Композиция сцены Евхвристии

Под Орантой – сцена Евхаристии (причащения хлебом и вином), главного таинства христианской церкви. Основание Евхаристии было положено во время Тайной вечери – последней трапезы Христа с учениками.

Мастера, создавшие мозаики храма Святой Софии в Киеве, использовали множество оттенков каждого цвета (например, зеленого-34, корисневого-25, синего-21, красного- 19). Нетрудно представить, сколько сильное впечатление на древних русичей производили эти изображения, выступающие из полутьмы в теплом свете живого огня свечей.

Фреска

Однако мозаике не суждено было стать главной техникой украшения древнерусских храмов. Возможно, для русичей она оказалась слишком сложной, требующей редких материалов. Ведущей техникой монументальной живописи на Руси стала фреска.

Групповой портрет Ярослава мудрого и его семьи. Фрески

 В соборе Святой Софии Киевской. Самой интересной является фреска, изображающая семью князя Ярослава Мудрого. Центральная часть композиции не сохранилась, сейчас мы видим только замыкавших семейную процессию дочерей. Все они одеты в богатые одежды из привозных византийских тканей – бархата, шелков, аксамитов ( древнерусское название узорчатой драгоценной ткани из шелка и золотой или серебряной нити, напоминающей  бархат.

Станковая живопись Древней Руси – икона

Икона – это произведение искусства особого рода, непохожее на картину. Иконый образ восходил к первообразу. Т.е. представлял собой не личное восприятие художником священных персонажей и событий, а запечатленную духовную истину. Поэтому художник должен следовать иконографии (строго установленным способам изображения того или иного персонажа или сюжетной сцены). Строгие правила изображения, сложившиеся в иконописи, принято называть каноном ( правило). Художники применяли образцы – рисунки, позднее – прориси (контурные кальки). Они не позволяли мастеру отступить от иконографии.

Икона подчеркивала расстояние и разницу между высшим миром и земным бытием, в котором существует зритель.

На Руси икону писали на липовых или сосновых досках. Доску покрывали левкасом – меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, они были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой – веществом на основе растительного масла.

Книга

Вместе с христианством пришла на Русь и книга. Книга воспринималась, как хранитель слова истины. Средневековая книга заключала в себе молитвы и богослужебные песнопения, жития святых и поучения Отцов Церкви.

Книга писалась на пергаменте, затем в XIV в. На Руси появилась бумага, которая вначале также была дорогой. Высоко ценился труд переписчиков. Древнейший русский книжный шрифт назывался – устав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: