Тема: Самоиндукция. Индуктивность

Гр

Внимание!

Уважаемый обучающийся, все работы выполняются в рабочих тетрадях по физике. Если нужно выполнить работу отдельно на двойном листе, об этом написано в работе. Основные определения и формулы учить наизусть, а все образцы задач записать и внимательно изучить. Оформление: дата (согласно расписанию); затем - классная работа,; после тема занятия, прописываются теория, в конце выполняются задания

Все работы высылаем на мой e mail: helen.mails@mail.ru

Если нет учебника, то можете воспользоваться его электронной версией. Учебник по Физике за 11 класс, в котором вы найдете задание находится по ссылке: http://rl.odessa.ua/media/_For_Liceistu/Physics/Myakishev_Phys-11.pdf

Тема: Правило Ленца

Цель – изучить правило Ленца и научится применять полученные знания в ходе решения задач

Задачи урока:

Активизация мыслительной деятельности, формирование мышления; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить. Воспитание ответственного отношения к учебному труду, активизация познавательного интереса обучающихся

Лекцию прочитать и прослушать видео, составить конспект https://www.youtube.com/watch?v=FX-R-gYYPGY

«Я мог бы расколоть земной шар,

но никогда не сделаю этого.

Моей главной целью было указать

на новые явления и распространить идеи,

которые и станут отправными

точками для новых исследований»

Никола Тесла

В прошлых темах рассматривались опыты по получению индукционного тока, а также установили причины его возникновения.

Явление электромагнитной индукции заключается в том, что при всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника, в этом проводнике возникает электрический ток, существующий в течение всего процесса изменения магнитного потока.

Полученный таким способом ток называется индукционным током.

Значение индукционного тока не зависит от причины изменения магнитного потока. Существенное значение имеет лишь скорость изменения магнитного потока.

Как направлен индукционный ток?

Для ответа на этот вопрос воспользуемся следующим прибором — это узкая алюминиевая пластина с алюминиевыми кольцами на концах. Одно кольцо сплошное, а другое имеет разрез. Пластинка с кольцами помещена на стойку и может свободно вращаться вокруг вертикальной оси.

Возьмем полосовой магнит и внесем его в кольцо с разрезом — кольцо остается на месте. Если же попытаться этот же магнит внести в сплошное кольцо, то ничего не получится. Сплошное кольцо будет «убегать» от магнита, поворачивая при этом всю пластинку. Результат будет точно таким же, если магнит повернуть к кольцам не северным, а южным полюсом.

Объясним наблюдаемые явления. При приближении к кольцу магнита, поле которого является неоднородным, проходящий сквозь кольцо магнитный поток увеличивается. При этом в сплошном кольце возникает индукционный ток, а в кольце с разрезом ток циркулировать не может.

Отталкивание сплошного кольца показывает, что индукционный ток в нем имеет такое направление, что линии индукции магнитного поля, порожденного индукционным током, направлены противоположно линиям индукции внешнего поля магнита. Т.е ., кольцо и магнит будут обращены друг к другу одноименными полюсами.

При уменьшении магнитного потока (выдвигание магнита), индукционный ток имеет в нем такое направление, что линии индукции его магнитного поля совпадают по направлению с линиями индукции внешнего магнитного поля. Т.е., кольцо и магнит будут обращены друг к другу разноименными полюсами.

Таким образом, проследив за взаимодействием между кольцом и магнитом во всех случаях и сравнив его с направлением движения магнита, можно видеть, что взаимодействие между полюсами всегда препятствует движению магнита.

В 1833 году Эмилию ХристиановичуЛенцу удалось обобщить эти закономерности и сформулировать общее правило. Найденную им связь называют правилом Ленца: электромагнитная индукция создает в контуре индукционный ток такого направления, что созданное им магнитное поле препятствует изменению магнитного потока, вызывающего этот ток.

С помощью правила Ленца всегда можно определить направление индукционного тока. Для этого необходимо:

1) Выяснить причину возникновения индукционного тока (увеличивается или уменьшается магнитный поток через контур);

2) Определить направление вектора магнитной индукции индуцирующего магнитного поля;

3) Найти направление индукции магнитного поля индукционного тока (если изменение магнитного потока больше нуля, то вектора магнитной индукции индуцирующего магнитного поля и поля созданного индукционным токомпротивоположно направлены; если изменение магнитного потока меньше нуля, то вектора магнитной индукции индуцирующего магнитного поля и поля созданного индукционным токомсо направлены);

4) По направлению вектора магнитной индукции индукционного тока определить, пользуясь правилом буравчика, направление индукционного тока.

Теперь разберем частный случай электромагнитной индукции: возникновение индукционного тока в проводнике при изменении силы тока в нем.

Для этого рассмотрим электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа и проводника, силу тока в котором можно менять с помощью реостата. Как известно, вокруг проводника с током возникает магнитное поле, которое зависит от силы тока в цепи. При изменении силы тока произойдет изменение магнитной индукции этого поля, в результате чего в этом же проводнике возникнет индукционный ток. Такое явление называется самоиндукцией.

Таким образом, явление самоиндукции заключается в возникновении индукционного тока в проводнике при изменении силы тока в нем. При этом возникающий индукционный ток называется током самоиндукции.

Как известно, электрический ток, проходящий по контуру, создает вокруг него магнитное поле. Магнитный поток через контур этого проводника (его также называют собственным магнитным потоком) пропорционален модулю индукции магнитного поля внутри контура, а индукция магнитного поля в свою очередь пропорциональна силе тока в контуре. Следовательно, собственный магнитный поток через контур прямо пропорционален силе тока в контуре.

Коэффициент пропорциональности между силой тока в контуре и магнитным потоком, создаваемым этим током, называется индуктивностью контура. Эта физическая величина введена для оценивания способности проводника противодействовать изменению силы тока в нем.

Индуктивность контура зависит от размеров и формы контура, а также от магнитных свойств среды, в которой находится контур.

 

Единицей индуктивности в СИ является Гн (Генри), названная в честь американского ученого Джозефа Генри.

 

Индуктивность контура равна 1 Гн, если при силе постоянного тока 1 А магнитный поток через контур равен 1 Вб.

Явление самоиндукции можно наглядно продемонстрировать на опыте.

Соберем цепь, состоящую из двух параллельно подключенных к источнику тока одинаковых ламп. Последовательно с первой лампой включим реостат, а со второй — катушку с железным сердечником.

 

При замыкании цепи первая лампа загорается практически сразу, а вторая с заметным запаздыванием. Нарастанию тока в части цепи с катушкой препятствует возникающий ток самоиндукции, который, согласно правилу Ленца, препятствует нарастанию силы тока при включении цепи и убыванию силы тока в ней при выключении.

Явление самоиндукции подобно явлению инерции. Так же, как в механике нельзя мгновенно остановить движущееся тело, так и ток не может мгновенно приобрести определенное значение за счет явления самоиндукции.

Основные выводы:

Правило Ленца гласит: электромагнитная индукция создает в контуре индукционный токтакого направления, что созданное им магнитное поле препятствует изменению магнитного потока, вызывающего этот ток.

Явление самоиндукции заключается в возникновении индукционного тока в проводнике при изменении силы тока в нем.

– При этом возникающий индукционный ток называется током самоиндукции.

Прочитать параграф 10 и просмотреть видеолекцию по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=M2e0JbIym-I

Решить задачу В соленоиде, содержащем 1000 витков, магнитный поток равномерно убывает от 10 до 6мВб, в течение 20мс. Определить ЭДС индукции в соленоиде.

Домашнее задание сфотографировать или скан и прислать на почту helen.mails@mail.ru

Тема: Самоиндукция. Индуктивность

Цель урока: Ввести новые понятие – самоиндукции и индуктивности

Задачи занятия

Изучить новую тему


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: