Произношение согласных при пении

Техника произношения слов при пении. Произношение гласных при пении.

Гласные в пении – звуки, на которых раскрываются все певческие возможности голоса. В русском языке шесть гласных - а-о-у-э-и-ы и четыре йотированных - я-е-ё-ю. Йотированные гласные являются составными. Они состоят из основных, перед которыми добавляется полугласный звук й. Звук этот произносится очень коротко, после чего четко артикулируется основной гласный.

Роль гласных в пении и в речи не­одинакова: в речи они участвуют в смысловом оформлении слова; в пе­нии гласные, кроме этого, являются носителями вокального звука (тем­бра, силы, длительности звучания).

В зависимости от педагогических задач, в вокальных упражнениях могут быть использованы (при необходимости с добавлением соглас­ных) закрытые, далекие гласные — у, о, или более близкие, высокие — и, е, э. Дикционные упражнения обычно включают исполнение несколь­ких гласных на одном звуке. В певческой практике сложились две тра­диционные формы соединения гласных в упражнении: «и, е, а, о, у» и «а, е, и, о, у». Первая последовательность строится как постепенный переход от позиционно более высокого звука («и») к позиционно более низкому («у»); вторая — от наиболее открытого («а») к более прикры­тому («у»).

Соединяя гласные звуки в штрихе легато, «полезно, с целью дости­жения максимальной певучести и плавности переходов, готовить губами внешнюю форму каждой последующей гласной с сохранением внутрен­ней артикуляционной формы звучания предыдущей».

Работа над вокальностью гласных должна включать в себя естест­венность и грамотность произнесения текста. Все гласные под ударением произносятся ясно, как пишутся. Это правило отно­сится и к пению. А правило о без­ударных гласных в пении применяется по-иному. Редуцированные, не­ясно произносимые гласные (часы=чисы, плакать=плакать) в вокале не­допустимы. По отношению к гласным звукам следует руководствоваться правилом: «Чем дольше тянется редуцированный гласный, тем ближе должно быть его звучание к изображению на письме; чем он короче - тем он ближе по звучанию к редуцированному произношению, как в разговорной речи».

Редуцированное, приближенное к речевому произношению допуска­ется на коротких длительностях в скорых темпах. Пример: М.И. Глинка «Попутная песня»:

В речи: «Дым столбом кипит, дымится пароход»

В пении: «(Д(ъ)м) сталбом, кипит, дымиц(ъ)а, п(ъ)раход...»

Звуки и слоги: ы, тся, па - как бы «проглатываются», редуцируются (произносятся кратко и ослаблено).

Редукция гласных в пении имеет различные формы:

- безударные «а» и «э» - ослабляются динамически и произносят­ся фонетически менее ярко, чем ударные;

> безударное «о» произносятся как «а» (кроме слов иностранного происхождения);

 - безударное «я» произносится как «е» (греда, паметь), но в конце слова всегда должно звучать чисто;

> безударное «е» с примесью «и», принятое в разговорной речи, в пении допускается лишь на очень коротких длительностях;

редукция «е» в пении решается динамическим ослаблением это­го звука.

Два гласных внутри слова, а также на стыках слов с предлогами и частицами произносятся слитно. На стыке слов, которые имеют само­стоятельные ударения, два одинаковых гласных звука, находящиеся на одной высоте, поются раздельно. Пример: С. Танеев «Вечер»:

Зари догорающей пламя рассыпало по небу | искры.

(отделить, не делая паузы).

Особенно на это следует обращать внимание при одинаковых глас­ных, на стыке слов. Пример: А. Гречанинов «Лягушка и вол»:

на лугу, | увидевши.

Произношение гласного «и» после «ж, ш, ц» в пении как «ы» сохра­няется. Пример: жизнь-жызнь, ширь-шырь, цирк-цырк. Грубой орфогра­фической ошибкой является слияние двух слов, например: «совсеми-ное», следует петь «совсем'иное». Пример: Вик. Калинников «Зима», слова Е. Баратынского «Лишь ветер злой бушуя, воет и небо кроет седою мглой. Здесь «и» петь как чистое «и». Йотированные гласные - я, е, е, ю - надо петь «й» с атакой, после чего должны звучать соответствующие чистые гласные: «а, э, о, у». Звук «е» в пении при большой протяженности, даже если он редуцирован, должен произноситься как чистое «е». Пример:                       П. Чайковский «Ночевала тучка золотая» слова М. Лермонтова «и тихонько плачет он в пусты-не». Звук «е» в слове - пустыня - должен быть спет как чистое «е».

Произношение согласных при пении

Известно, что кантиленное пение осуществляется на гласных, а со­гласные произносятся быстро, мгновенно. Н.М. Данилин говорил: «Пе­ние производится на гласных, но слово делает согласная. Не пойте со­гласные. Гласная - основа вокала». «Гласные - река, согласные - бере­га». Действительно, согласные составляют «каркас» слова и от их четко­го, ясного произношения зависит, поймут ли текст слушатели.

Согласные звуки разделяются на звонкие, в образовании которых участвует голос: б, в, г, д, ж, з, м, н, л, р, и глухие, в образованиях ко­торых голос не участвует: п, ф, к, т, ш, с, ц, х, ч. Согласные л, м, н, р на­зывают сонорными (от лат. - звучный, звучащий), поскольку в них звук преобладает над шумом. Сонорные согласные являются звуко-высотными и хорошо интонируются. Они часто используются для выра­ботки кантилены в пении, для настройки голосов на высокую позицию.

Глухие согласные являются направляющими, а не звучащими. Им свойственен взрывной характер. На глухих согласных гортань не функ­ционирует, поэтому при вокализации гласных с предшествующими глу­хими согласными (ку, па) легко избежать нажима на гортань, т. е. форси­рованного звучания. Этот прием, использованный на этапе разучивания произведения, поможет создать условия для более объемного и рельеф­ного звучания литературного текста.

Наиболее трудными для произношения признаются согласные «р» и «с». Чтобы в хоре хорошо прозвучал звук «р», его следует удваивать и даже ут­раивать. Наоборот, звук «с» требует предельно короткого исполнения.

Одновременность произношения согласных - одно из основных ус­ловий достижения ритмического ансамбля.

Особенности произношения согласных при пении lеgato (кантилена) в медленном темпе:

> согласные, оканчивающие слог в середине слова, при произно­шении переносятся к следующему слогу, а оканчивающие слово при тес­ном стыке слов, - к следующему слову. Например, начало хора Н. Римского-Корсакова «Татарский полон» - «не шум шумит, не гром гремит...»- при пении будет выглядеть так: не шу-мшу-ми-тне-гро-мфе-ми-т...При стаккато согласные не переносятся. Например: хор «Тише, тише» из оперы Дж. Верди «Риголетто»- ти-ше, ти-ше, уж-бли-зок-час-мщенья;

· особо следует обратить внимание на краткость произношения свистящих и шипящих согласных (с);

· звонкие и сонорные согласные (л, м, н, р) интонируются на вы­соте следуемой за ней гласной. Невыполнение этого правила ведет к «подъездам» в пении, фальши в интонировании. Пример: П. Чайковский «Ночевала тучка золотая» слова М. Лермонтова. В слове «ночевала» звук «н» поется на высоте следующей за ней «о» (поется как «а») «на». Если слово заканчивается сонорной согласной, она должна быть спета на высоте предыдущей гласной.

При различных сочетаниях согласных необходимо соблюдать орфо­эпические правила:

· Когда две согласные стоят рядом, то первая произносится мягко, чем за ней идет йотированная, или «ь». Пример: песня - песьня («с» - мягко, «н» - мягко) мягкое «с» произносится быстрее.

· Слитное произношение сочетаний согласных «чт» - в словах «что, чтобы» произносится как «што, штобы».

· Два одинаковых «взрывных» согласных, стоящие рядом, произносятся с задержкой. Например: слово «оттуда» произносится так:" 'Сна­чала звучит «о», затем следует задержка (люфт-пауза) затем- «туда» произносится крепким, но одним «т». Например: «отдохнешь - о'дохнешь», «вливает тайно» М. Глинка «Венецианская ночь» слова А. Козлова произносится «вливае'тайно» с задержкой и одним «т».

· Выпадение в речи одной из группы согласных сохраняется и в пении: здра{в}ствуй, сер{д}це, со{л}нце.

^ Недостатком произношения в пении будет появление между со­гласными, стоящими рядом, неясного гласного призвука «ы». Например. Вместо «приди», поют «п{ы}риди», «люблю» - «люб{ы}лю», и.т. д.

Единообразие в произношении гласных - первое и важное условие достижения хорового ансамбля. В хоре начало фразы или после паузы певцы должны петь только с твёрдой или мягкой атакой (но не с приды­хательной).

Несколько подчёркнутая артикуляция согласных несомненно способствует лучшему донесению текста до слу­шателей и придаёт пению особою художественную выразительность. Наиболее часто встречающиеся недостатки:

> нечеткое произношение окончаний слов, особенно согласных;

> низкое интонирование согласных (сонорных - Л, М, Н, Р)

 

Характер певческой дикции зависит также от особенностей музыки, содержания произведения, его образности. Например, в торжественных гимнах, драматических произведениях слова произносятся «крупно»; в спокойных, распевных - мягко; в маршевых - твёрдо, скандированно; в быстрых темпах - быстро, легко, активно, при минимальном движении артикулярционного аппарата.

На качество дикции влияют также сила звука и тесситура. Наилуч­шие условия хорошей дикции - умеренная сила звучания голоса в сред­ней части диапазона. В вокально-симфонических сочинениях качество дикции во многом зависит от насыщенности оркестра и его громкости. Регулировка дина­мики сопровождения позволит яснее донести текст до слушателя.

Особую трудность для хора представляет исполнение стихотворного текста в произведениях полифонического, а иногда и гомофонно-гармонического склада, в условиях разновременного произношения слов, наличия словесных повторов и сокращений в отдельных голосах. Например, в хоре Вик. Калиникова «Жаворонок» на слова В. Жуков­ского для того, чтобы текст дошел до слушателей, от партии сопрано, где звучит основной текст полностью, требуется ясная и четкая дикция. В то же время трем остальным партиям (А, Т, Б) у которых текст дан в сокращении на выдержанных аккордах лучше произносить текст дикционно неясно, несколько затушеванно. В хоровых фугах, где текст обычно играет второстепенную роль и часто распевается одно какое-либо слово, этот прием может быть использован при проведении темы.

Хорошая дикция зависит от четкой работы артикуляционного (рече­вого) аппарата – системы органов, благодаря работе которых формируются звуки речи. К активным (доступным управлению) органам артику­ляционного аппарата относятся: голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, глотка, нижняя челюсть; к пассивным органам - зубы, твердое не-оо, верхняя челюсть. Важнейшим элементом вокальной техники являет­ся пластичная артикуляция.

В работе начинающих хоров часто встречается такой типичный, не­достаток в дикции, как невнятное произношение слов, вялая работа ар­тикуляционного аппарата. Этот недостаток отражается на качестве зву­ка, который становится тусклым и дряблым. Причиной может быть вя­лость и малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, недос­таточное или неправильное раскрытие рта, скованность мышц шеи и лица. Использование упражнений, как правило, помогает устранить эти недостатки. Для раскрепощения нижней челюсти можно рекомендовать хору упражнения на слоги «ба», «ма», «да». При этом губные согласные «б» и «м» будут способствовать активности губ. Для этой же цели используются губные гласные «о» и «у». В работе над преодолением вяло­сти и малоподвижности языка могут быть использованы упражнения на слоги «ля», «ле», «даль», «соль». При этом следует обратить внимание певцов на работу кончика языка, который активно ударяется о корни передних резцов в твердое нёбо.

Особое внимание следует обратить, например, на артикуляцию глас­ной «у». Она требует очень четкой артикуляции и совершенно опреде­ленной формы рта (вытянутые вперед губы). Певцы, боясь слабого зву­чания этой гласной, часто форсируют звучание, изменяя форму рта, при­ближаясь к «о» и «а». Это приводит к искажению смысла слов: - «боаря» вместо «буря»; - «тоачка» вместо «тучка». Все участники хора должны пользоваться едиными приемами артикуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: