Зависимость хорового строя от звукообразования певцов

«Каждый из певцов, — говорил Н.М.Данилин, — должен отвечать за строй, за звук, тогда составится хор. Во время пения нужно анализировать и знать, какие ноты петь выше. Вступить после паузы с верной интонацией в верную ноту в нужном ритме с верными словами — первое условие хорового певца».

Хор - «инструмент» особенный. Если в оркестре фальшь какого-либо инструмента не сказывается на дальнейшем строе (т.к. все инструменты настроены), то в хоре неточное интонирование даже одного певца может привести к самым неприятным последствиям. Поэтому хормейстер должен воспитывать в коллективе понимание необходимости постоянного контроля за точностью интонирования.

Многие случаи нарушения строя связаны с недостатками вокального образования певцов хора. Работа над их преодолением должна вестись не только коллективно, но и индивидуально. Певцы должны уметь предслышать высоту звука, оценивать правильность его образования. Это возможно при развитом внутреннем слухе (с этого вида слуха начинается воспитание слуха вокального, такого важного для музыкантов, связанных с пением). Его развитию способствуют упражнения типа вслух - «про себя» - вслух (могут быть самые разные варианты: пение сильных долей вслух, а слабых - «про себя» и наоборот: такт -вслух, такт - «про себя», такт - вслух, два такта - «про себя», чем дольше пропевание «про себя» - тем сложнее).

Работе над чистотой интонирования помогает область тихой динамики, что способствует обострению слуховой функции.

Хоровому строю вредят такие недостатки пения как понижение, повышение, фальшивая неустойчивая интонация, чрезмерная вибрация. Любая фальшь (понижение, повышение) называется детонированием.

   Понижение интонации может быть по причине:

· дряблого, неопёртого дыхания - при этом помогают беззвуковые и звуковые упражнения на активизацию дыхания.

· вялого произношения - следует применять упражнения на активизацию дикции.

При понижении можно давать более высокую настройку (на ½тона), а также применяются упражнения с «близкими» гласными И, Э, А и слогами с ними, с йотированными гласными Я, Е, Ё, Ю.

   Понижение может сочетаться с низкой позицией звука при недостатке высокой певческой форманты (ВПФ). Низкая позиция может наблюдаться и при нормальном интонировании, но звук всё-таки воспринимается как низкий. Низкая позиция может быть вызвана:

· перегрузкой дыхания

· форсировкой звука.

· недостаточной работой верхних резонаторов, отчего голос лишается полётности, блеска, звонкости.

· неверного прикрытия звука или произношения согласных и гласных.

· утомление голосов.

    Психологически низкая позиция связана с так называемым «ленивым пением», с пением «по обязанности». В этом случае необходимо заинтересовать певцов, т.к. «заинтересованное» пение благодатно влияет на интонацию и на качество звука. Для наведения поющих на «высокое» звучание используются следующие приёмы:

· пение с закрытым ртом с ощущением работы «головы».

· настройка на средних (и выше средних) звуках диапазона.

· нисходящие упражнения с сохранением высокой позиции до нижнего звука.

· использование «близких» гласных И, Э, Е, сочетаний их с согласными М, Н, Л, С. 3.

· запрещение искусственно густить звук (бывает в партии альтов)

· упражнения на лёгкость и подвижность.

Повышение

Причинами повышения могут быть форсированное, крикливое пение, слишком большой напор дыхания, а также чрезмерная «весёлость» коллектива. Повышение интонации наблюдается реже, чем понижение.

При повышении применяются упражнения с тёмными, глубокими гласными О и У и слогами с ними.

Если понижение или повышение интонации в хорошем хоре может «не резать уха», а быть весьма незначительным, то фальшивая, неустойчивая интонация (пение «по “соседям” сверху и снизу») - явление, не оставляющее равнодушным никого. Часто это связано с плохой координацией между слухом и голосом, а также с неопёртым или, наоборот, перегруженным дыханием, форсированием.

При этом недостатке применяются упражнения:

· на тихой динамике (активизация слуха)

· в средней тесситуре

· с красивым мелодическим движением (которое хотелось бы правильно петь)

· на staccato (точная атака короткого звука, опора).

· с закрытыми глазами (обострение слуха).

    Чрезмерная вибрация приводит к нарушению интонации (особенно если голос звучит в высокой тесситуре, на громкой динамике и долгой длительности). В этом случае помогает самая ровная, безвибратная гласная У слоги ДУ, КУ) и тихая динамика. Можно применять упражнения и на О. В упражнениях всё внимание должно быть направлено на образование ровного звука.

   Одним из этапов работы над хоровым строем является осуществление в хоре унисонного строя. Работу над вокальным унисоном принято начинать с примарных то­нов хоровых партий при умеренной динамике, постепенно добиваясь единообразного звукоизвлечения на хорошей опоре. Усложнение задач в работе над унисоном в вокальных упражнениях и репертуаре должно быть постепенным и рациональным. Это касается расширения диапазо­на, усиления динамики, усложнения темпа и ритма.

   Достижение унисона в хоре не должно осуществляться за счет объеди­нения тембровой палитры хора. Нивелирование тембровых красок хоро­вых партий делает хоровую звучность бесцветной невыразительной, лишенной яркости и сочности. Особенно труден строй при исполнении произведений a cappella. Без поддержки музыкальных инструментов хористы интони­руют, опираясь только на собственные слуховые ощущения и представления ладотональных звуковысотных соотношений в мелодии и гармонии. В связи с этим острота, четкость и определенность интонации становит­ся не только необходимым компонентом выразительного исполнения, но и средством «цементирующим» хоровой строй и потому одним из важ­нейших качеств профессиональной вокально-хоровой техники певцов и дирижера. Очень полезно разучивать произведения без сопровождения. Постоянное пение с поддержкой фортепиано снижает слуховую активность и самостоятельность певцов, нивелирует исполнительский строй, делает его менее устойчивым в условиях концертного исполнения.

   На строй влияют различные вокальные трудности произведения (низкая тесситура голосов лишает их естественной гибкости, осложняет интонирование).

   Недостатки строя могут возникнуть и в связи с метроритмическими трудностями, когда хор оказывается исполнительски скованным и мало следит за точностью интонирования. Причиной нарушения строя может являться отсутствие ритмического или динамического ансамбля, когда утрачивается слитность звучания и необходимая острота и чёткость при смене гармонии.

  Процесс выстраивания произведения – это комплексный процесс работы над техникой исполнения, включающий и работу над звуком, над ансамблем, над другими элементами хоровой звучности.

   В хоровой практике часто встречается неприятное явление «сползания хора». Нередко постепенный отход от тональности происходит на концах фраз и построении и при переходе к следующему построению, при повторении звуков, когда тон как бы «снашивается», теряет свою интонационную остроту. Наиболее ясно отклонение от строя прослушивается на продолжительных звуках. На короткие по длительности промежуточные звуки порой не обращается должного внимания ни певцами, ни дирижёрами, и нередко именно эти звуки, наиболее трудны для интонирования и звукообразования из-за своей малой длительности становятся причиной «фальшивой» интонации.

   У.О. Авранек говорил хору: «При затакте восьмушку, даже при быстром темпе, не срывать, а пропеть её, чтобы она звучала», «Не нужно мне «букет» звуков, лучше дайте один звук». Н.М. Данилин объяснял певцам, что низкий затакт происходит от малого внимания. Нота не готовится и в быстром движении интонация не успевает установиться. Нужно впевать медленно, делая остановку на затакте. В этом замечании необходимо отметить традиционный приём «ферматного» выстраивания неточно звучащего аккорда. Практическая рекомендация «успеть пропеть» короткую ноту, затактовую, или другую, - один из наиболее общеупотребительных приёмов работы над строем в хоре. Другой важный практический совет – выстраивание чистоты звучания – заключается в точной слуховой оценке певцами собственной интонации. Если дирижёр показывает петь интонационно выше, то нужно сократить звучность и петь тише, а не громче. В противном случае получиться ещё фальшивее.

   Когда тональная неустойчивость возникает в связи «запетостью» произведения в результате его многократного исполнения, хормейстеры рекомендуют пропевать данное произведение в тональности полутоном или тоном выше той, в которой оно написано.

  При составлении концертной программы, где исполняются подряд несколько произведений a cappella обычно учитываются тональные соотношения смежных произведений. Сочетание далёких тональностей, обычно ухудшает исполнение. Особое отношение должно быть к тональностям, находящимся полутоном выше или ниже предыдущего сочинения. Певцы хора не всегда устойчиво усваивают новый тон, а порой просто возвращаются через несколько тактов в тональность предыдущего, уже спетого произведения.

   Работа над строем в хоре начинается уже на первой стадии разучивания произведения. В это время не следует пропускать ошибки в интонировании, потому что незамеченные ошибки при повторении «впеваются» и в последствии трудно поддаются исправлению. Некоторые дирижёры рекомендуют разучивать произведение на pianissimo, как бы «напевая», но всю предыдущую работу нужно проводить на нормальном певческом звукообразовании. Важный фактор создания устойчивого строя – процесс «впевания» произведения, когда в ходе правильного повторения тесные связи с художественно-исполнительскими задачами окончательно устанавливаются и закрепляются слуховые представления и технические приёмы, приобретаются необходимая свобода и уверенность в исполнении.

   Глубоко ошибочны взгляды тех хормейстеров, которые видят в хо­ровом строе лишь техническую сторону исполнения. Строй - категория художественно-выразительная, а интонационные оттенки вокального звука - одно из средств музыкальной выразительности. Участники хора должны быть так воспитаны и обучены, чтобы они были способны бы­стро настраиваться на заданную хормейстером тональность, чутко реа­гировать на необходимость завысить, «заострить», либо чуть занизить, «притупить», интонацию; подстраиваться в общий тон, тембр, ритм, ди­намику и темп. Для хорошего строя хора при пении без сопровождения инструмента чрезвычайно важны два условия:

а) необходимость предварительной настройки (задавание тона хор­мейстером);

б) необходимость постоянного активного вокально-слухового (инто­национного) контроля в пении участниками хора и дирижером.


Строй и ансамбль

Взаимозависимость хорового строя и ансамбля оче­видна и определяется самой природой хорового пения, где каждый стремится объединиться со всеми. Процесс выстраивания предполагает вслушивание, в результате которого возникает единство, слитность поющих по всем компонентам: звучания — исполнения — выражения, и в первую очередь единство и слитность интонации.

Сама работа над строем начинается с выстраивания унисона. Если хоровая партия звучит слитно, но неверно по строю (все фальшивят одинаково, пристроившись друг к другу в унисон), то исправить ошибку нетрудно. Разнобой в унисоне, где каждый фальшивит по-своему, создает для дирижера особо трудную ситуацию. В таких случаях целесообразно направить внимание поющих на унисонный ансамбль (на любом, но одинаковом интона­ционном уровне) и лишь затем, когда это достигнуто, заняться уточнением и выверкой строя.

То, что называется стройным пением, определяется не только чистой интонацией, но и хорошо выстроенным ансамблем.

Хороведение и методика работы с хором тесно связывают строй и интонирование певцов хора с творческим процессом, который в немалой степени связан с наличием определенного уровня вокальной и общей музыкальной культуры в коллективе.

Хороший строй в хоре - результат постоянного внимания к нему со стороны дирижёра; правильного вокального воспитания певцов, созда­ния атмосферы повышенного слухового контроля не только к интона­ции, но и ко всем средствам музыкальной выразительности.

 


Л и т е р а т у р а

1. Живов В. Хоровое исполнительство - М., Владос, 2003

2. Кеериг О.П. Хороведение, С.-П., 2004

3. Казачков С. От урока к концерту – Казань, 1990

4. Матвеев Н.В. Хоровое пение - М., 1998

5. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практика работы с хором - М., Академия, 2003

6. Самарин В.А. Хороведение. Москва «Аcademia» 1998.

7. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. Второе издание. Москва «Музыка» 1983.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

     Проделайте такой опыт: беззвучно нажмите клавишу фортепиано, а потом сильно ударьте и сразу отпустите клавишу октавой ниже (например, держите до второй октавы, а ударьте до первой). Взятый вами тон быстро угаснет, но еще долго будет слышаться тихий, но отчетливый звук нажатой вами клавиши. Можно беззвучно нажать клавишу двумя октавами выше ударяемой. Соответствующий ей звук тоже будет слышен, хотя и менее отчетливо.

Давайте разберемся, почему это происходит. Если вы прочли, что рассказывается о звуке, то уже знаете, что он возникает в результате колебания упругого тела, в данном случае - струны. Высота звука зависит от длины струны. Вы ударили, например, до первой октавы. Задрожала, завибрировала струна, послышался звук. Но колеблется струна не только вся целиком. Вибрируют все ее части: половина, третья часть, четверть и так далее. Таким образом, одновременно слышится не один звук, а целый многозвучный аккорд. Только основной тон, самый низкий, слышен гораздо лучше других и воспринимается ухом как единственно звучащий.

Остальные же, образованные частями струны и поэтому более высокие обертоны (Oberton по-немецки «верхний тон»), или гармонические призвуки, дополняют звучание, влияют на качество звука - его тембр.

Все эти гармонические призвуки вместе с основным тоном образуют так называемый натуральный звукоряд или шкалу обертонов, которые нумеруются снизу вверх по порядку: первый звук - основной, второй октавой выше, третий - октава + чистая квинта, четвертый - октава + чистая квинта + чистая кварта (то есть на 2 октавы выше основного). Дальнейшие призвуки расположены на более близком расстоянии друг от друга.

Этим свойством - издавать не только основной звук, но и обертоны - иногда пользуются при игре на струнных инструментах. Если в момент извлечения звука смычком слегка прикоснуться пальцем к струне в том месте, где она делится пополам или на третью, четвертую и т. д. часть, то колебания больших частей исчезают, и раздастся не основной звук, а более высокий (соответственно оставшейся части струны) обертон. На струнных такой звук называется флажолетом. Он очень нежный, несильный, холодноватого тембра. Композиторы пользуются флажолетами струнных как особой краской.

Ну а произведенный нами опыт с беззвучно нажатой клавишей? Когда мы это сделали, то, не ударяя по струне фортепиано, освободили ее от глушителя, и она стала колебаться в резонанс половине более длинной - задетой нами струны. Та, когда клавиша возвратилась на место, остановилась, а колебания верхней струны продолжились. Ее звучание вы и услышали.

Л. В. Михеева

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: