качество выпускаемой продукции. Покупатель может согласовать с поставщиком уценку непроданной продукции;

-  покупатель может использовать всю торговую надбавку;

- сокращается звенность товародвижения, товар быстрее доставля­ется конечному потребителю, обеспечивается сохранность качест­ва, снижение транспортных расходов по доставке [1, с. 110].

При сложной (опосредованной) структуре в хозяйст­венных связях участвует один или несколько оптовых по­средников. Эти связи являются многосторонними.

Участие организаций оптовой торговли в процессе това­родвижения необходимо при поставках товаров с широким внутригрупповым и внутривидовым ассортиментом, постав­ках товаров сложного ассортимента на большие расстоя-

ния, когда требуется накопление и подсортировка этих товаров.

Средние и мелкие организации розничной торговли исполь­зуют опосредованные хозяйственные связи и при закупках товаров простого ассортимента. Стремление многих органи­заций розничной торговли к установлению прямых хозяй­ственных связей не всегда оправдано, так как сокращение сроков доставки товаров в магазин не возмещает потерь от за­медления товарооборачиваемости, сужения ассортимента то­варов, увеличения товарных запасов и сроков их

хранения, нерационального использования складских площадей и т.д.

Существенным преимуществом сложных хозяйственных связей является доставка любого количества товара в подсортированном виде и в указанные розничной торговой орга­низацией сроки. В условиях Республики Беларусь это обсто­ятельство особенно важно, так как ее розничная сеть в зна­чительной мере представлена мелкими и средними магазина­ми. Однако решение о выборе структуры хозяйственных связей каждая торговая организация должна прини-мать ис­ходя из расчета экономической целесообразности ее исполь­зования.

Краткосрочные хозяйственные связи при закуп­ках-продажах товаров устанавливаются сроком до одного го­да (или в виде разовых). Эти связи целесообразно использо­вать при поиске новых средне- и долгосрочных партнеров. В этом случае организации торговли устанавливают сначала краткосрочные связи с большим количеством партнеров и за­тем на основе оценки их деятельности

производят отбор для более длительных коммерческих взаимоотношений.

Недостатком краткосрочных связей, с одной стороны, яв­ляется то, что организации торговли не могут оказать суще­ственного влияния на формирование ассортимента и качест­во товаров, предлагаемых предприятиями промышленности, с другой стороны, последние не имеют возможности осущест­влять последовательное внедрение и закрепление своих парт­неров на новых рынках при разовых закупках.

Среднесрочные (2-3 года) и долгосрочные (более 3 лет) связи лишены этих недостатков, они позволяют партнерам реализовать средне- и долгосро-чные маркетинговые про­граммы расширения ассортимента реализуемых товаров, ук­репления и расширения своих позиций на товарных рынках.

Впутриреспубликанские и внешнеторговые связи су­щественных различий в настоящее время не имеют. Практи­чески все субъекты хозяйствования имеют право выхода на внешний рынок, упрощен режим внешнеэкономической дея­тельности со странами СНГ.

Внешнеэкономические связи являются необходимым атрибутом деятельности подавляюще­го большинства организаций торговли.

Межсистемные хозяйственные связи устанавливаются между организациями и предприятиями различных систем, министерств, ведомств, а внутрисистемные – только внут­ри системы (например, в системе потребительской

коопера­ции).

Хозяйственные связи по поставкам товаров могут уста­навливаться:

• через систему единых государственных заказов;

• путем прямых горизонтальных связей между предпри­ятиями промышленности и организациями торговли;

• с помощью посреднических фирм, обеспечивающих поставку продукции и оказывающих услуги по установле­нию хозяйственных связей между изготовителями и потре­бителями на договорной основе;

• через систему организованных товарных рынков: то­варные ярмарки, аукционы, товарные биржи и другие ры­ночные образования [14, с. 134-137].

Если потребность в товарах систематическая, предпочтение сле­дует отдавать прямым длительным хозяйственным связям, они га­рантируют большую стабильность.

Организация длительных прямых хозяйственных связей позволяет освободить стороны от ежегодного составления договора поставки, так как договор оформляется на несколько лет или может быть про­лонгирован; оперативно корректировать ассортимент и сроки по­ставки; сокращать сроки представления спецификаций и т. д. [1, с. 111].

До недавнего времени организация хозяйственных свя­зей по поставкам товаров детально регламентировалась и ре­гулировалась государством. Возможность самостоятельного выбора партнера по хозяйственным связям практически от­сутствовала, при определении ассортимента товаров решаю­щее значение имели интересы предприятий промышленно­сти. Большинство организаций торговли не имели права вы­хода на внешние рынки. Действующие системы ценообразо­вания и материального стимулирования искажали цели дея­тельности партнеров по хозяйственным связям. Ограничение коммерческой работы компенсировалось тем, что организа­ции торговли и предприятия промышленности лишь косвен­но отвечали за результаты своей деятельности. Так, расходы по уценке неходовых и залежалых товаров компенсирова­лись за счет средств государства. Естественно, что пренебре­гая экономическими методами управления, государство стремилось компенсировать их отсутствие чрезмерным ад­министративным регулированием хозяйственных связей. В результате предприятия промышленности и организации торговли были вынуждены руководствоваться целой систе­мой нормативных актов, которые детально определяли поря­док их действий по представлению заявок и заказов, форми­рованию планов производства, проведению оптовых ярма­рок, исполнению договоров поставки [24, с. 138].

Основными документами, регулирующими взаимоотношения партнеров по поставкам товаров, являются Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд».

Существуют и подзаконные нормативные акты, к которым относятся Положение о поставках товаров в Республике Беларусь, Указ Президента Республики Бе­ларусь «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» и др.

Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г. в редакции от 14 июля 2000 г. № 415 является основным правовым докумен­том, регулирующим взаимоотношения по поставкам продукции. В нем излагаются общие положения договорного права, вклю­чающие понятия и условия договоров, виды договоров, порядок их заключения, разрешение преддоговорных споров и др.[ 2,  c. 36].

Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет порядок заключения, изменения, исполнения и прекращения действия дого­воров поставки. В нем определено право Совета Министров Респуб­лики Беларусь утверждать Положение о поставках товаров. Для от­дельных видов товаров могут быть разработаны Особые условия по­ставок, которые утверждаются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Заключение договоров на поставку товаров за пределы Респуб­лики Беларусь и из-за ее пределов осуществляется на основе:

-  принятых межгосударственных соглашений о поставках товаров;

- межправительственных двусторонних соглашений, заключаемых с государствами СНГ и другими государствами. Споры сторон по межгосударственным договорам поставки рассматриваются хозяй­ственными (арбитражными) судами в соответствии с межгосудар­ственными соглашениями [1, с.112].

В Положении о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденном Кабинетом министров Республики Беларусь от 8 августа 1996 г. № 44, приведены структура и содержание дого­вора, определен порядок регулирования отношений по поставкам продукции. Действие Положения распространяется на отношения по поставке товаров между юридическими и (или) физическими лицами, осуществляющими свою предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица на территории Респуб­лики Беларусь.

Положение о поставках товаров в Республике Беларусь регла­ментирует только общие, обязательные для всех субъектов хозяй­ствования требования: разделы и реквизиты договора, обязательные для всех партнеров по хозяйственным связям требования относи­тельно количества, ассортимента товара, его качества, комплект­ности, маркировки, гарантийных сроков, порядка поставки, транс­портных условий, цен и порядка расчетов, требований к таре и упаковке, страхованию, порядку извещения о нарушении условий договора и ответственности за это, требований к сроку действия до­говора и порядку его изменения и расторжения. Положение сужает перечень существенных условий договора, без которых он счита­ется незаключенным. К существенным условиям относят на-имено­вание товара, его количество, цену или порядок ее определения.

Однако следует отметить, что данное Положение предусмат­ривает широкие возможности согласования сторонами взаимовыгодных условий, не противоречащих законодательству и нормам договорного права Республики Беларусь в заключаемых догово­рах поставки. Это существенно повышает их роль.

Вопросы, не урегулированные законодательством и норма­тивными актами, решаются сторонами самостоятельно в заклю­чаемых ими договорах, которые являются юридическим докумен­том, определяющим хозяйственные отношения конкретных субъ­ектов по поставкам товаров.

Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для госу­дарственных нужд» от 1 января 1994 г. определяет особенности поставки для государственных нужд. Состав государственных нужд формируется каждый год Министерством экономики совме­стно с Министерством финансов и другими министерствами и ве­домствами.

Указ Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000 г. № 117 «О неко

торых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» предусматривает обяза­тельным условием поставки при заключении сделок определение цели приобретения товаров. В целях сокращения звенности и не­допущения роста цен при поставке квотируемых товаров необхо­димо максимально сократить число посредников (не более одного оптового звена).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1586 «О некоторых вопросах поставок товаров на внутренний рынок республики в 2005 году» определяет предос­тавление организациями-изготовителями квотируемых товаров оптовых скидок, а также снижение цен на квотируемые товары, находящиеся в организациях розничной торговли более 90 дней, за счет изготовителя.

Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предусматривает последовательно реализуемые меры по либера­лизации условий осуществления хозяйственной деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей, упразднению необоснованных административных барь­еров для развития деловой инициативы. Новое значение приобре­тает диалог власти и бизнеса по выработке решений в сфере раз­вития экономики и стимулированию деловой активности [2,  c. 37].

Таким образом, хозяйственные связи устанавливаются между ор­ганами управления, отдельными хозяйственными единицами про­мышленности, государственной, кооперативной, частной торговли. Знание современного рынка позволяет партнерам по хозяйственным связям рационально маневрировать товарными ресурсами и обеспечивать динамичное равновесие спроса и предложения. В результате образуется многозвенная система со сложнейшими пе­реплетениями прямых и обратных связей. Которые регулируются законодательными и нормативными документами.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: