Реконструкция Современный вид
Архитекторы, строившие собор Святой Софии в Киеве, взяли за основу крестово-купольную композицию византийских храмов, на ее основе возвели грандиозный тринадцатиглавый (с 13-куполами) храм, способный вместить большую часть населения тогдашнего Киева. Число глав символично. Они символизирую Христа и двенадцать его учеников (апостолов). Храм был охвачен с трех сторон двухэтажными галереями, которые увеличили внутреннее пространство.
_____________________________________________________________________________
Крестово - куполный тип храма* сложился в Византии к X в. Купол опирался на барабан, прорезанный окнами. Барабан поддерживался четырьмя подпружными арками, перекинутыми между столпами. В четыре стороны от подкупольной зоны отходили рукава креста. Они перекрывались цилиндрическими сводами. При помощи угловых зон план храма дополнялся до квадрата или прямоугольника.
Столпы делили интерьер храма на части – нефы. Центральный неф шире и выше боковых. Поперечный неф называли трансептом. На пересечении главного продольного и поперечного нефа располагалось средокрестие – квадрат, над которым помещался купол.
|
|
Пространство православного храма было осмысленным, символичным. Наиболее важными были зона под центральным куполом и восточная, алтарная часть. Снаружи область алтаря выделялась полукруглыми или гранеными выступами – апсидами. Вход в храм находился на западе. Над ним стояли хоры - верхние галереи, балкон, где во время богослужения находились именитые люди – князь, его семья и приближенные. Перед входом в основное пространство храма могло находиться ещё одно помещение – нартекс.
Монументальная живопись Софии Киевской
Мозаика
Внутреннее убранство храма тоже создавалось по византийским канонам, но с учетом местных условий. Главное место в оформлении интерьера отводилось мозаикам и фрескам.