Методы обучения. Подбор репертуара

В работе с певцами используются следующие   методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

- прослушивание записей выдающихся вокальных исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

- применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;

- метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности;

- метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала;

- метод закрепления изученного материала;

- метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности.

При выборе репертуара и дальнейшем его разучивании следует придерживаться трёх основных принципов: физическая готовность (недавно перенесённые заболевания, общее состояние организма и пр.), техническая готовность (владение вокальной техникой, позволяющее исполнить данное произведение), психологическая готовность (возраст, уровень подготовки). Особенности подбора репертуара  связаны, с одной стороны, с задачами охраны голоса (многие повышенно эмоциональные произведения провоцируют на пение в форсированном режиме), а с другой — с задачами охраны внутреннего мира ребёнка и гармоничного развития личности. Необходимо определить, какие эмоциональные состояния и какие музыкально-поэтические образы наиболее соответствуют чувствам и интересам ребёнка в разные периоды его развития.

  

 В качестве учебного материала можно использовать:

- разнообразные упражнения

- попевки

- вокализы

- народные песни

- произведения классического репертуара русских и зарубежных   композиторов

- разнохарактерные песни советских композиторов

- простейшие арии различных стилей мирового классического наследия.

Примерный репертуарный список по 4-летней программе обучения в ДШИ.

Класс

Народные песни:

Р. н. п. «Я на камушке сижу», обр. Н.Римского-Корсакова

Р. н.п. «Ты поди, моя коровушка, домой», обр. А. Гурилёва

Р. н.п. «У меня ль во садочке», обр. А. Гурилёва

Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге», обр. А..Гурилёва

Р.н.п. «Ходила младёшенька», обр. Н..Римского-Корсакова

Р.н.п. «Не летай, соловей», обр. А. Егорова

Польская народная песня «Жаворонок», обр. М. Пистрейха

Польская народная песня «Перепёлка», обр. Л. Абелян.

Польская народная песня «Висла», обр. В. Иванникова

Старинная английская мелодия «Очи, как тост»

Французская народная песня «Рассказать ли в тишине», обр. Коле

Классические произведения русских и зарубежных композиторов:

А. Аренский «Спи, дитя моё, усни». «Там, вдали за рекой», «Расскажи, мотылёк»,

Ц. Кюи «Майский день»

Ж. Векерлен «Младая флора»

Э. Григ «Детская песенка»

И. Гайдн «Мы дружим с музыкой»

И. Брамс «Божья коровка»

Л. Бетховен «Волшебный цветок», «Сурок»

Произведения современных композиторов:

В. Витлин «Серенькая кошечка»

Г.Гладков «Край, в котором ты живёшь»

В. Калинников «Киска»

Л. Абелян «Зоопарк», «Во дворе», «На велосипеде», «Желтый одуванчик», «По грибы», «Домик игрушки», «Я умею рисовать», «Песенка про бабушку», «Песенка про хомячка», «Прекрасен мир поющий»

А. Ушкарёв «Подарки»

 Б.Будницкий «Хороший денёк», «В лесу»

Г. Струве «Рыжий пёс»

В.Павленко «Капельки»

Класс

Народные песни:

Р.н.п. «Меж крутых бережков», обр. Ю. Слонова

Р.н.п. «Липа вековая», обр. В. Волкова

Р.н.п. «Выходили красны девицы», обр.А. Лядова

Швейцарская народная песня «Садовница короля», обр. Р.Гунда

Польская народная песня «Кукушка», обр. А. Сыгетинского

Словацкая народная песня «Спи, моя милая», обр. В. Неедлы

Английская народная песня «Помнишь ли ты», обр. Дж. Бейли

Грузинская народная песня «Светлячок», обр. В. Гокиели

Классические произведения русских и зарубежных композиторов:

С. Танеев «Колыбельная», «Летняя ночь»

А. Аренский «Птичка летает», «Комар один, задумавшись»

Ц. Кюи «Под липами», «Зима»

А. Гурилёв «Сарафанчик», «Улетела пташечка»

И. Гайдн «Тихо дверцу в сад открой»

Э. Григ «Лесная песнь»

Э. Мак-Доуэлл «Летняя колыбельная»

Р. Шуман «Небывалая страна», «Пёстрый мотылёк», «Совёнок»

Дж. Перголези «Ах, зачем я не лужайка»

И. Брамс «Песочный человечек»

Произведения современных композиторов:

Р. Бойко «Сны», «Скрипка»

И. Дунаевский «Сон приходит на порог», «Песенка о капитане»

Ю. Чичков «Мой щенок», «Карлуша», «Песня о волшебном цветке», «Самая счастливая»

Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»

Класс

Народные песни:

Р. н. п. «У зори-то, у зореньки», обр. Ю.Слонова

Р.н.п. «Уж ты, поле мое», обр. М. Балакирева

Р.н.п. «То не ветер ветку клонит», обр. неизвестного автора

Р.н.п. «Среди долины ровныя», обр. Н.Губарькова

Р. н. п. «Расчешу ли я головушку»

Неаполитанская народная песня «Папарачано», обр. В.Мельо

Итальянская народная песня «Счастливая»

Менуэт Экзодэ, обр. Ж. Векерлена

Классические произведения русских и зарубежных композиторов:

П. Чайковский «Детская песенка», «Осень», «Зима»

М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»

А. Гурилёв «Отгадай, моя родная»

А. Даргомыжский «Юноша и дева», «Я вас любил»

А. Варламов «Горные вершины», «Перстенёчек золотой»

Ц. Кюи «Песня»

И. Брамс «Колыбельная», «Наседка»

В. Моцарт «Детские игры», «Тоска по весне», «Жил-был на свете мальчик»

Р. Шуман  «Весенний привет», «Песочный человечек»,

Л. Бетховен «Майская песнь»

Ф. Мендельсон «Привет»

Ф. Шуберт «Песня», «Дикая роза», «Колыбельная»

Произведения современных композиторов:

И. Дунаевский «Песня о веселом ветре»

В. Добрынин «Школьная любовь»

Я. Дубравин «Песня о земной красоте», «Синеглазая речка»

И. Дунаевский «Осенняя песня», «Лирическая песня»

Н. Будашкин «Песенка Настеньки» из мультфильма «Аленький цветочек»

А. Пахмутова «Старый клен»

Ю. Милютин «Береги солдат»

Г. Струве «Я хочу увидеть музыку»

Класс

Народные песни:

Р.н.п. «Калинушка с малинушкой», обр. А. Михайлова

Р. н. п. «Чернобровый, черноокий», обр. К. Вильбоа

Р.н.п. «По небу, по синему…», обр. неизвестного автора

Р.н.п. «Как пойду я на быструю речку», обр. Е. Шендеровича

Неаполитанская народная песня «Колыбельная», обр. В. Мель

Неаполитанская народная песня «Санта Лючия», обр. Т. Коттрау, Неаполитанская народная песня «Смех Амура», обр. Х Меллера.

Шведская народная песня «Далёко в небе звёзды», обр. Ф.Мелера

Классические произведения русских и зарубежных композиторов:

Н. Римский - Корсаков «Тихо вечер догорает»

П. Чайковский «Мой садик», «Колыбельная песнь в бурю», «Весна», «Бабушка и внучек»

А. Варламов «О, молчи, милый друг мой, молчи», «Красный сарафан», «На заре ты её не буди», «Для чего, ты, луч востока»

А. Алябьев «Я вижу образ твой», «Зимняя дорога», «И я выйду на крылечко»

А. Гурилёв «Право, маменьке скажу», «Домик-крошечка», «Чёрный локон»

М. Глинка «Жаворонок»

Ф. Шуберт «К лютне», «Колыбельная песня»

Ф. Мендельсон «На крыльях чудной песни»

И. Брамс «В зелёных ивах дом стоит»

Р. Шуман «Подснежник», «Лотос», «Приход весны»

Э. Григ «Заход солнца»

Дж.Каччини «Ариетта»

Произведения современных композиторов:

М. Блантер «Катюша»

Муз. неизв. автора «Огонёк»

Н. Будашкин «За дальнею околицей», «Березонька»

А. Пахмутова «Добрая сказка»

Ю. Милютин «Лирическая песенка», «Сирень - черёмуха», «Чайка»

Г. Струве «У калитки»

Музыка во все времена была сферой выражения чувств, способом раскрытия своего внутреннего мира посредством музыкальных звуков. Вокальная музыка — наиболее популярная область музыкального искусства, доступная, в той или иной степени, большинству людей. Содержание исполняемых произведений и форма выражения этого содержания отражают внутренний мир человека, являются показателем духовного здоровья.

Но!!! Прежде, чем заняться постановкой голоса, нужно помнить, что ещё 100 лет тому назад певец и педагог А. М. Додонов заметил, что «петь самому и учить других — две вещи совершенно различные». Педагогический опыт ничего не стоит, если педагог не сделает процесс обучения осмысленным и доступным для ученика. Как показала история, можно безупречно петь самому и безжалостно разрушать голоса других.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: