Анализ развития рынка субфедеральных и муниципальных облигаций

На наш взгляд, эффективным механизмом привлечения инвестиционных ресурсов в региональную экономику являются субфедеральные и муниципальные облигационные займы.

Эмиссия субфедеральных и муниципальных облигационных займов администрациями регионов позволит привлечь инвестиционные ресурсы на благоприятных для региона условиях, что обеспечит возможность решения в регионе важных социально-экономических проблем и финансировать социально значимые инвестиционные проекты. Выпуск долговых обязательств является наиболее привлекательным способом мобилизации инвестиционных ресурсов, т.к. позволяет:

- привлечь широкий круг инвесторов, при этом процентные ставки по облигационным займам ниже, чем по дорогостоящим прямым банковским кредитам;

- привлечь денежные ресурсы с целью реализации приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона;

- улучшить экономическую и политическую репутацию региона в случае успешной реализации программы займа;

- реструктуризировать имеющуюся задолженность;

- возможность получения льготного налогообложения по выпущенным облигационным займам, вследствие чего повышается привлекательность данных займов для инвесторов[16].

По составу эмитентов рынок СМО является своеобразным индикатором центров экономической активности на карте России. Важные черты этой активности — рыночная основа и опора на собственные силы. Он мог бы послужить одним из элементов обеспечения прорыва в экономическом развитии России.

Основную долю в субфедеральных заимствованиях составляют субфедеральные (муниципальные) облигации. В 2008 долг по субфедеральным (муниципальным) облигациям составлял 70,15 млрд. руб. или 58,6% от общего объема субфедерального долга, в 2009г. объем субфедеральных облигаций увеличился на 22,96 млрд. руб. и составил 93,11 млрд. руб., доля субфедеральных облигаций в общем объеме субфедеральных заимствований снизилась и составила 32,4%. В 2010г. долг по субфедеральным облигациям снизился почти в 3 раза и составил 32,2 млрд. руб., доля субфедеральных облигаций также уменьшилась до 14,2% от общего объема субфедеральных и местных заимствований.

Возвратные ссуды из бюджетов других уровней в 2008г. составили 12,38 млрд. руб. или 10,3% в общем объеме заимствований субфедеральных и местных органов власти, в 2009г. возвратные ссуды из бюджетов других уровней увеличились в 10,3 раза и составили 128,03 млрд. руб. доля ссуд увеличилась до 44,6% в общем объеме субфедерального долга. В 2010г. объем возвратных ссуд из бюджетов других уровней увеличился на 36,59 млрд. руб. и составил 164,62 млрд. руб. и достиг 72,5% в общем объеме субфедерального долга.

Прочие заимствования в 2008г. составляли 37,14 млрд. руб. или 31 % от общего объема субфедеральных заимствований, в 2009г. прочие заимствования увеличились на 28,82 млрд. руб. и составили 65,96 млрд. руб. или 23% от общего объема субфедерального долга. В 2010. объем прочих заимствований снизился в 2,2 раза по сравнению с 2009г. и их объем составил 30,09 млрд. руб. или 13,3% от общего объема субфедеральных заимствований.

На рис. 8 можно наглядно увидеть, как происходит изменение субфедерального долга.

Рис. 5. Динамика государственного субфедерального долга

В 2008-2010гг.

Общий объем заимствований регионального консолидированного бюджета в 2010 г. составил 708,7 млрд. руб., из них внешних - 782,2 млн. руб. Единственным регионом - получателем внешних займов, как и в 2009г., стала Республика Башкортостан.

Суммарный объем внутренних заимствований регионов и муниципалитетов составил 707,9 млрд. руб. Крупнейшими заемщиками на внутреннем рынке стали: Московская область - 121,9 млрд. руб., Москва - 88,2 млрд. руб., Нижегородская область - 46,9 млрд. руб., Омская область - 34,4 млрд. руб., Республика Татарстан - 29,2 млрд. руб., Саратовская область - 26,8 млрд. руб., на которые суммарно пришлось 49,0% заимствований. По сравнению с 2009 г. объем внутренних заимствований в номинальном выражении вырос на 74,25 млрд. руб., увеличившись на 2,6% в реальном выражении.

В общем объеме внутренних заимствований консолидированного регионального бюджета на эмиссию ценных бумаг пришлось 15,7%, на ссуды из вышестоящих бюджетов - 24,0%, на прочие заимствования (заимствования в коммерческих банках и международных кредитных организациях) - 60,3%.

Рассмотрим основные результаты функционирования рынка субфедеральных и муниципальных ценных бумаг.

Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций (СМО) в 2010 г. показал хороший результат: путем размещения новых и доразмещения старых выпусков на рынок было выведено облигаций 22 эмитентов на сумму более 115 млрд руб. Однако этот рекорд не превзошел результатов 2009 г. когда на рынок вышло 19 эмитентов с облигациями на сумму 156 млрд руб[20].

По состоянию на 1 января 2011 года доля рынка СМО составила около 4% рынка внутренних облигаций РФ, включающего федеральные, корпоративные, субфедеральные и муниципальные облигации, облигации ипотечных агентств и ипотечные облигации, облигации международных финансовых организаций, а также облигаций Банка России (Рис. 5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: