Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон

ЖЕНСКИЕ ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА

      Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

 

Колоратурное сопрано - самый легкий и подвижный голос, при правильном голосообразовании имеет наиболее широкий диапазон от ля-си малой октавы до фа-соль III октавы. Средний регистр довольно слабый, верхний - сильный, светлый, блестящий. Партии колоратурных сопрано обычно виртуозны. Партия Антониды из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», Мюзетты из оперы Дж. Пуччини «Богема», Виолетты из оперы Дж. Верди «Травиата» и др. Колоратурное сопрано отличается жесткостью звучания, плохо сливается в ансамбле с другими голосами и поэтому в хоре не используется.

Лирико-колоратурное сопрано при большом диапазоне и технической подвижности обладает мягкостью, напевностью, способностью сливаться с другими голосами. Наличие их в хоре придает хору звонкость и яркость тембру партии сопрано.

Лирическое сопрано имеет диапазон - до I октавы - до III октавы и отличается мягким, теплым звуком. Нижний регистр звучит довольно слабо, зато средний регистр - очень выразительный, динамичный, светлый. Ярко звучит верхний регистр, особенно от соль-до до си-бемоль II октавы. Наиболее типичной лирической сопрановой партией в русской оперной литературе является партия Татьяны в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Лирические сопрано очень хорошо сливаются с другими голосами и составляют основу верхнего голоса смешанного и женского хора.

Драматическое сопрано обладает большой силой и благодаря хорошо развитому грудному регистру может исполнять низкие звуки меццо-сопрано. Нижний и средний регистры звучат сочно и полно, верхний - сильно, насыщенно и ярко. Типичными партиями драматических сопрано в оперной литературе являются партии Аиды в одноименной опере Дж. Верди, Лизы - в опере П. Чайковского «Пиковая дама» и др.

    Лирическое меццо-сопрано выделяется красивым грудным тембром. Они могут достигать большой подвижности и колоратурной гибкости (Партия Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник»)

  Драматическое меццо-сопрано - голос менее подвижный и отличается ярким грудным звучанием в низком регистре.

 Контральто - редкий голос, ярко выражен густым грудным звучанием в нижнем регистре. Диапазон контральто - ми-фа малой октавы - фа-соль I октавы.

МУЖСКИЕ ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон.

Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав.

Тенора-альтино - самые высокие, легкие и подвижные голоса с диапазоном от ре - ми малой октавы до ми - фа II октавы. (Звездочет в опере «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова). Тенор-альтино - голос редкий и наличие их в хоре способствует достижению яркой, звонкой, легкой звучности в верхнем регистре теноровой партии.

Лирические тенора имеют мягкий задушевный тембр (партия Ленского в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского, партия Альмавивы в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини). Общий диапазон: до малой октавы - до II октавы. Рабочий диапазон - ми малой октавы - ля -си-бемоль I октавы.

Драматические тенора отличаются большой силой звучания в верхнем регистре и полнотой, насыщенностью в нижнем (партия Хозе в «Кармен» Ж. Визе, Германа в «Пиковой даме» П. Чайковского, Садко в одноименной опере Н. Римского-Корсакова, Отелло в опере Дж. Верди и др.).Общий диапазон ДО малой октавы - ДО II октавывы. Переходные ноты - ми-бемоль - фа-диез I октавы. Зона примарного звучания си-бемоль малой октавы – до1 октавы.

Баритон – этот средний мужской голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Драматический баритон - голос большой силы, ярко и мощно звучит на всём диапазоне. В опере чаще воплощает сильные характеры — это либо патриоты: Князь Игорь («Князь Игорь» Бородина), Богдан Хмельницкий («Богдан Хмельницкий» Данькевича), Андрей Болконский («Война и мир» Прокофьева), либо рабы своей любви и ревности, зависти, мести: Грязной («Царская невеста» Римского-Корсакова), Риголетто («Риголетто» Верди), Мазепа («Мазепа» Чайковского), Демон («Демон» Рубинштейна), Яго («Отелло» Верди), Алеко («Отелло» Верди).

Лирико-драматичесикй баритон может исполнять как лирические, так и другие партии (роли Фигаро, Бориса Годунова, Руслана и Алеко были написаны авторами для драматического баритона, но после исполнения их Шаляпиным стали исполняться и басами).

Певцы: Гулак-Артемовский (19в), Камилло Эверарди (19в), Маттиа Баттистини, Антонио Котоньи, Иван Александрович Мельников, Павел Лисициан - лирический баритон, Юрий Гуляев - лирико-драматический баритон, Тита Руффо - драматический баритон, Дмитрий Хворостовский.

Лирический баритон тяготеет к тенору, а драматический – к басу. (Партия Онегина в одноименной опере П. Чайковского, партия Елецкого в опере «Пиковая дама» П. Чайковского, партия князя Игоря в одноименной опере А. Бородина. В хорах обычно баритоны поют в партии I басов (или II теноров).

Диапазон баритонов от ля большой октавы до ля-бемоль I октавы. Зона переходных нот -до- ми-бемоль I октавы, примарные звуки -соль -ля малой октавы.

Бас - самый низкий и мощный из мужских голосов. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы. Общий диапазон басов ми-фа большой октавы - ми-фа I октавы. Переходные ноты - си-бемоль малой октавы - до-диез I октавы. Зона примарного звучания - ми - фа-диез малой октавы. В среднем и высоком регистре басы могут исполнять весьма успешно подвижные партии. В низком регистре пассажи и фиоритуры басам обычно пишутся редко.

Образы, воплощаемые басом, в большинстве своём, герои средних лет, чаще - пожилые. Среди них немало положительных, величественных фигур.

Бас имеет несколько видов:
Высокие басы отличаются от баритонов большей мягкостью, ком­пактностью звучания в средней и верхней части диапазона.
Бас-баритон - самый высокий из басов, похож на драматический баритон, но звучит массивнее, особенно внизу. Диапазон - от G (иногда F) большой октавы до G1; «рабочая середина» - от В большой до D1. Переходные звуки у басов варьируются от А -В (малой) до с1 - е1.

Партии баса-баритона: Мефистофель («Фауст» Гуно), Сусанин («Иван Сусанин» Глинки), Досифей («Хованщина» Мусоргского)

Басы-баритоны: Ф.И. Шаляпин, Евгений Hecтеров.

Центральные басы - самая многочисленная группа - имеют диапазон от E бемоль -Е большой до F1. Наиболее звучный и мощный — центр, отсюда и его название. Чаще в репертуаре центрального баса верхний отрезок диапазона остаётся без употребления (он может звучать и слабее и более напряжённо). «Рабочая середина» - G - А большой - В малой – С.1.

Образы: Папагено («Волшебная флейта» Моцарта) Фарлаф («Руслан и Людмила» Глинки), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Кончак («Князь Игорь» Бородина), Варяжский гость («Садко» Римского-Корсакова)

Певцы, обладатели центральных басов: Г. и А.Пироговы, Марк Рейзен, И.Петров, В.Р.Петров.

Бас-профундо или низкий бас - редкий голос с диапазоном от А контроктавы или С большой до C-D1 (его партии часто исполняют центральные басы, а их партии — басы-баритоны).

Певцы: Максим Михайлов, Поль Робсон.

Специфической особенностью мужских голосов является т.н. фальцетный звук, очень похожий тембром на женский голос. До открытия, которое сделал Дюпре, этим звуком пользовались все тенора, беря звуком выше A1 (в народе фальцет обозначают словом «фистула»). Фальцет удобнее на Е, И, Ы, У. Существует ещё приём пения, присущий всем мужским голосам, это пение «mezzo voce» -вполголоса. Женским голосам это почти не свойственно.

У баса наибольшая амплитуда, колебания звука, что и даёт ему большую силу, большую возможность контрастов динамики, чем у других голосов, например, рр у баса (особенно при фальцете) может быть такое, как и у сопрано, зато какая огромная разница в forte у этих голосов.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: