Человеческий голос. Строение голосового аппарата. Типы голосов. Методика постановки голоса. Подбор репертуара

Голос- это продукт комплексной работы ряда анатомических структур, которые находятся в единстве.

Гортань -это генератор звука. Гортань может спродуцировать фальцет, шепот и вестибюлярно- складковый голос. Эти 3 вида переплетаются и образуют миксты.

Шепот -это речь без голоса

Фальцет -это особый тип голосообразования, который имеет место не только у мужчин, но и у женщин и детей.

Акустические особенности фальцета: низкая интенсивность, беден по тембру, звучит неестественно высоко.

Строение голосового аппарата:

Голосовой аппарат человека состоит из трёх основных частей:

 1. Дыхательный аппарат;

 2. Гортань с голосовыми связками;

 3.Резонансная область (рупор или надставная трубка).

Дыхательный аппарат представляет собой:

1. Лёгкие, являющиеся надувными воздушными резервуарами;

2. Дыхательные пути - бронхи и трахея, т.е. дыхательное горло;

3. Диафрагма - мышца, которая отделяет грудную полость от полости живота и прикреплена частью к нижним рёбрам, частью к позвоночнику. В состоянии покоя (во время выдоха) диафрагма поднимается кверху двуглавым куполом, при вдохе она уплощается, опускается, и лёгкие наполняются воздухом. Умение управлять диафрагмой очень важно для певцов. Благодаря её активности у профессиональных вокалистов существуют такие характеристики, как опора дыхания, певческое вибрато и др. В дыхании также принимают участие мышцы брюшного пресса, которые оказывают давление на диафрагму при выдохе и межрёберные мышцы грудной клетки, от сокращения одних из которых происходит сжатие грудной клетки, от сокращения других - расширение и вдох. В зависимости от участия тех или иных мышц в дыхательных движениях и при пении выделяют: грудной, брюшной и смешанный тип дыхания.

2. Гортань представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Состоит гортань из 5 хрящей и мышц. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань. Эти свойства гортани очень важны особенно для оперных певцов. Внутренние мышцы служат для выполнения дыхания и голосообразования. Главными для образования голоса являются истинные голосовые связки - складки, колебания которых и вызывают появление звука. В спокойном состоянии голосовые связки образуют треугольное отверстие - голосовую щель, через которую свободно проходит воздух. Над истинными голосовыми связками располагаются так называемые ложные голосовые связки, а в пространстве между истинными и ложными голосовыми связками имеются углубления, слизистая которых увлажняет голосовые связки.

3. Резонаторная область (часть трахеи, ротовая область и носоглотка), основные характеристики которой:

1. Усиление звука голосовых связок;

2. Создание тембра голоса.

Звук голосовых связок совсем не похож на звуки живого голоса: окончательный тембр т.е. содержание целого ряда призвуков (обертонов), создающих неповторимость, отличимость от других, голос человека приобретает благодаря системе резонаторов. Важнейшими из них являются носоглотка и ротовая полость. Нарушения и заболевания носовой полости приводят к ухудшению звучания голоса. По меткому замечанию профессора Ермолаева "хороших певцов с плохим носом, как правило, не бывает".

 Мягкое нёбо ротовой полости играет активное участие в формировании тембра: при его недостаточной активности голос приобретает гнусавый призвук.  Важным органом, создающим тембр, является и нижняя челюсть. От её активности и подвижности зависит ясность и красота гласных звуков. Самые активные и важные в создании тембра голоса, а также (как его существенной характеристики) правильной артикуляции являются язык и губы.

Постановка голоса - это сложный процесс, который требует особой подготовки, специальных знаний. Особенно важно это учитывать в воспитании детского голоса, т.к. мы имеем дело с «живым и очень хрупким инструментом». Детское сольное пение долго не признавалось в кругу профессионалов, и до сих пор многие вокальные педагоги придерживаются мнения, что детей не надо учить академическому пению. Причина заключается в том, что иногда занятия приводят не к развитию, а к потере голоса или приобретению вокальных дефектов, которые в дальнейшем бывает нелегко устранить. Такой результат, как правило, является следствием, ошибок как в методике работы, так и в выборе репертуара. Детский голос нуждается в бережном обращении и принцип постепенности в его развитии должен соблюдаться неукоснительно. «Не навреди»- это главный принцип в работе педагога сольного пения.

Каковы бы ни были природные данные,даже самые лучшие голоса требуют выработки прочных профессиональных вокальных навыков. Можно иметь приятный голос и хороший слух и совершенно ничего в этой профессии не добиться, а можно и с очень скромными данными через 5-6 лет обогнать всех «голосистых». В вокальной педагогике, говоря о выработке правильных вокальных навыков, всегда употребляют термин «координация». Это скоординированная, т.е. слаженная работа определенных отделов голосового аппарата и групп мышц.  В

Процессе обучения вырабатываются такие качества голоса, как звонкость, полетность,ровность по всему диапазону, объемность, сила звучания.Такой голос мы и называет поставленным.

Основой правильного физиологического звукообразования является нижнерёберное диафрагмальное дыхание. Плохо поставленный голосовой аппарат - это чаще всего результат недостаточного, т.е. неправильного дыхания[1]. Так называемое плечевое дыхание (верхнее или грудное) совершенно не увеличивает объём вдыхаемого воздуха: лёгкие не приспособлены к растяжению вверх. Наоборот, это противоестественное действие приводит к судорожному напряжению мышц горла, что только препятствует звукоизвлечению. Певческому дыханию испокон веков придавалась важная, даже основная роль. Тезис "искусство пения - искусство дыхания" известен со времен староитальянской школы.Правильный вдох- это вдох носом.Такой вдох дает возможность проконтролировать работу диафрагмы. Диафрагма –это мышца, которая при вдохе должна опускаться как можно ниже, а затем удерживаться в таком положении.В это время бока расширяются, а плечи ни в коем случае плечи не поднимаются.Воздух, направляемый диафрагмой и мышцами живота, наталкивается на препятствия, поэтому в резонаторной полости возникает нечто вроде наполненного воздухом сосуда. Здесь из колебаний голосовых связок возникает звук, который через вибрацию воздуха передается в аудиторию. Поэтому поставленный голос не нуждается в микрофоне. К врожденным способностям это не имеет никакого отношения. Это техника, которая вырабатывается годами.

Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового слухового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя – одно не может существовать без другого.Это называется вокально-слуховая координация. Она тоже развивается, также, как другие навыки.

С первых уроков важно развивать у учащихся вокальный слух. В.П. Морозов пишет: «Вокальный слух – это, прежде всего не только слух, а сложное музыкально вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, и некоторых видов чувствительности. Сущность вокального слуха в умении осознать принцип звукообразования». Иногда верное, свободное и красивое звучание голоса оценивается самими учащимися как слабое, некрасивое и даже неприятное. Здесь очень важно убедить ученика, что это не так. В таких случаях полезно вести аудиозапись занятия с дальнейшим анализом, а так же присутствовать на уроках, где педагог занимается с другими учениками. Известно, что певец поет то, что он слышит, и так, как слышит. Поэтому развитие слуха, в том числе и вокального, должно стать первостепенной задачей педагога.

Дикция -это четкое произношение согласных звуков в пении. Над вокальной дикцией надо начинать работать уже с первых занятий. Одним из наилучших средств выработки вокальной дикции является пение произведений и вокализов с названием нот, т.е. сольфеджио, чтение скороговорок, стихов. Прежде, чем спеть, нужно четко и внятно произнести текст.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань.

Певческий диапазон это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

На первом этапе обучения начинать вокальную работу следует в примарном диапазоне, т.е в середине, на тех звуках, где возможно естественное и непринужденное голосообразование. Диапазон голоса у детей обычно охватывает октаву ре1-ре2. В хорах детские голоса делят на дисканты и альты, в силу специфики работы хора. На самом деле до мутации не может быть никаких низких голосов. Низкие голоса формируются значительно позже, чем высокие.

Работа по воспитанию детского голоса является чрезвычайно сложной, т.к. голосовой аппарат в течение всего периода обучения находится в процессе роста. Ни в коем случае нельзя допускать усталости и напряжения в голосе. Необходимо соизмерять нагрузку с индивидуальными особенностями и возрастными возможностями ребёнка.

В подростковом и юношеском возрасте 10-17 лет в организме человека происходят большие анатомические и психологические изменения, влияющие на всю его жизнедеятельность. Поэтому педагогу необходимо знать признаки наступающей мутации. Мутация – (от лат. muttio - изменения, перемена)изменение голоса, наступающее в период полового созревания, обусловленное быстрым ростом гортани. Сопровождается частым возникновением слизи, набуханием и покраснением связок. Голос в этом периоде непостоянен, часто срывается, нередко становится хриплым, приобретая неприятный, резкий тембр.

 

 Бурный рост гортани является наиболее трудным и опасным моментом в развитии голоса. Длительность мутационного периода колеблется в норме в пределах от одного или нескольких месяцев до 2-3 лет. Обычная его продолжительность - около полутора лет. Важно создать специальный певческий режим, облегчающий её прохождение: ограничить время вокальных занятий, категорически избегать громкого, форсированного пения. Если период мутации у мальчиков протекает остро, с заметной хрипотой и нарушением речевого голоса, то занятия должны вестись крайне осторожно, с минимальной щадящей нагрузкой.

Послемутационному периоду свойственна лёгкая ранимость неокрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голосовое утомление. В этот период, который продолжается несколько месяцев, расширяется диапазон и определяется индивидуальный тембр, высота и сила голоса.

Типы голосов:

Мужские:

Тенор-альтино, обладающий особенно высокими нотами, звуит прозрачно, легко. Обычно эти голоса не бывают особенно сильны. Партия Звездочета в «Золотом петушке» Римского-Корсакова поручается обычно такого рода голосу.

Лирический тено р — тенор теплого, нежного, серебристого тембра, способный выражать всю лирическую гамму чувств. Может быть достаточно крупным и насыщенным по звучанию. Типичным лирическим тенором, например, обладали Собинов, Лемешев, Козловский, Хосе Каррерас.

Лирико-драматический тенор — голос, способный к исполнению партий широкого диапазона как лирических, так и драматических. Однако он не может достигать силы и драматизма чисто драматического голоса. К таким можно отнести голоса Франко Корелли, Беньямино Джильи, Марио Ланца.

Драматический тенор — крупный голос, имеющий большой динамический размах, способный выражать самые сильные драматические ситуации. Диапазон драматического голоса может быть короче, не включать верхнего до. Для драматического голоса написаны, например, партия Отелло в опере «Отелло» Верди. К драматическим тенорам можно отнести, например, голос Энрико Карузо, Марио Дель Монако.

Лирический баритон, звучащий легко, лирично, близок по характеру к теноровому тембру, но все же всегда имеет типичный баритональный оттенок. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру. Типичные партии для этого типа голоса — Онегин. Лирические баритоны — Лисициан, Норцов.

Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, способен к исполнению как лирических, так и драматических партий. К таким голосам следует отнести, например, Хохлова, Тито Гобби, Гуляева. Партии Демона, Мазепы.

Драматический баритон — голос более темного звучания, большой силы, способный к мощному звучанию на центральном и верхнем участках диапазона голоса. Партии драматического баритона более низки по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот. Типичные партии — Риголетто,Грязной, Князь Игорь. Драматическим баритоном обладали, например, Титта Руффо, Савранский, Головин.

Бас, наиболее низкий и мощный мужской голос, имеет рабочий диапазон от фа большой октавы до фа первой. Среди этого типа голоса различают высокий бас, центральный (певучий, кантанте) и низкий бас. Кроме того, в хорах весьма ценным голосом считаются басы-октависты, способные брать самые низкие звуки большой октавы и даже некоторые звуки контроктавы.

Высокий бас, бас певучий (кантанте), имеет рабочий диапазон до фа первой октавы наверху. Это голос светлого яркого звучания, напоминающий баритоновый тембр.Партии Томского, Мефистофеля, Графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро». К таким басам можно отнести голоса Шаляпина, Огнивцева, Бориса Христова.

Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона и носит ярко выраженный басовый характер тембра. Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой но и более низкие, включающие нижние ноты до фа большой октавы, такие, как Гремин, Кончак. К центральным басам можно отнести голоса Г. и А. Пироговых, И. Петрова, Николай Гяурова. Марка Рейзена.

Низкий бас кроме особенно густого басового колорита и более короткого в верхнем участке диапазона голоса обладает глубокими, мощными, низкими нотами. Это так называемый профундовый бас. К таким басам можно отнести голоса Максима Михайлова, из западных-Хосе Мардонес.

Басы-октависты, которые находят себе место в хорах, иногда могут брать ряд звуков контроктавы, доходя до поразительно низких звуков. Известны случаи, когда голос мог спускаться до фа контроктавы.

 

Женские голоса:

Среди наиболее высокого тембра женских голосов — сопрано, имеющих рабочий диапазон от до малой до до третьей октавы, различают:

Колоратурное сопрано — имеющее легкое, прозрачное звучание, большую способность к подвижности и в дополнение к сопрановому диапазону еще кварту или квинту, а иногда и более в верхнем участке диапазона. Голос колоратурного сопрано обычно не достигает большой мощности, но обладает большой способностью нестись в зал, исключительной чистотой и прозрачностью звучания. Колоратурные сопрано исполняют такие партии, как Царица ночи, Лакме, Джильда, Царевну-лебедь из «Сказки о царе Салтане», а также партию Шемаханской царицы из «Золотого петушка». К колоратурным голосам следует отнести голос Амелиты Галли-Курчи,Натали Дессей, Мадо Робен, Евгении Мирошниченко. Сейчас активно пиарят Светлану Феодулову, которая вошла в книгу рекордов Гиннеса, как самый высокий голос в мире.

Лирико-колоратурное сопрано — голос более плотного, широкого звучания, по подвижности способный к исполнению колоратурных партий, но способный также и к пению лирических партий. К таким певицам надо отнести Антонину Нежданову, Барсову, Ренату Скотто, Беллу Руденко, Сазерленд.

Лирическое сопрано уже не обладает такой степенью колоратуры, но зато голос этот мощнее и шире по звучанию, звучит светло, серебристо. Рабочие ноты вверху не переходят до третьей октавы. К партиям, которые поют певицы, обладающие лирическим голосом, можно отнести Мими, Баттерфляй, Иоланту, Марфу, Антониду. Лирические сопрано — Шумская, Шпиллер, Вишневская, Мирелла Френи.

Лирико-драматическое сопрано — широкий лирический голос, более насыщенного грудного тембра. Их партии такие: Мария в «Мазепе» Чайковского, Кума, Горислава. К лирико-драматическим сопрано можно отнести голоса Тамары Милашкиной, Марии Каллас, Ренаты Тебальди.

Драматическое сопрано отличается большой мощностью звучания и насыщенным драматическим тембром, на низких нотах напоминающее меццо-сопрановое звучание. Драматические голоса обычно поют такие партии, как Брунгильда, Ярославна. Голосом драматического сопрано обладали Мария Гулегина, Елена Сливинская, Роза Понселл, Биргит Нильссон.

Меццо-сопрано — женский голос грудного темного, теплого тембра с диапазоном от ля малой октавы, до ля — си второй октавы. Елена Образцова, Ирина Архипова, Тамара Синявская. Чечилия Бартоли-обладательница редкого колоратурного меццо-сопрано. Примером партий, написанных для меццо-сопрано, могут служить Кармен, Любаша, Ольга, Азучена.

Контральто — самый низкий и редко встречающийся женский голос, насыщенный грудным тембром на всем диапазоне. Таким голосом обладали Глафира Королева,Антонова, Збруева, Мариан Андерсон. Дд

ДДддд

Д

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: