Рассказы Н. Н. Носова как средство формирования чувства юмора у детей дошкольного возраста

    1.1 Понятие «чувства юмора» и его функции

Реформирование и модернизация системы дошкольного образования привели к изменению ее целей. Если раньше мы считали целью воспитанию гармонически развитой личности, то сейчас личность должна быть компетентной и приспособленной к условиям среды. Это не только развития логического мышления, интелектуального развития, но и легко воспринимать действия, что заставляет нас обратить внимание на чувство юмора.

Чувство юмора – в обычном словоупотреблении способность подмечать в явлениях их комические стороны эмоционально на них откликаясь.

Чувство юмора необходимо начинать воспитывать с самого раннего детства, вместе с обучением ребенка говорить, то есть, с 1.5- 2 лет.

Чувство юмора выполняет определенные функции. На сегодняшний день существует несколько классификаций, представленных разными авторами.

А. А.Сычев рассматривает 5 функций чувства юмора:

1. Критическая функция юмора.

В процессе образования воспитание критического отношения к миру обязательно, поскольку умение критиковать старые, отжившие теории (как научные, так и идеологические) является началом пути к созданию собственных теорий, к изобретениям, развитию, прогрессу. Юмор- один из способов вычленить недостатки и несоответствия в разнообразных теориях и гипотезах, показать аудитории их абсурдность и нежизнеспособность, облекая их в нарочито гиперболизированную, алогичную форму. При рассмотрения критической функции чувства юмора не менее важным аспектом в процессе образования и воспитания является проблема самокритичности. Человек, который способен и умеет признавать свои ошибки, является более перспективным специалистом в своей области, чем тот, кто с упорством отстаивает доводы, абсурдность которых очевидна.(А.А. Сычев «Роль чувства юмора в сфере интеграции образования» стр.29 2001г)

2.Развлекательная функция юмора.

Чувство юмора - лучший способ борьбы со скукой на занятиях. Полушутливые и комические примеры и сравнения запоминаются намного легче и объясняются намного доступнее, чем сухие дефиниции; вовремя сделанный эмоциональный акцент на ключевой проблеме позволяет слушателям более точно понять ее суть. Кроме монотонной серьезности в подаче материала нужно отметить и другую крайность- пресыщенность комическими примерами. Между смешным и серьезным должен существовать своеобразный паритет- юмор становится юмором только на фоне серьезности, а нечто серьезное кажется более значимым на фоне развлекательности. (А.А. Сычев, «Роль чувства юмора в сфере интеграции образования»,стр. 30,2001г.)

3.Объединительная функция юмора.

Цицерон в своем тракте «Об оратории» подчеркивает важную роль комических приемов в процессе установления контакта с аудиторией. Чувство юмора – необходимое качество и в работе преподавателя. Оно во многом способствует установлению положительного климата в коллективе, порождает заинтересованность в преподаваемой дисциплине. Юмор помогает в борьбе со скованностью, отчужденностью слушателей, заставляет их включиться в общий процесс обучения. Совместный смех объединяет не только преподавателя и аудиторию, но самих членов аудитории. Создание атмосферы сопричастности и единства – один из важных факторов успешного обучения и воспитания. Чувство плеча, гордость за свою школу, группу – признаки успешности образования и высоких рейтингов образовательных учреждений. (А.А. Сычев, «Роль чувства юмора в сфере интеграции образования» стр. 31 2001г.)

4.Общекультурная функция юмора.

В проблеме воспитания чувства юмора важная роль должна отводится его общекультурным основам: этически и эстетически значимый смех противостоит банальной, низкопробной юмористике. Произведения ряда признанных российских и зарубежных писателей, поэтов, музыкантов представляют собой ту базу, на которой формируется и развивается хороший вкус личности. Понимание тонких оттенков и обобщений, сделанных классиками мирового искусства, позволяет явно и четко определить грань между чувством юмора и многочисленными подделками под него. Такая эстетическая граница присуща человеку образованному; она не позволяет смеху превратится в грубость, вульгарность. Юмор искажает реальность, гиперболизируя осмеиваемые явления, однако суть этих явлений схватывается точно и наглядно – например, остроумие французов, пунктуальность немцев, сдержанность англичан. Национальный юмор, конечно, в какой –то мере мифологичен, но в нем не больше мифов, чем в основе самого национального характера. (А.А. Сычев, «роль чувства юмора в сфере интеграции образования», стр31, 2001г.)

5.Творческая функция юмора.

Чувство юмора отображает способность человека замечать точки соприкосновения разнородных понятий, реалий и совмещать их в единое суждение. Схожим образом работает и творческое мышление: большинство изобретений, изменивших историю человечества, были сделаны людьми, которые сумели совместить то, что до них казалось несовместимым. Общие механизмы чувства юмора и научного творчества позволяют сделать вывод об их определенной зависимости. Поощрение юмора одновременно является и поощрением творческого мышления. [Сычев, Роль чувства юмора в сфере интеграции образования \\ Интеграция образования, 2001, № 4, стр. 29-32]

 

Автор книги «Подари свою улыбку» выделяет 3 функции чувства юмора:

Б. Дземидок в своей монографии «О комическом» определяет социальную роль комического, выявляя тем самым различные функции комического. Им, в частности, были выделены такие функции как

·Познавательная,

·Развлекательная,

·Терапевтическая.

Комическое служит средством к познанию мира и усвоению представлений о нем.

Наибольшая познавательная ценность приписывается, по традиции, юмористике, которая представляет мир в действительных его красках, отказываясь как от деформации явлений, так и от попыток переустройства мира. «Позиция юмориста - позиция мыслителя, погруженного в раздумья над человеческой натурой и над ходом событий. Юморист видит и не скрывает от читателя контрасты и диспропорции действительности»

Сатира же деформирует изображаемые ею явления, прибегая к увеличению или искажению пропорций, но таким образом она подчеркивает то, что обычно проходит незамеченным. Сатира призвана показать истинную суть явления.

Надо заметить, познавательная сущность комического углубляет наши знании о мире и людях, учит отличать содержание явления от его формы и предостерегает от поспешных оценок.

Сущность развлекательной функции Б. Дземидок видит в способности вызвать смех, поднять настроение.

Терапевтическая функция заключается в том, что комическое может служить утешением в собственных неудачах и разочарованиях. Шутка над самим собой и автоирония могут быть формой самозащиты, не столько от внешних факторов, сколько от самого себя, уныния, пессимизма, сомнения в собственных силах и возможностях.

На наш взгляд, наряду с указанными функциями нужно выделить и воспитательную функцию комического. Так, еще римляне отмечали огромные воспитательные возможности комического: «Сатира, смеясь, исправляет нравы». По мнению Лессинга, «во всей морали нет средства более сильного и действенного, чем смех».

Для комического в детской литературе характерны все эти функции, но особо нужно отметить, что воспитывать, учить, наставлять следует именно детей. Потому данная функция особенно важна в детской литературе.

Юмористический комизм, юмористическое восприятие действительности, выполняя воспитательную функцию, не означает еще осуждения какого-либо явления. Он (комизм) содержит лишь элементы дружеской, терпимой и мягкой критики, играющей роль упрека. Юмор оказывает свое воспитательное воздействие отрицанием пороков и ошибок.

 

2.Формы и приемы комического в произведениях. 1. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она вязана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Читатель испытывает наслаждение от игры фантазии, которая уводит его в мир вымышленных героев и воображаемых обстоятельств. Ему доставляют удовольствие яркость и выразительность художественной речи, особая организация повествования. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает вымышленным героям, радуется стихотворному ритму, звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети и юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.

 

2. Познавательная функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Дети, в отличие от взрослых, только начинают открывать материальный мир. И детские писатели удовлетворяют их стремление к его познанию. Поэтому детская литература часто балансирует на грани художественного и информативно-познавательного повествования. Познавательную функцию детская литература выполняет и в отношении родного языка – многозначность слова, его смысловые и лексические возможности часто обыгрываются детскими писателями, и вместе с игрой происходит освоение родного языка.

 

3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе: ведь литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Правда, представления о том, чему надо учить, не оставались неизменными. Было время, когда главной ценностью в детской литературе считались правила приличия. И хотя обучение таким правилам имеет место и сегодня, назначение литературы совсем в другом – приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия [Минералова 2005: 28]

 

 Таким образом, чувство юмора – необходимый компонент развитой личности. На сегодняшний день существует большое количество исследований…

 

        

 

В. Прокопенко выделяет в юморе следующие функции:

 

· информационная - юмор как средство познания мира углубляет представления о нем, заостряет внимание на том, на что раньше не обращали внимания, происходит небольшое открытие;

 

· коммуникативная функция - ребенок открыт к общению для окружающих, всегда вносит атмосферу жизнерадостности, юмор формирует такие качества, как открытость, доверчивость, раскрепощенность, помогает установить дружеские отношения;

 

· развивающая функция - юмор обладает определенной логикой, доказательностью, что способствует развитию интеллекта, критического мышления, остроты видения мира, наблюдательности, повышает эффективность педагогического процесса.

 

Цель юмора - рассмешить, сталкивая две несовместимые ситуации, восприятие несоответствия.

 

Таким образом, среди свойств мышления и интеллекта, которые развились на довольно высокой ступени развития, выделяют такие трудноопределяемые явления психической жизни, как чувство юмора и остроумие. Смех является естественным двигательным и мимическим выражением нескольких чувств. Итак, чувство юмора является составляющей частью познавательной и коммуникативной функций человека, способствует развитию мышления и интеллекта.

 

чувство юмор психический дошкольный

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: