Задания для самостоятельной работы

Задание 10. Напишите сочинение на тему: «Я убедился в том, что сифилис тем и был страшен, что не был страшен». 

Контрольные задания

Задание 1. Прочитайте отрывок из рассказа.

     «Он пошёл передо мной разнообразный и коварный. То являлся в виде язв беловатых в горле у девчонки-подростка. То в виде сабельных искривленных ног. То в виде подрытых вялых язв на желтых ногах старухи. То в виде мокнущих папул на теле цветущей женщины. Иногда он горделиво занимал лоб полулунной короной Венеры. Являлся отражённым наказанием за тьму отцов на ребятах, с носами, похожими на казачьи седла. Но, кроме того, он проскальзывал и незамеченным мною».

     А. Объясните 1. Как в данном отрывке доказывается справедливость определения сифилиса: «разнообразный и коварный»?

2. Какие слова (глаголы, прилагательные, наречия) создают представление о сифилисе как о живом существе, чувствующем своё превосходство над человеком? 

3. Какое значение имеет здесь повторяющийся союз «то…, то…»?

Задание 2. Прочитайте предложения. Определите, какие изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, метонимия) в них использованы. Выпишите их и объясните их роль в тексте (характеристика персонажа, ситуации др.).

1.«Ах, прохвост, ах, прохвост», – сквозь зубы сипела Пелагея Ивановна. Женщина молчала, глаза ее были как две черные ямки, она всматривалась в окно – в сумерки. 2. Разговор разгорелся, как костёр. 3. Она еще раз всплакнула и ушла тёмной тенью. 4. Сосредоточенная дума оттянула углы ее губ книзу. 5. Нескольким удалось провести хотя бы первые курсы впрыскиваний. Но большая часть больных утекала у меня из рук, как песок в песочных часах. 6. Тут я запнулся, потому что, – клянусь! – прочел в этом, похожем на куриный, взоре, удивление, смешанное явно с иронией. 7. Без внимания, без внимания, – подтвердил бабий голос с некоторым дребезжанием и вдруг осекся. 8. Под гул голосов, нетерпеливо ждущих в приёмной, мы долго шептались. 9. Таяла опасность.

Задание 3. Прочитайте предложения.Найдите просторечные слова и выражения; объясните, с какой целью их использует автор.

1.Тут пациент вытаращил на меня глаза. И в них я прочел свой приговор: «Да ты, доктор, рехнулся!» 2. Тут делов полно, а на больницу полдня. Пока выедешь, – вот те и ночь. О, Господи! Глотка болит, а он мази на ноги дает. 3. «…еще, дражайшая супруга, передайте низкий поклон дяде Софрону Ивановичу. А, кроме того, дорогая супруга, съездите к нашему доктору, покажьте ему себе, как я уже полгода больной дурной болью сифилем. А на побывке у вас не открылся. Примите лечение. Супруг Ваш. Ан. Буков». 4. «Сыпь кинулась на ребят», – сказала краснощёкая бабенка важно. 5. Она повернула младенца, как полено на руках, тупо поглядела на ножки и спросила: «Скудова же это?» 6. «А что? Ничаво не будет», – ответила она и стала заворачивать младенца в пеленки.

 

Задание 4. Прочитайте отрывок из рассказа.

– К завтраку, стало быть, выпишусь, – сказала мать, поправляя кофточку.

– Нет, нельзя еще, – ответил я, – еще один курс придется претерпеть.

– Нет моего согласия, – ответила она. – За помощь спасибо, а выписывайте завтра. Мы уже здоровы.

Разговор разгорелся, как костер. Кончился он так:

– Ты… ты знаешь, – заговорил я и почувствовал, что багровею, – ты знаешь… ты дура!..

– Ты что же это ругаешься? Это какие же порядки – ругаться?

– Разве тебя «дурой» следует ругать? Не дурой, а… а!.. Ты посмотри на Ваньку! Ты что же хочешь его погубить? Ну, так я тебе не позволю этого!

И она осталась еще на десять дней.

Десять дней! Больше никто бы ее не удержал. Я вам ручаюсь. Но, поверьте, совесть моя была спокойна и даже… «дура» не потревожила меня. Не раскаиваюсь. Что брань по сравнению со звёздной сыпью!

А. Проанализируйте поведение молодого врача в разговоре с пациенткой с точки зрения медицинской этики.

Б. Напишите, как вы понимаете смысл выражений «…дура» не потревожила меня» и «Что брань по сравнению со звёздной сыпью!».

Задание 5. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Важным этапом в борьбе с сифилисом явилось открытие в 1869 году при (Медико)хирургической академи… в Санкт-Петербурге двух кафедр дерматологии и сифилидологи… затем в 1884 году кафедр по кожным и венерическим болезням на медицинских факультетах (К/к)иевского и (К/к)азанского университетов. Подготовка специализирова(н/нн)ых кадров позволила значительно повысить качество медицинской помощи нас…лению. По мнению ученых медиков назрела необходимость выд…ления сифилидологи… в отдельную науку. Долгое время пока лечение сифилиса огр…ничивалось только внешними проявлениями заб…левание относилось к хирурги… но в свете последних д…стижений науки стало ясно что лечение сифилиса (не)возможно без понимания пат…логических процессов происходящих в организме человека. Заб…леваемость продолжала р…сти хотя и медле(н/нн)ее чем (в)начале XIX века. Новый всплеск заб…леваемости наблюдался (в)начале XX века (в)связи с войнами и революциями качество медицинской помощи резко падало а ко(л/лл)ичество больных р…сло.

Открытие бледной трепонемы началось с п…пыток эксп…риментального зар…жения животных. И(с/сс)ледованиями в этом направлении зан…мались И. И. Мечников Э. Ру и Д. К. Заболотный в 1903 году привившие сифилис обезьянам ш…мпанзе и павианам. В (микро)препаратах ими были обнаруже(н/нн)ы плохо пр…ломляющие свет (микро)организмы однако их наличие не связывали с возникновением заб…левания. В 1905 году Эрих Гоффман и протозоолог Фриц Шаудин открыли в…збудителя заб…левания бледную трепонему. Шаудин в поле микроскопа обнаружил микробов в (не)окраше(н/нн)ых нативных ма…ках пр…готовле(н/нн)ых венерологом Гофманом из папулы больной сифилисом женщины.      

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: