Какие новые возможности открывает ораторское мастерство?

Культура выступления. Ораторское искусство

 

Ораторскому искусству чаще всего приходится учиться с детства или в зрелом возрасте. К этому подталкивают разные факторы: от желания стать актером и необходимости научиться выступать перед широкой аудиторией, до повышения качества общения в повседневной жизни. Но какие бы мотивы к этому не побуждали, ораторское искусство – занятие, требующее определенных усилий, воли и серьезной работы над собой.

Ора́торское иску́сство (искусство красноречия) — это искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства и психологических техник.

 

Ораторское мастерство, или искусство красноречия, ценилось и активно применялось еще в античные времена философами, политиками, судьями, актерами и врачами. Несмотря на различные сферы и цели применения, ораторское мастерство, как инструмент публичного воздействия, позволяло решать одну задачу – убеждать оппонентов в верности своей точки зрения.

Область применения ораторского мастерства в настоящее время столь широка, сколь безграничны сферы общения: с коллегами, начальством или подчиненными, с членами семьи, близкими и друзьями, с аудиторией и в любом обществе в целом. С практической позиции владение искусством убеждения необходимо всем людям, хотя мы не всегда это осознаем. Не следует забывать и о том, что риторика – не только инструмент для достижения цели, это еще и элемент культуры человека и один из показателей степени развития личности.

Как научиться ораторскому искусству?

Поль Сопер, известный американский преподаватель ораторского мастерства середины XX века, в книге «Основы искусства речи» обозначил долг оратора, который, по его мнению, заключается в том, чтобы «иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это». Но на практике этого оказывается недостаточно. Иногда человек может внутренне «гореть», пытаться донеси какую-то мысль, но так и остаться неуслышанным. Правильная, красивая, логически выверенная речь - это залог убедительности. Она позволяет собеседнику составить о вас позитивное впечатление, а также получать удовольствие от процесса общения.

Как можно овладеть ораторским искусством? Дети, учась говорить, подражают взрослым, так и взрослые способны заново учиться полноценно использовать возможности своего речевого аппарата и тела. Сегодня существует множество актерских студий и школ сценического мастерства, где, благодаря опыту и таланту преподавателей, можно добиться высоких результатов в ораторском мастерстве. При этом умение правильно и красиво говорить начинается с умения слушать, и зависит не только от собственного желания развиваться, но и от верного выбора педагогов, с которыми вы будете заниматься.

Обучаясь ораторскому мастерству, люди стремятся достичь как определенных целей, так и в целом повысить качество общения: избавиться от робости и зажатости в манере говорить, получить навыки произнесения речи перед аудиторией, обрести свой «настоящий» голос. Ведь многие и не подозревают, что не используют весь свой потенциал и буквально говорят не своим голосом.

Работа над голосом и речью – два взаимодополняющих этапа освоения ораторского мастерства.

Часто в школах ограничиваются только работой над речью, чуть захватывая разработку голосовых навыков. Но этого недостаточно, если не работать над голосом полноценно, то и работа над речью принесет гораздо меньше результатов. Ведь суть овладения ораторским искусством заключается в развитии голосового аппарата и умении владеть своим голосом, мимикой и жестами в сочетании с навыками построения правильной и красивой речи.

Существует убеждение, что ораторское искусство - это умение красиво излагать свои мысли. Но это не совсем так. Можно красиво мыслить, но некрасиво говорить – и вас не будут слушать, и напротив, некрасиво мыслить и красиво говорить - возможно, и, как ни странно, вас будут слушать! Существует огромное количество примеров, когда опытный оратор удерживает внимание тысяч элементарными лозунгами, известными даже детям. И напротив, хорошая, умная речь проваливается через две минуты из-за неумения оратора говорить.

Во всех ораторских школах учат тому, как составлять речи, набирать для нее материал, и это правильно, когда у вас умная и интересная речь. Но если вы не умеете свободно и увлекательно говорить - ваши труды напрасны. Итак, ораторское мастерство – это, прежде всего, личность, ваше умение заражать окружающих тем, что вы испытываете, умение с помощью определенных навыков удерживать внимание, умение быть настоящим ритором. А быть им значит применять учение о риторике на практике – красиво и связно говорить, правильно жестикулировать, владеть своим голосом, уметь правильно доносить информацию, вызывать и передавать нужные эмоции. И эти навыки может дать только театральная школа, профессионально занимающаяся этим направлением.

Можно попробовать научиться ораторскому мастерству и в одиночку, при этом очевидно, что самостоятельные занятия несоизмеримо менее эффективны, кроме того, на них уйдет намного больше времени и усилий, чем при обучении на курсах под руководством профессионального педагога. Более того, некоторые ошибки в технике невозможно заметить и исправить самостоятельно.

 

Какие новые возможности открывает ораторское мастерство?

В процессе овладения ораторским мастерством человек заново открывает самого себя: он обретает новую степень свободы, развивает способность управлять психоэмоциональным состоянием, обретает уверенность в своих силах, расширяет свои внутренние возможности, которые до занятий казались более скромными. Многие боятся выступать перед публикой, говорят следующее: «У меня такая проблема, что как я выхожу с докладом, у меня начинают дрожать коленки, и голос дрожит...; я боюсь выступать перед публикой, какой-то необъяснимый страх, я жутко нервничаю и это меня сильно подводит, эти взгляды, тишина....и всё, я теряюсь...и выходит, что рассказываю не так, как вовсе хотелось...» Как мне известно, с такой проблемой сталкиваются многие, но как научиться преодолеть себя, преодолеть этот страх?

Это нормально, когда боишься выходить на публику. Вы представьте, что может случиться самое страшное? Что Вы собьётесь, потеряете текст.
Значит, надо хорошо знать материал, уметь включиться с любого места, знать примеры. Надо вовлекать слушателей в действие, а это напрямую зависит от Вашей уверенности в Ваших знаниях. Не забывайте, что уткнувшийся носов в бумажку докладчик навевает тоску и в зале постепенно повисает напряжённость. Поэтому больше разговорных слов, вопросов, задаваемых самому себе (меня заинтересовал какой-то вопрос и что же я сделал? я начал искать)
Улыбайтесь, если оговоритесь.
Живое общение: в зале - не враги.
Листок с тезисами можешь сделать хоть А4 и 30-м шрифтом. Вообще, всем, которые сидят обычно на задних рядах и задают сложные, при этом никому не интересные вопросы. Если сказать им, что объяснишь такие подробности лично уже после выступления, то проблема автоматически снимается.

 





Подготовка речи.

Расскажи дома перед зеркалом себе, расскажи домочадцам, посмотри потом, что получится, не жди ничего от публики, она либо слушает, либо нет, и то,что ей не интересно в принципе твоя вина, но не на этом этапе. Разбей свое сообщение на условные разделы - вступление (скажи, о чем ты будешь говорить, почему ты об этом говоришь) собственно само сообщение, заключение (зачем ты об этом говорил (а)) а главное, не бойся: публика тебя бить не будет.

Используйте собственные мысли. Истинная подготовка к выступлению заключается в том, что весь собранный материал (мнения, тезисы) нужно пропустить через себя и сформировать собственную позицию. В этом случае ваша речь будет звучать более естественно, кроме того, собственные мысли проще запомнить, но для этого сначала их нужно толково сформулировать. Лучше заняться этим во время подготовки, а не формулировать мысли спонтанно во время вступления.

Важным правилом хорошего выступления является подготовка правильного вступительного слова.

Возьмите записи, если это необходимо. Если у вас есть достаточно времени и сил, постарайтесь так приготовиться к выступлению, чтобы вам не потребовались вспомогательные записи. Однако, если вы не чувствуете уверенности в себе, лучше иметь перед собой план или ключевые мысли выступления. Часто бывает так, что от волнения из головы вылетает самая важная информация, забыв которую, оратор, как правило, теряется, сбивается с подготовленного плана. В этом случае стоит иметь при себе записи, быстро заглянув в которые вы сможете моментально вернуться к потерянной мысли. Но возьмите за правило пользоваться записями только в случае крайней необходимости, так как читаемый по бумажке текст убивает все впечатление от публичной речи.

Подготовка оратора к хорошему выступлению должна быть занимать достаточно большое время.

 

План выступления.

Схемы, которая подходила бы для всех речей, не существует, но можно выделить некоторые ключевые принципы и правила, которые можно использовать в любом случае вне зависимости от темы выступления:

Логичность. В структуре речи должна быть определенная логика изложения материала, на основе которой оратор достигает поставленной цели и доносит свою позицию до аудитории.

Обозримость плана речи и удержание внимания. План должен помочь сократить материал до необходимого минимума. Ведь настоящее красноречие состоит в том, чтобы сказать все самое важное, не перегружая внимание слушателя ненужными деталями и отступлениями. Нужно уметь сказать самые главные вещи в момент максимальной концентрации внимания аудитории.

Введение и заключение. В структуре любой речи должны быть введение и заключение, которые обрамляют основную часть выступления.

Ораторские приемы.

Убедительность и выразительность вашей речи, цитирование, вставка (слайды, картинки). Риторические вопросы.

Техника произнесения речи.

Различные упражнения, скороговорки.

Упражнение 1. Задувание свечей. Представьте, что вам нужно задуть 3 свечи. Наберите в грудь достаточно воздуха, и подуйте на каждую из трех воображаемых свечей. Теперь сделайте то же самое для большего количества свечей, и увеличивайте их количество постепенно: 4, 5, 6, 7. Как только вы почувствуете, что устали – остановитесь и отдохните. После этого попробуйте выпрямиться и вдыхать больше и глубже, задействуя мышцы диафрагмы (у нижних ребер), а выдыхать более спокойно и направленно. После этого повторяйте упражнение, пытаясь задуть больше воображаемых свечей, но ни в коем случае не перенапрягайтесь, иначе от недостатка воздуха у вас может закружиться голова.

 

Скороговорки для развития речи и дикции.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!

Наш Полкан попал в капкан.

Кощея щами не угощают.

Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Скороговорка в форме стихотворения.

Четверть часа чиж чижихе

Пел частушки на Плющихе.

Черный кот, большой чудак,

Влез послушать на чердак.

 

Дикция. Дикция – это важная составляющая произнесения публичной речи, которая заключается в способности отчетливо произносить звуки, слоги и слова. Чистота звучания речи зависит от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Дикцию можно сравнить с почерком: текст, написанный человеком с плохим почерком сложно читать, а речь, произнесенную человеком с плохой дикцией – сложно слушать, воспринимать.

Существует целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию. Одним из самых популярных упражнений, которым пользуются все дикторы и ведущие, является произнесение скороговорок. Каждая скороговорка тренирует ваше произношение определенных звуков и сочетаний звуков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: