От дикции зависит вокальная сторона исполнения. «Хорошо сказанное слово - наполовину спето» - говорил Ф.И. Шаляпин. Формирование слова в пении должно быть таким же свободным и выразительным как в речи.
Первым шагом к осмысленной передаче текста является верная расстановка логических ударений. Русский язык чрезвычайно многообразен и невозможно составить свод правил, но есть следующие закономерности:
1. В простом предложении может быть только одно главное ударение.
2. Логическое ударение ставится на именах существительных.
3. В сочетании двух существительных, ударным будет то, которое будет в родительном падеже:
Бейте в площади бунтов топот!»
В. Маяковский, Г. Свиридов. Марш из «Патетической оратории».
4. Логическое ударение ставится на глаголе, если он является смысловым словом, а место существительного занимает местоимение. Например:
Хор Вик. Калинникова «Осень», на стихи А.С. Пушкина. – «Но пруд уже застыл».
Хор П. Чайковского «Ночевала тучка» - «И тихонько плачет он в пустыне».
|
|
В пении смысловые акценты иногда бывают четко предопределены музыкой. Однако чаще музыкальный текст допускает некоторые варианты, и в расстановке смысловых акцентов следует руководствоваться закономерностями логики прочтения литературного текста. Например:
Хор В. Шебалина «Зимняя дорога», стихи А.С. Пушкина.
«Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны Льет печальный свет она».
Акценты приходятся на слова «луна» и «свет». Вторая смысловая вершина - слово «туманы». Чтобы яснее раскрыть смысл второго единого предложения, целесообразно оттенить (мягко акцентировать) слово «поляны». В стихах иногда встречается литературный прием «инверсия» - необычный порядок слов и частей предложения. В этих случаях особенно важно определение слов, связанных по смыслу и выделение их логическим ударением. Например: В хоре А. Даргомыжского, слова А.С. Пушкина, «Буря мглою небо кроет» на текст «или бури завываньем, ты мой друг утомлена» - обычно делают два ударения на словах - «бури» и «друг». Логически правильным будет ударение на слове «утомлена».
Один из важнейших элементов хоровой дикции - соблюдение правил логики при пении литературного текста хорового произведения. Работу над литературным текстом надо начинать с его внимательного и вдумчивого прочтения.
Первым и основным в логике при работе над дикцией является определение ударного слова во фразе, помогающего донести до слушателя ее основную мысль. В пении это сделать труднее, ибо слова растянуты во времени (распеваются). Не следует забывать известное выражение К. Станиславского, обращенного к певцам: «Пойте мысль!», ввиду того, что при пении очень важно помочь найти главное слово во фразе, сделать логическое ударение, сосредоточить, сконцентрировать мысль на этом слове. Примеры: М.И. Глинка «Москва» во фразе «Здравствуй, славная столица» в слове «славная» смягчить ударение на «я». Это затруднено сильной долей такта и распеванием гласной «я». Ударным словом является «столица» и стремление к ударению на нем поможет избежать ударения на звуке «я».
|
|
Логические паузы помогают формированию слов по смыслу. Кроме того, огромное значение в хоровой музыке имеет расстановка в тексте цезур, необходимых для взятия дыхания. Пауза является одним из средств выразительности. Поющий должен продолжать мысль во время паузы, как бы «перекинуть логический мост через паузу», по выражению К. Станиславского.
Читая стихи, а затем исполняя их в пении, нужно внимательно соблюдать знаки препинания, потому что, кроме логико-граматических они имеют также художественно-выразительные функции. Пауза участвует в передаче эмоционально-экспрессивных оттенков в речи, отражает своеобразие языка автора. Композитор, глубоко проникаясь образами поэтического творения, обогащает замысел поэта.
Поэтическая речь характеризуется эмоционально повышенным строем переживаний, передачей тончайших оттенков мыслей и чувств. Ритм, звуковые повторы, рифмы, строфы, обилие тропов придают поэтической речи своеобразный строй. Так, например, в народной песне используются продолжительные распевы отдельных слогов («Ты ль река моя, реченька», «Вниз по матушке, по Волге») и свободное варьирование словесных ударений, а также прием озвучивания согласных мягкими ритмическими акцентами. Выразительное исполнение мелодии будет главным в интерпретации протяжных лирических песен, а в плясовых и игровых песнях большое значение приобретает острая моторная ритмика с перемещающимися акцентами на словах и добавлением междометий (пример: русская народная песня «Вейся, вейся капустка» в обр. В. Орлова). Поэтические и музыкальные средства играют огромную роль в творческом воплощении идейного и эмоционального содержания произведения. Анализ их не должен сводиться к констатации или классификации особенностей стиха. Важно осознать содержательность и образность стиха для выразительного его исполнения.
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1. Что такое «вокально-хоровая дикция»?
2. Как влияет «выравнивание гласных» на дикцию хора?
3. Каким законам орфоэпии подчиняются гласные и согласные в пении?
4. Назовите правила, сложившиеся в русской речи, которыми следует руководствоваться при расстановке логических ударений в литературном тексте хоровой партитуры?
5. Что такое редуцирование гласных в пении?
6. Определите специфику работы над дикцией в сочинениях с гармоническим, гомофонно-гармоническим, полифоническим изложением.
7. Перечислите двухсложные и трехсложные размеры силлабо-тонической системы стихосложения. Приведите примеры хоровых произведений.
Л и т е р а т у р а
1. Кеериг О.П. Хороведение - Санкт-Петербург, 2004
2.Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. Второе издание. Москва «Музыка» 1983.
3. Самарин В.А. Хороведение. Москва «Аcademia» 1998.