Глава I. Подростковый возраст: особенности и проблемы
1.1. Основные особенности подросткового возраста
Эту главу писать безмерно трудно – о подростках написано столько,
что если бы они об этом узнали, то, думаю,
страшно гордились бы вниманием к себе взрослых.
Тем вниманием, которого им так часто не хватает в жизни,
где их считают «невыносимыми» и «трудными»,
как, конечно, считают взрослые.
М.М.Рубинштейн
Переходный возраст всегда считался критическим, как с точки зрения психологии, так и физиологии. Это один из главных периодов роста и формирования организма. Особую роль играют изменения в нервной и эндокринной системах. Организм подростка активно растет и развивается, увеличиваются рост и вес, изменяются пропорции тела. Появляются вторичные половые признаки. У мальчиков меняется голос. В связи с быстрым развитием возникают трудности в работе сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают то сильное возбуждение, то вялость и усталость, что влияет и на настроение. Это состояние удачно выразил один подросток: «В 14 лет мое тело будто взбесилось».[8]
|
|
Изучая особенности психологии подростков, можно заметить, что это психология полу-ребенка, полувзрослого. Подросток еще, как ребенок, жадно впитывает в себя все впечатления, растет и физически, и духовно, ощущает этот рост, но не знает еще меры своих сил. И при этом, требует всех прав и свобод наравне с взрослыми. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подростки учатся преодолевать препятствия и трудности, быть настойчивыми, упорными. Но им не всегда хватает силы воли, особенно если пропадает интерес к начатому делу. Подростки очень импульсивны: сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот. Очень бурно развиваются чувства подростков. Это время влюбленностей и разочарований, восхищения и ненависти, смеха и слез. [3]
С. Холл назвал этот возраст периодом «бури и натиска». [7] Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения подростка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом». [5]
|
|
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяется чувство взрослости. Новая позиция проявляется чаще всего во внешнем облике, в манерах, что часто становится источником конфликтов с взрослыми.. У него могут появиться сигареты и новые выражения. Именно об этом более 30 лет назад написала известная детская поэтесса Агния Барто:
Мы курим сигаретки
И дым вдыхаем едкий,
А все из-за родителей:
Чтоб было убедительней —
Мы взрослые! Не детки! [1]
Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и отношение подростка к себе как к взрослому. Это проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все относились к нему как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию, вкусы, взгляды, стремится к самостоятельности. Взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения он будет столь же эмоционально.
Примерно в 15 лет подросток делает еще один шаг в своем личностном развитии. После сомнений и поисков подросток открывает для себя свой внутренний мир, у него формируется система представлений о себе, образов «Я». Он хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Идеальное «Я» может сильно отличаться от реального, и если разрыв очень велик, это приводит к неуверенности в себе, что выражается в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда же идеальный образ достижим и реален, он побуждает к самовоспитанию.
Изучив литературу о подростках и особенностях их развития, мы увидели, что подростковый возраст – один из самых сложных, но, вместе с тем, один из самых значимых периодов в жизни человека.
Отношения подростка с взрослыми: конфликт «отцов и детей»
Во все времена были конфликты и непонимание между взрослыми и подростками. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас высказывания.
«Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом». Надпись на гробнице фараона (около 3500 лет до н.э.). «Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен.». Надпись на вавилонском сосуде (около 3000 лет до н.э.). «Я утратил всякие надежды относительно будущего страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Геоксид (древнегреческий историк, около 720 года до н.э.) «Наша молодежь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Попросту говоря, они очень плохие».Сократ (древнегреческий мыслитель, 470 – 399 гг. до н.э.). [4]
Подросток во все времена стремился поступать и выглядеть как взрослый, иметь его права и возможности. В конечном итоге развитие подростка - всегда равнение на взрослого. И здесь наибольшее значение имеют непосредственные контакты с взрослыми, совместные с ними дела и занятия, совместный с ними труд. Именно поэтому очень важно найти правильную позицию в отношениях взрослого и подростка, стать для него авторитетом.
У подростка, по сравнению с младшим школьником, появляется в отношении к взрослому нечто новое. Подросток начинает оценивать более критично слова и поступки взрослого, у него возрастают требования к поведению и отношению взрослого, к его социальной позиции и статусу. И наряду с этим должна неизмеримо возрастать ответственность взрослого за свое собственное поведение, за свои нравственные качества и отношения. Требовательность взрослого к себе должна всегда быть выше уровня требований к нему подростка. Это одно из главных оснований родительского авторитета.
|
|
Важно не только требовать, но и знать его жизнь, интересы, друзей, характер их взаимоотношений, его радости и обиды, тревоги и заботы. Только зная все это, можно своевременно прийти ему на помощь, когда она понадобится. Но при этом нужно уважать право ребенка на личную жизнь.
Нагрубил вчера я маме, хлопнул дверью я,
Нет доверья между нами, нет доверия.
Я проснулся одинокий, вспомнил мамины упреки:
Я ее родное чадо, про меня все знать ей надо —
Почему неоткровенен? Нет ли где в душе разлада?
Откровенничать не стану, зря надеется!
Откровенничать не стану, не младенец я!
И нарочно я туману напускаю,
Нынче маму до души не допускаю.
Я проснулся одинокий, мысли грустные,
С горя выучил уроки, даже устные.
(А.Барто) [1]
Большой знаток детской души В.А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». [7] Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.
|
|
Многие родители считают, что конфликты при воспитании подростка неизбежны. Но все зависит от конкретных условий жизни и воспитания подростка. Потребность во взрослом друге очень остра у подростка. А где он его найдет, кем тот окажется - во многом зависит от того, какова атмосфера в семье. Только в обстановке взаимного уважения, взаимной заботы и помощи, доверия и искренности уважительное отношение к людям станет привычной формой поведения подростка.
Знание основных психологических особенностей развития подростка, индивидуальных особенностей своего ребенка поможет родителям выбрать правильные формы взаимодействия с ним. Следует помнить, что каждый подросток – личность, требующая к себе понимания и уважения.
Список литературы.
Барто А. Сборник стихов. Изд.: «Леопольд», 2008.
Каганов Л. Воспитание родителят (краткое пособие для детей от 5 до 105 лет). М., 1997.
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – Автор-составитель В. Балязин.
Позина М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И.Ф. Неволин – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001.
Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. «Отцы и дети в меняющемся мире». Москва «Просвещение» 1991
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.-К.: «Рад. шк», 1985.
Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов – Москва: Российское педагогическое агентство, 1997.