Смотреть приложение 3

 

Различают несколько видов строя, основными считаются:

· мелодический строй (горизонтальный) – это чистота интонирования мелодии вокальным унисоном (хоровой партией, группой партий, всем хором, поющим в унисон), а также чистота интонирования  интервалов. Мелодический строй – это строй одной хоровой партии. Основой мелодического строя является унисон.

· гармонический строй (вертикальный) – это правильное интониро­вание созвучий аккордов в их последовательном движении, образующихся в звучании всего хора или его голосовых групп, это точное исполнение по высоте звуков данного аккорда. Гармонический строй – это строй всех партий хора, т.е. общехоровой.

   Мелодический строй. Работа над унисоном (с итальянского: unison - единозвучие) требует от певцов и хормейстера определенной системности. Достижение унисона зависит от развития музыкального слуха и голоса. Для певца чрезвычайно важна работа внутреннего слуха, то есть умения предслышать интонацию, а затем воспроизвести ее, сохраняя точное соотношение интонационной активности слуха и голоса. В работе над унисоном необхо­димо ориентировать певцов на слышание не только своего голоса, но и хоровой партии и всего хора в целом.

  Большуюпомощь хормейстеру вработе над мелодическим строем может оказать знание правил (закономерностей) горизонтального строя. Эти правила вырабатывались и шлифовались многовековой практикой хорового искусства. Впервые эти правила были обобщены и систематизированы П.Г. Чесноковым в книге «Хор и управление им». Опираясь на богатый практический опыт, Чесноков показал какие отклонения от темперированного строя целесообразно использовать при выстраивании хорового звучания a cappella. Предложенные рекомендации включали принципы зонного интонирования ступеней мажорного и минорного ладов на основе внутриладовых тяготений, а также интервалов вне лада.

  Дирижёру хора и хоровым певцам нужно знать общие закономерности строя, из которых вытекают правила интонирования интервалов: чистые интонируются устойчиво, малые и большие – соответственно с односторонним сужением и расширением, увеличенные и уменьшённые – с двусторонним расширением и сужением. Это организует и обостряет слуховые представления, помогает избегать интонационных недостатков.

  Однако, как бы ни была подробно разработана система правил интонирования, она не сможет охватить всех случаев, встречающихся в музыке. Различные оттенки в интонировании возникают в связи с гармоническим окружением, переменностью функций, модуляционностью. Немалую роль играют вокальные особенности строения хоровой партитуры, а также предшествующая настройка слуха и голоса. Правила интонирования являются лишь помощником слуха и всегда опираются на слуховые представления.

   Интонирование в хоре строится на ладовой основе, на осознании ладовой роли звуков, их отношения к тонике, соотношение ступеней между собой. Воспитывая ладовое чувство певцов, нельзя недооценивать значение пения интервалов. Особое внимание хоровых певцов следует обратить на воспитание навыков пения секунд и, прежде всего, больших секунд вверх и малых вниз.

По степени интонирования интервалы делятся на:

· легкие (все чистые интервалы, оба звука которых устойчивы: ч.1., ч.4., ч.5., ч.8.)

· трудные (все большие и малые интервалы, большие интервалы интонируются с односторонним расширением, а малые с односторонним сужением: м.2., б.2.,м.3., б.3., м.6., б.6., м.7., б.7.)

· очень трудные (все увеличенные и уменьшенные интервалы, оба звука которых интонируются неустойчиво (ув.4., ум.5. и др.)

   Для правильного интонирования различных ступеней лада, альтерацией, хроматизмов и энгармонизмов, большое значение имеет представление вводнотоновых связей, ощущение вводнотоновых образований. Требование «подтягивания» VII ступени в мажоре обусловлено тем, что она является вводным тоном к тонике. III ст. в мажоре также может в определённых условиях являться вводным тоном в субдоминанту, и минорная III ст. – верхним вводным тоном во II ступень.

  Ощущение вводнотоновых взаимоотношений звуков способствует установлению строя в хроматических последовательностях, Так, хроматическая гамма в хоре обычно усваивается по принципу образования вводных тонов в диатонической гамме. Из вводно-тоновой природы хроматизмов вытекает правило, которым обычно пользуются все певцы: хроматические (одноименные) полутоны интонируются широко (фа – фа-диез), а диатонические (разноименные) - узко (до – до-диез - шире, чем до – ре-бемоль).

   В восходящем движении хроматические полутоны должны интонироваться с тенденцией к повышению, а диатонические - к понижению; в нисходящем движении- наоборот.

  Руководителю коллектива нужно знать, что на этапе разучивания все трудные мелодические ходы партитуры необходимо разъяснять, помогать их ладово и гармонически осмыслить певцам. Для этого иногда требуется исполнять на инструменте другие голоса или ключевые аккорды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: