Что такое просодия и какова её роль в работе педагога-дефектолога?

04.05 2020

9.30. 11.00

Практическое занятие (2 часа)

Тема. Основы педагогической риторики

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. На лекции вам были охарактеризованы и раскрыты требования к профессиональной речи учителя:

· грамотность речи и её лексическое богатство;

· содержательная наполненность;

· уместность речи;

· логичность и доступность;

· просодическая экспрессивность, эмоциональность и образность речи;

· литературность и следование речевому этикету, использование устойчивых формул общения;

· техническая отточенность (оптимальные темп и ритм речи, поставка дыхания и голоса, чёткая дикция).

Какие три требования, на Ваш взгляд, являются самыми важными? Ответ обоснуйте.

Ответ:

1. Грамотность речи и её лексическое богатство. Грамотная речь педагога—это залог успеха грамотной речи у воспитанников;

2. Логичность и доступность. Учитель должен уметь приспосабливать свои высказывания к возрастным и индивидуальным особенностям школьников;

3. Литературность и следование речевому этикету. Обязательным является исключение из речи учителя слов-паразитов и вульгаризмов, а также использование устойчивых формул общения.

Что такое неопределённая направленность речи, в чём она выражается и почему не допустима в работе дефектолога.

Ответ:

Педагогический этикет обязывает преподавателя к конкретной адресованности речи. Неопределенная обращенность транслируемой информации (и по форме, и по содержанию) затрудняет слушателям ее восприятие как личностно значимой. Опытным преподавателям свойственно умение модифицировать свои высказывания, находить им точную экспрессивную окраску с учетом возрастного, индивидуального своеобразия слушателей и коммуникативной ситуации.

Что такое фонетическое поведение оратора? Каковы требования к фонетическому поведения педагога-дефектолога?

Ответ:

Особое внимание уделяется таим компонентам речевого голоса, как интонация, качество голоса, или тембр, тон голоса.

Такие фонетические параметры, как дикция, качество артикуляции и звучность также играют важную роль в публичном выступлении.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства учеников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной и т. п. В зависимости от ситуации педагог должен использовать всё богатство тональности, а не произносить монологи бесстрастным, монотонным голосом.

При сюжетных играх учитель, меняя интонацию, способствует формированию у учащихся адекватных представлений и зрительных образов, соответствующих сюжету. Например, при проведении игры «Лиса идет», чтобы добиться от детей бесшумных и осторожных движений, учитель вводит в урок рассказ: «Никто не шевелится (повествовательно), все молчат (понижается звучание голоса). Тишина (пауза). Ходит лиса по поляне (голос громче), ищет зайчиков. А зайчиков нет. Куда они делись (недоумение и вопрос)? А зайчики молчат (тихим голосом с заговорщицкой интонацией). Ушла лиса, и зайчики вновь играют, прыгают (веселое, громкое звучание), радуются, что спаслись от лисы».

Тон речи учителя должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков учащихся. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон, он обычно отталкивает учащихся от учителя, так как чем старше школьник, тем в большей степени у него выражено стремление к самоутверждению, к признанию себя личностью.

Темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку при ней ученикам трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, успеть «переварить» всю информацию, так и очень медленная речь, действующая на учеников усыпляюще.

Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога, его сообщения о каком-то событии и т. п.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи педагога, является динамика звучания голоса, варьирование его силы. Недостаточная громкость речи неблагоприятно действует на слушателей. Она приводит к быстрому утомлению учащихся, которым вследствие этого нужно либо отключиться, перестать следить за содержанием речи педагога, либо волевым усилием заставить себя вслушиваться. Одинаковая громкость речи на протяжении всего занятия (стабильность высоты звука) действует усыпляюще.

Дикция — ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание учащимися речи педагога. Небрежность в произнесении окончания слов («проглатывание»), гнусавость — эти недостатки дикции могут быть устранены педагогом, если он будет систематически упражняться как самостоятельно, так и под руководством специалиста по технике речи.

Что такое просодия и какова её роль в работе педагога-дефектолога?

Просо́дия (др.-греч. προσῳδία — ударение, припев; также просо́дика) — раздел фонетики, в котором рассматриваются такие особенности произношения, как высота, сила/интенсивность, длительность, придыхание, глоттализация, палатализация, тип примыкания согласного к гласному и другие признаки, являющиеся дополнительными к основной артикуляции звука.

Элементы просодии реализуются в речевом потоке на всех уровнях речевых сегментов (в слоге, слове, синтагме, фразе и т. д.), выполняя при этом смыслоразличительную роль.

В рамках просодии изучается как субъективный уровень восприятия характеристик суперсегментных единиц (высота тона, сила/громкость, длительность), так и их физический аспект (частота, интенсивность, время).

Просодические элементы образуют автономные системы, важнейшими из которых считаются слоговой тон, являющийся объектом изучения тонологии; словесное ударение, изучаемое в рамках акцентологии, и фразовая интонация, изучение которой проводит такой раздел языкознания, как интонология.

Ранее в ряде исследований по фонетике термин «просодия» был синонимичен термину «интонация» — оба термина определяли функциональную систему суперсегментных средств языка (иногда под интонационными средствами могли пониматься просодические средства исключительно на уровне функциональных категорий). В современных работах к интонации относят суперсегментные средства, реализующиеся только на уровне фразы, а к просодии — на уровне всех языковых единиц.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: