Положительное влияние на энергетическую безопасность страны оказывает параллельная работа Белорусской энергосистемы по ВЛ 330-750 кВ с энергосистемами стран СНГ и Балтии. Изолированная работа энергосистемы Беларуси с учетом отсутствия возможностей по регулированию частоты электрического тока и активной мощности не может быть нормально обеспечена и приведет к ухудшению качества частоты, возможному отключению потребителей устройствами противоаварийной автоматики в переходных режимах, необходимости держать значительный вращающийся резерв, останавливать генерирующее оборудование в ночные часы и пр.
Особенностью параллельной работы является наличие электрического кольца линий электропередачи Беларусь - Россия - Эстония - Латвия - Литва (далее - БРЭЛЛ).
Межгосударственные электрические связи Беларусь - Россия. Межгосударственные электрические связи указанного направления включают в себя одну линию электропередачи напряжением 750 кВ, три линии напряжением 330 кВ и пять
линий напряжением ПО кВ. Линии напряжением 330 - 750 кВ являются частью электрического кольца БРЭЛЛ, обеспечивают надежную работу объединенной энергосистемы (далее - ОЭС) Беларуси, используются для поставок электроэнергии из России в ОЭС Беларуси и транзита электроэнергии в страны электрического кольца БРЭЛЛ. По двум линиям 330 кВ и линии 750 кВ, образующим Смоленское направление электрических соединений, осуществляется также транзит электроэнергии в другие части ЕЭС России - Псковэнерго (по третьей линии 330 кВ) и Брянскэнерго (по линиям 110 кВ).
Предел передаваемой мощности по Смоленскому направлению находится на уровне 1200 - 1400 МВт, а с учетом транзита в другие энергосистемы БРЭЛЛ предел передаваемой мощности для Белорусской энергосистемы находится на уровне 900 МВт.
Межгосударственные электрические связи Беларусь - Литва. Межгосударственные электрические связи указанного направления включают в себя пять линий напряжением 330 кВ с общей пропускной способностью 2200 МВт. До 2004 года включительно по указанным линиям осуществлялись поставки электроэнергии в Беларусь. После вывода из эксплуатации с 1 января 2005 года первого энергоблока Игналинской АЭС линии служат для обеспечения надежности работы ОЭС Беларуси, надежности поставок электроэнергии из России и транзита электроэнергии в страны электрического кольца БРЭЛЛ.
Перспективы использования межгосударственных электрических связей Беларусь - Литва зависят от вариантов дальнейшей работы энергосистем Балтии, связанных с развитием электрического интерфейса этих государств с энергосистемами Западной Европы.
Справочно. На данный момент Литвой и Польшей планируется строительство воздушной линии электропередачи напряжением 400 кВ, Эстонией и Финляндией - подводного кабеля между своими энергосистемами, а также Литвой и Швецией - строительство подводного кабеля, который соединит ветряные электростанции в Балтийском море с их энергосистемами. Реализация этих планов создаст техническую возможность для отделения энергосистем Балтии от энергосистем Беларуси и России и перехода их на совместную работу с энергосистемами Западной Европы.
Межгосударственные электрические связи Беларусь - Украина. Межгосударственные электрические связи указанного направления включают в себя две линии напряжением 330 кВ и пропускной способностью 500 МВт.
В связи с отделением в начале 90-х годов энергосистемы Украины от единой энергосистемы бывшего СССР и по настоящее время обе линии напряжением 330 кВ между ОЭС Беларуси и ОЭС Украины отключены. При необходимости по указанным ВЛ возможно осуществление поставки электроэнергии из Украины.
Межгосударственные электрические связи Беларусь - Польша. Межгосударственные электрические связи указанного направления включают в себя двухцепную линию электропередачи напряжением ПО кВ «Брест 2 - Вулька Добрыньска» и одноцепную линию электропередачи напряжением 220 кВ «Россия - Белосток». Линия ПО кВ используется для экспорта электроэнергии от выделенных энергоблоков Березовской ГРЭС, работающих синхронно с энергосистемой Польши. По линии 220 кВ Россия - Белосток до 2004 года осуществлялся транзит электроэнергии из Литвы по «островной схеме» в Белосток.
Возможные варианты поставок электроэнергии. Для обеспечения альтернативных поставок в страну электроэнергии следует рассматривать варианты поставок из сопредельных государств. По существующим межгосударственным линиям электропередачи имеется возможность передачи мощности из Литвы до 2200 МВт, России - 1200 МВт, Украины - 500 МВт. Однако, учитывая планируемую остановку Игналинской АЭС энергосистема стран Балтии становится дефицитной. Наиболее вероятными и технически реализуемыми в прогнозируемом периоде можно рассматривать варианты импорта электроэнергии из России, Украины и Польши.
Получение электроэнергии от энергосистемы России. Учитывая изменения баланса электроэнергии в электрическом кольце Беларусь-Россия-Прибалтика после останова первого реактора Игналинской АЭС и намечаемым остановом второго реактора Игналинской АЭС в 2010 году, импорт электро-энергии в существующих объемах на уровне 5.5 млрд. кВтч в год не может быть обеспечен по существующим ЛЭП.
Основным фактором, ограничивающим пропускную способность Смоленского направления, является перегрузка двух действующих автотрансформаторов напряжением 500/330 кВ на Смоленской АЭС. В настоящее время российская сторона рассматривает варианты установки на Смоленской АЭС третьего автотрансформатора 500/330 кВ либо перевода одного из энергоблоков Смоленской АЭС с напряжения 500 кВ на напряжение 330 кВ. Эти мероприятия позволят значительно увеличить пропускную способность Смоленского направления.
Получение электроэнергии от энергосистемы Украины. В настоящее время энергосистема Украины имеет ряд АЭС (Хмельницкая, Ровенская), находящихся вблизи границы с Республикой Беларусь, и достаточно разветвленную сеть напряжением 330 и 750 кВ. Включение в работу существующих межгосударственных линий между энергосистемами Украины и Беларуси позволит осуществить поставки электроэнергии до 3,8 млрд. кВтч в год при поставке электроэнергии ровным графиком в течение года. Строительство при необходимости новой ЛЭП Ровенская АЭС - Беларусь позволит увеличить возможность этих поставок до 6 млрд. кВтч.
Получение электроэнергии от энергосистемы Польши. Учитывая концепцию развития Польской энергосистемы в части создания межсистемных связей на основе двухцепных высоковольтных линий 400 кВ для импорта электроэнергии в Республику Беларусь можно рассматривать сооружение линии электропередачи напряжением 400 кВ Россь-Белосток со вставкой постоянного тока, которая обеспечит реверсивную связь энергосистем Польши и Беларуси с возможностью как экспорта, так и импорта электроэнергии. Оптимальная пропускная способность такой линии составит 1000 МВт, годовой объем импорта может составить до 6 млрд. кВтч.
Получение электроэнергии из регионов Средней и Центральной Азии. Учитывая наличие в Средней и Центральной Азии значительных объемов гидроресурсов и запасов топлива, позволяющих получать электроэнергию по низкой стоимости, возможно решение вопроса ее поставок в Республику Беларусь по трехстороннему соглашению с участием Российской Федерации, которой принадлежат линии электропередачи, путем замещения.
Возможные варианты поставок нефти. Для Беларуси, расположенной в центре восточно-европейского региона и не имеющей выхода к морю, рассматриваются следующие возможные пути поставок нефти:
из России по существующей системе магистральных нефтепроводов;
из Казахстана по существующей системе магистральных нефтепроводов;
через территории сопредельных государств (Украина, Литва, Латвия, Польша), имеющих и создающих морские нефтеперевалочные комплексы для приема нефти из танкеров. При этом реализуется комбинированная трубопроводно-морская транспортная схема поставки нефти, либо железнодорожно-морская.
Магистральные нефтепроводы связывают белорусские нефтеперерабатывающие заводы с нефтедобывающими регионами Западной Сибири. Имеется сеть трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов потребителям Республики Беларусь и за ее пределы.
Мощность нефтепроводов обеспечивает перекачку как экспортного объема российской нефти, так и поставку нефти на НПЗ Беларуси. Суммарная пропускная способность двух веток составляет 133 млн. т. в год (северной - 50 млн. т., южной - 83 млн. т.).
Исходя из анализа характеристик действующих систем нефтепроводов и с учетом разведанных запасов и расстояния для транспортировки, наиболее вероятны поставки нефти из месторождений Ближнего Востока (регион Персидского залива).
Для Республики Беларусь в качестве основного альтернативного варианта можно рассматривать поставки нефти из этого региона двумя путями:
южный - через порты Черного моря (Одесса);
северный - через Роттердам и порты на Балтийском море (Вентспилс, Бутинге).
Оптимальным вариантом по нефти является поставка морским путем из района Персидского залива до Одессы и дальше трубопроводным транспортом по маршруту Одесса-Броды-Бобовичи-Костюковичи-Полоцк со строительством на территории республики участка Бобовичи-Костюковичи протяженностью 205 км в однотрубном исчислении, участка Броды -Мозырь протяженностью 394 км в двухтрубном исчислении, организации реверса на территории Украины, на участке Одесса - Броды протяженностью 673 км в однотрубном исчислении.
Возможные варианты поставок природного газа. В настоящее время газоснабжение потребителей республики осуществляется из России от системы магистральных газопроводов и отводов общей протяженностью 6947 км.
Проектная пропускная способность магистральных газопроводов Торжок-Минск-Ивацевичи составляет 45 млрд. куб. м, фактическая загрузка - 85 %, Торжок-Долина составляет 34,7 млрд. куб. м, загрузка - 70 %, пропускная способность газопровода Ямал-Европа составляет 34,0 млрд. куб. м, загрузка - 79 %.
Исходя, из анализа разведанных запасов, основных грузопотоков и наличия систем транспорта наиболее вероятным альтернативным вариантом может рассматриваться поставка газа из Туркменистана.
Наилучшим вариантом транзита следует считать транзит по схеме Туркменистан - Казахстан - Российская Федерация - Украина на условиях замещения российского газа туркменским для Украины и аналогичного увеличения отбора российского для Беларуси.
3.3 Модернизация существующих и строительство новых хранилищ
топлива.
Одной из составляющих обеспечения энергетической безопасности, повышения надежности газотранспортной системы и покрытия сезонной неравномерности потребления газа являются подземные хранилища газа (далее - ПХГ).
В мировой практике для обеспечения энергетической безопасности объем газовых хранилищ обычно составляет до 30 процентов годового потребления газа, что для Беларуси при условии реализации диверсификации потребляемых энергоресурсов по видам к 2020 году составит 5 млрд. куб. м.
Емкость существующих ПХГ (Осиповичское - 360 млн. куб. м., Прибугское - 480 млн. куб. м.) недостаточна для обеспечения энергетической безопасности и регулирования сезонной неравномерности спроса на газ. В связи с этим предусматривается увеличение к 2011 году активного объема газа Прибугского хранилища до 0,6 млрд. куб. м. и создание к 2015-2020 годам дополнительно новых ПХГ с активным объемом до 2,5 млрд. куб. м.
Альтернативой создания собственных газохранилищ при необходимости может служить вариант закачки излишков природного газа, возникающих в летний период, в подземные хранилища, расположенные на территории Украины и Польши.
Наряду с созданием подземных хранилищ газа необходимо рассмотреть возможность создания на территории государства резервного запаса нефти, например, на базе РТПУП «Неман». Создание резервного запаса нефти позволит повысить порог энергетической безопасности государства, сэкономить значительные денежные средства от закупок нефти в периоды сезонной благоприятной конъюнктуры, а также позволит более эффективно вести переговоры с нефтедобывающими компаниями о ценах на нефть в менее благоприятные периоды.
3.4 Атомная энергетика.
Вовлечение в энергобаланс ядерного топлива позволит повысить экономическую и энергетическую безопасность Республики Беларусь по следующим показателям:
замещается значительная часть импортируемых органических энергоресурсов (4,1-4,2 млн. т. у. т.);
ядерное топливо дешевле органического в несколько раз (в настоящее время 16 долларов США за 1 т. у. т.) и может быть закуплено не только в России, но и в других странах;
имеется возможность закупать ядерное топливо на 5-10 и более лет вперед с частичной перегрузкой топлива каждые 1,5-2 года;
введение в энергобаланс АЭС приведет к снижению себестоимости производимой электроэнергии по сравнению с другими вариантами за счет уменьшения затрат на топливо, несмотря на более высокие капитальные затраты.
Оптимальным вариантом развития атомной энергетики в Беларуси является ввод в 2015-2020 гг. атомных энергоблоков суммарной электрической мощностью 2000 МВт, что приведет к снижению себестоимости производимой энергосистемой электроэнергии на 20 процентных пунктов.
Для успешного решения программы надежного энергообеспечения республики и ввода АЭС в энергосистему необходимо выполнить некоторые первоочередные мероприятия:
выполнить обоснование инвестиций строительства АЭС с учетом затрат на хранение, транспортировку и утилизацию радиоактивных отходов и отработанного топлива, снятия с эксплуатации и других факторов;
принять закон «Об использовании атомной энергии», который определит условия, правовую и юридическую базу безопасного развития атомной энергетики и использования других ядерных технологий, как в промышленности, так и в исследовательских работах;
разработать и опубликовать Декларацию о намерении строительства АЭС в Республике Беларусь, что позволит объявить тендер на выбор базового проекта АЭС, определить источники финансирования и пути привлечения инвестиций;
создать недостающую нормативно-техническую документацию безопасного развития ядерной энергетики в Республике Беларусь.
Следует также учитывать, что по условию надежности электроснабжения потребителей республики и устойчивости работы энергосистемы необходимо в каждый момент времени наличие такой величины вращающихся резервов мощностей, которая сможет обеспечить восстановление баланса мощности после аварийного выхода из строя наиболее крупной работающей единицы генерирующего оборудования. Согласно этим условиям, предпочтительная мощность каждого реактора АЭС должна находиться на уровне 600 МВт.
3.5 Использование угля
Исходя из анализа мировых запасов и цен на уголь, его использование в качестве альтернативы другим видам энергоресурсов для Беларуси в ближайший период экономически нецелесообразно.
3.6. Повышение эффективности использования ТЭР
Основная задача по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов - максимально приблизиться к передовым развитым странам по уровню энергоемкости валового внутреннего продукта как главного энергетического критерия развития экономики страны, который в настоящее время в 1,5-2 раза превышает характерный для передовых экономически развитых стран.
Учитывая структуру экономики Республики Беларусь (в первую очередь промышленности), ее технико-технологический уровень, практическое решение поставленной задачи возможно путем обеспечения роста ВВП без увеличения потребления ТЭР. Возможность такого пути развития основывается на имеющемся в стране значительном потенциале энергосбережения, реализация которого, в свою очередь, требует научно-технического перевооружения народного хозяйства.
Общий потенциал энергосбережения в Республике Беларусь оценивается около 10 млн. т. у. т., что составляет примерно 30 процентов от нынешнего годового потребления топливно-энергетических ресурсов.
Таблица 6. Распределение потенциала энергосбережения по отраслям и ведомствам | ||
№ | Отрасль | Потенциал, тыс.т. у. т. |
1 | Концерн «Белэнерго» | 2100 |
2 | Концерн «Белнефтехим» | 1500 |
3 | Минжилкомхоз | 900 |
4 | Минсельхозпрод | 850 |
5 | Минпром | 750 |
6 | Минстройархитектуры | 550 |
7 | Концерн «Белгоспищепром» | 140 |
8 | Концерн «Беллесбумпром» | 130 |
9 | Концерн «Беллептром» | ПО |
10 | Белорусская железная дорога | ПО |
11 | ОАО «Белтрансгаз» | 95 |
12 | Остальные | 2115 |
Итого | 9350 |
1) структурная перестройка экономики, направленная на развитие менее энергоемких отраслей, существенное расширение сферы услуг, замену продукции с большим удельным весом энергетической составляющей на менее энергоемкую, специализацию и кооперирование в использовании производств (термических, гальванических, химико-термических, литейных) с наиболее продвинутыми технологиями; на ее долю приходится примерно 30 процентов всего потенциала;
2) научно-технический прогресс (составляющий не менее 50 процентов потенциала), в частности:
повышение эффективности работы генерирующих источников за счет изменения структуры генерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизации режимов работы энергоисточников и оптимального распределения нагрузок энергосистемы;
снижение потерь и технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой и электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения расходов на собственные нужды обслуживаемых подразделений, технического перевооружения и оптимизации режимов загрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов; компрессорных станций на газопроводах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и про-дуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;
децентрализациия систем теплоснабжения при рассредоточенной тепловой нагрузке с целью исключения теплопотерь в теплосетях при значительной протяженности последних от источника тепловой энергии до потребителя, получения возможности гибкого регулирования тепловой нагрузки в зависимости от режимных параметров;
создание ПГУ на компрессорных станциях газопроводов;
замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отходах), а также перевод всевозможных электросушильных установок и нагревательных печей (где это целесообразно) на топливоиспользующие установки;
внедрение автоматических систем регулирования потребления энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых, общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;
разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий при нагреве, термообработке, сушке изделий, новых строительных и изоляционных материалов с улучшенными теплофизическими характеристиками;
максимальная утилизация тепловых вторичных энергоресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых газов, вентвыб-росов, канализационных стоков) в технологических процессах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов;
разработка и внедрение эффективных биогазовых установок для производства горючих газов и удобрений из отходов животноводства, растениеводства, специально выращиваемой биомассы;
внедрение теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных системах отопления;
техническое перевооружение автомобильного транспорта и тракторов, включая перевод на дизельное топливо, сжиженный и сжатый природный газ, разработка и внедрение экономичных двигателей, совершенной системы диагностики и регулирования, оптимальных режимов эксплуатации;
разработка, организация производства и внедрение энергосберегающего оборудования, приборов, материалов;
децентрализациия систем энергообеспечения потребителей с малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы, теплом, топливом, сжатым воздухом;
максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод. использования энергоэффективных строительных материалов, конструкций, гелиоподогревателей;
3) совершенствование организационных и экономических механизмов стимулирования энергосбережения, вклад кото- рых в реализацию потенциала энергосбережения может составить порядка 20 процентов.
Организационно-экономической основой политики энергосбережения в перспективе должно стать развитие необходимой законодательно-правовой и нормативно-технической базы, в состав которой войдут ГОСТы, СНиПы, отраслевые нормы технологического проектирования и ряд других документов нормативного характера, определяющих требования в области энергосбережения.
Основные организационно-экономические направления деятельности в области энергосбережения:
проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в области энергосбережения и определения достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению;
проведение регулярных энергоаудитов хозяйствующих субъектов, а также сертификация продукции;
пересмотр тарифной политики на тепловую, электрическую энергию и топливо с целью укрепления энергетической безопасности страны, стимулирования диверсификации энергоисточников, включая местные и нетрадиционные, улучшения экологии и т. д.;
разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйственных субъектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;
разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения на пятилетний период с периодическим их пересмотром с целью уточнения приоритетов на ближайшую перспективу;
разработка прогрессивных норм энергопотребления и постепенный переход на их применение;
выработка рациональных подходов к предоставлению налоговых, таможенных и других льгот для осуществления энергоэффективных проектов;
создание действенных механизмов финансирования энергосберегающих мероприятий и энергоэффективных проектов;
подготовка кадров, распространение и пропаганда передового опыта в области энергосбережения.
Таким образом, основная задача по повышению эффективности использования ТЭР - максимально приблизиться к передовым развитым странам по уровню энергоемкости ВВП, который в настоящее время в 1,5 - 2 раза превышает характерный для передовых экономически развитых стран. При этом общий потенциал энергосбережения в республике оценивается около 10 млн. т. у. т. (по отраслям и ведомствам - 9350 т. у. т.), что составляет примерно 30 процентов от нынешнего годового потребления ТЭР. Основные пути его реализации: структурная перестройка экономики (30 процентов), научно - технический прогресс (около 50 процентов), совершенствование организационных и экономических механизмов стимулирования энергосбережения (примерно 20 процентов).
В период 2006-2010 г. г. экономия ТЭР должна составить 5,5 млн. т. у. т., обеспечивая снижение энергоемкости ВВП на 25-30 процентов при его росте на 143-150 процентов.
3.7 Развитие малой и нетрадиционной энергетики.
Не являясь альтернативой или конкурентом большой энергетики, малая и нетрадиционная, реализуемые с учетом специфики теплоснабжения в региональном масштабе, вместе с тем, способны в определенной мере смягчить дефицит энергетических мощностей при определенной экономии топливно-энергетических ресурсов и при ограниченных инвестициях. Анализ источников малой и нетрадиционной энергетики по наименьшим затратам показывает, что в случае использования современных передовых технологий и оборудования практически все они являются конкурентоспособными как по размеру инвестиций в установленный кВт, так и по эксплуатационным затратам. ПТУ, ПГУ, ГТУ мощностью до 6 МВт, газопоршневые, в том числе работающие на генераторном газе или синтез-газе, получаемыми из древесного сырья, и газотурбинные когенерационные установки, производя совместно электрическую и тепловую энергию могут служить как базовыми, так и резервными, на случай повреждений в энергосистеме, источниками энергии. Установленная мощность агрегатов малой энергетики до 2010 года составит не менее 400 МВт, или примерно 5 процентов от общей установленной мощности Белорусской энергосистемы.
Имеющийся в стране парк отопительных и отопительно-водогрейных котельных, насчитывающий свыше 20 тысяч, из которых 550 можно отнести к котельным средней и большой мощности, на которых вырабатывается около 24 процентов теплоэнергии (около 30 процентов тепловой энергии производится малыми котельными производительностью менее 10 Гкал/час) должен быть подвергнут ревизии, перевооружению перспективных котельных, в том числе в русле стратегической линии перевода котлов на местные виды топлива. Наиболее целесообразное направление модернизация котельных с преобразованием в малые и мини-ТЭЦ путем установки турбин с противодавлением.
Установленная мощность агрегатов малой энергетики до 2010 года превысит 400 МВт. ПТУ, ПГУ, ГТУ, мощностью до 6 МВт, газопоршневые, в том числе работающие на генераторном газе или синтез-газе, получаемыми из древесного сырья, и газотурбинные кооперационные установки, производя совместно электрическую и тепловую энергию могут служить также и резервными, на случай повреждений в энергосистеме, источниками энергии.
3.8 Использование местных, возобновляемых и альтернативных источников энергии
Энергетические установки, работающие на местных видах топлива, возобновляемые и альтернативные источники энергии являются звеньями единой энергосистемы.
Валовое потребление ТЭР в стране в 2003 году составило 34,9 млн. т. у. т., потребление котельно-печного топлива ■-25,4 млн. т. у. т. По отношению к уровню потребления котельно-печного топлива местные виды топлива составили 16,7 процента или примерно 4,2 млн. т. у. т.
В соответствии с программой обеспечения не менее 25 процентов производства энергии в стране за счет местных видов топливных ресурсов необходимо в ближайшие годы резко увеличить их производство и потребление. Выполненный технико-экономический анализ показал, что обеспечить выполнение поставленной задачи возможно не ранее 2012 года.
По прогнозам объем использования котельно-печного топлива (без учета сырья) к 2012 году составит порядка 27,0 млн. т. у. т. Увеличению доли местных ТЭР до 25 процентов в структуре потребления котельно-печного топлива при изменении объема его использования к 2012 году до 27,0 млн. т. у. т. соответствует рост потребления местных ТЭР по сравнению 2003 годом на 2,55 млн. т. у. т., т. е. до уровня 6,75 млн. т. у. т.
Наибольший прирост потребления местных видов ТЭР может быть достигнут за счет древесного топлива и торфа (рисунок 1).
Для достижения объема потребления местных ТЭР, обеспечивающего выполнение поставленной задачи, необходимо:
реконструкция и дополнительное развитие существующих топливодобывающих предприятий и организаций;
создание инфраструктуры транспортирования и подготовки топлива к сжиганию;
перевод значительной части существующего топливоис-пользующего оборудования на сжигание местных видов топлива или его замены;
выделение значительных финансовых средств на вышеуказанные цели (более 1 300 млн. долл. США).
3.8.1. Древесное топливо и торф
Древесное топливо. Дрова, лесосечные отходы и отходы деревообработки являются основным источником местных возобновляемых топливных ресурсов Беларуси. В настоящее время запас древесины на корню в лесах Беларуси достиг 1,37 млрд. куб. м., а площадь земель Гослесфонда - 9,3 млн. га. Древесными топливными ресурсами обладают все области Беларуси.
По данным Минлесхоза в республике имеются ресурсы для увеличения заготовки древесного топлива в период 2005-2008 годы на 3 млн. куб. м. (0,8 млн. т. у. т.). К концу 2012 года можно довести объем его заготовки до 11 млн. куб. м (3,1 млн. т. у. т.).
Торф. В Беларуси разведано более 9000 торфяных месторождений общей площадью в границах промышленной глубины залежи 2,54 млн. га и первоначальными запасами торфа 5,65 млрд. т. К настоящему времени оставшиеся геологические запасы оцениваются в 4 млрд. т., что составляет 70 процентов от первоначальных.
Промышленные запасы топливного торфа в Республике Беларусь составляяют 250 млн. т. (при влажности 33 процента) или 5,5 процента оставшихся запасов. Извлекаемые при разработке месторождений запасы оцениваются в 100-130 млн. т.
Приведенные данные свидетельствуют о значительных запасах торфа, располагаемых страной. Однако в настоящее время потребителем этого топлива является преимущественно коммунально-бытовой сектор, что сдерживает рост его потребления. Дальнейшее существенное увеличение использования торфа для топливных целей возможно за счет переоборудования действующих, либо создания новых котельных и мини-ТЭЦ, предназначенных для работы на этом виде топлива.
К 2006 году возможно увеличение добычи торфа топливной группы на 1538 тыс. т. и доведение ее до 3333 тыс. т. к 2008 году.
Для увеличения объемов добычи торфа топливной группы требуется подготовка 2910 га новых площадей торфяных месторождений и закупка дополнительного технологического оборудования для добычи и транспорта торфа.
Организация производства энергии и оценка требуемых капшпаловложений. Для обеспечения производства энергии за счет местных видов топлива (не менее 25 процентов) необходимо строительство новых ТЭЦ в городах, где они отсутствуют, либо сооружение теплоэнергетических модулей на существующих теплоисточниках.
Для перевода промышленно-отопительных котельных, использующих в настоящее время в качестве топлива природный газ и мазут, на сжигание местных видов топлива потребуется значительная реконструкция существующих газо-ма-зутных котлов или их замена. На площадках котельных необходима организация складирования твердого топлива, систем топливоподачи и золошлакоудаления.
Для увеличения потребления местных видов топлива до необходимых для выполнения указанных в программе объемов потребуются дополнительные капиталовложения в размере около 1 300 млн. долл. США.
Меры финансовой поддержки. Реализовать мероприятия по увеличению доли использования местных ресурсов до 25 процентов невозможно без экономической заинтересованности производителей и потребителей получаемой энергии. Следовательно, необходимо осуществить ряд мер, которые обеспечат источники финансирования и приведут к стимулированию использования местных ресурсов.
При увеличении потребления местных видов топлива должны быть приняты природоохранные действия, обеспечивающие как минимум сохранение экологической обстановки в республике на достигнутом уровне.
3.8.2. Бурый уголь, горючие сланцы, горючие органические отходы
Бурый уголь. По состоянию на 1 января 2003 года запасы бурого угля в республике составляют 151,6 млн. т. В перспективе объем промышленных запасов может достигнуть около 200 млн. т.
Угли низкого качества: влажность - 56-60 процентов, зольность 17-23 процента, содержание серы 0,6 процента, теплота сгорания 1500-1700 ккал/кг. После подсушки угли пригодны для производства торфоугольных брикетов, используемых в качестве коммунально-бытового топлива.
На базе Житковичского месторождения с учетом предварительно разведанных запасов возможно строительство буро- угольного карьера годовой мощностью 2 млн. т. (0,46 млн. т. у. т.). В перспективе ежегодный объем добычи бурых углей может составить около 3-4 млн. т (~ 0,7-0,9 млн. т. у. т.).
Создание топливных источников на базе месторождений бурого угля и горючих сланцев в период до 2020 года не выйдет за рамки геолого-изыскательских, научных и опытно-конструкторских работ.
Горючие сланцы. Прогнозные геологические запасы горючих сланцев оцениваются в 11 млрд. т, реальные промышленные запасы на Любанском и Туровском месторождениях могут составить 3 млрд. т. Сланцы низкого качества: теплота сгорания - 1000-1510 ккал/кг, содержание органического вещества 10-30 процентов, зольность - 61-82 процентов, содержание серы - 2,6 процента. Они не пригодны для прямого сжигания, а требуют предварительной термической переработки с выходом жидкого и газообразного топлива.
Детальные геологоразведочные работы месторождений не проводились. В ближайшие годы разработка месторождений горючих сланцев не планируется, однако необходимо разработать экологосбалансированные технологии их добычи и комплексной переработки с получением высококалорийных энергоносителей и рационального использования получаемых при этом отходов.
Горючие органические отходы. Это отходы растениеводства (солома, льнокостра, стебли топинамбура и подсолнечника). Энергетический потенциал до 1,46 млн. т. у. т. /год. Гидролизный лигнин, резинотехнические и др. горючие полимерные отходы - энергетический потенциал, приблизительно равный 0,3 млн. т. у. т. Возможно освоение этих отходов в объеме 440-500 тыс. т. у. т. Необходимо разработать технологии экологически безопасного прямого сжигания растительных органических отходов, а также их энергохимической конверсии с получением высококалорийного топлива.
Создание топливных источников на базе месторождений бурого угля и горючих сланцев в период до 2020 года не выйдет за рамки геолого-изыскательских, научных и опытно-конструкторских работ. Возможное освоение горючих органических отходов составит 440-500 тыс. т. у. т.
3.8.3. Возобновляемые источники энергии (ГЭС, ветер, солнце и др.)
Гидроэнергетика. На 1 января 2004 г. установленная мощность 21 ГЭС составила 10.9 МВт, годовая выработка электроэнергии которыми составляет в среднем 29 млн. кВтч и позволяет заместить около 8,0 тыс. т. у. т. Потенциальная мощность всех водотоков Беларуси составляет 850 МВт, в том числе технически доступная - 520 МВт, а экономически целесообразная - 250 МВт. За счет гидроресурсов к 2020 году возможна выработка 0,8-0,9 млрд. кВтч в год, и, соответственно, замещение 220-250 тыс. т. у. т.
Основные пути реализации данного направления:
строительство каскадов низконапорных ГЭС средней мощности, с относительно небольшими затоплениями территорий;
строительство микро и малых ГЭС;
восстановление ранее существовавших малых ГЭС путем капитального ремонта и частичной замены оборудования;
сооружение новых малых ГЭС путем их пристройки к плотинам водохранилищ неэнергетического (комплексного) назначения, на промышленных водосбросах.
В рамках этих направлений до 2020 года можно реализовать:
строительство каскадов ГЭС на основных реках Беларуси (Западная Двина, Днепр, Неман) суммарной установленной мощностью ~ 200 МВт;
строительство малых ГЭС (единичной мощностью гидроагрегатов от 50 до 500 кВт) на притоках основных рек и существующих водохранилищах неэнергетического назначения, установленной мощностью -1,8 МВт;
восстановление ранее действующих малых ГЭС, установленной мощностью ~ 1,4 МВт путем капитального ремонта и частичной замены оборудования.
В ближайшие пять лет имеется реальная возможность ввести в эксплуатацию Гродненскую ГЭС, Полоцкую ГЭС и ряд малых ГЭС. Прорабатывается возможность строительства Бешенковичской ГЭС на р. Западная Двина мощностью 30,5 МВт и ГЭС на р. Неман мощностью 20,5 МВт, со сроками ввода в эксплуатацию 2010-2012 г. г.
Ветроэнергетика. На территории Республики выявлено более тысячи площадок для размещения ветровых установок с теоретически возможным энергетическим потенциалом 1600 МВт и годовой выработкой электроэнергии 2,4 млрд. кВтЧч.
Для получения объективной оценки о возможности ветроэнергетики требуется завершить цикл экспериментальных исследований и определить необходимые инвестиции для развития названного направления.
Предполагается, что при благоприятных экономических условиях и решенных технологических проблемах установленная мощность ветроустановок в Беларуси к 2015 году может составить около 20 МВт, а к 2020 году - 35 МВт.
Турбодетандерные установки. В связи с высоким развитием газификации Республики Беларусь и сохранением достаточно больших объемов потребления природного газа имеется практически неиспользуемый в настоящее время потенциал энергии, получаемый за счет снижения давления природного газа от высокого до низкого. Ориентировочно он оценивается в пределах 60 МВт. Для его использования необходимо строительство турбодетандерных установок на ряде ГРС республике, а также на ГРП крупных потребителей природного газа.
Гелиоэнергетика. Республика Беларусь относится к районам, находящимся в нижней части полосы умеренной солнечной радиации (30-60°).
Общий потенциал солнечной энергии в Республике Беларусь оценивается в 2,7-106 млн. т. у. т. в год, технически возможный составляет ■- 0,6 млн. т. у. т. в год.
Исходя из опыта создания солнечной электростанции в Крыму, а также зарубежного опыта удельные капиталовложения и себестоимость получаемой электроэнергии многократно превышают ее производство на других источниках.
Основными направлениями использования энергии солнца могут быть гелиоводонагреватели (ГВН) и различные гелиоустановки для интенсификации процессов сушки и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве и других бытовых целей.
Развитие данного направления требует ряда научно-исследовательских работ, направленных на создание материалов нового поколения улучшенного качества и их удешевление.
За счет использования солнечной энергии к 2010 году возможно замещение около 5 тыс. т. у. т. в год органического топлива.
Геотермальные воды. В Беларуси известны два перспективных района для извлечения геотермальной энергии с плотностью запасов более 2 т. у. т. /м2: центральная и северная зоны Припятского прогиба в Гомельской области и территория западнее линии Высокое-Жабинка-Малорита в Брестской области. Плотность запасов тепловой энергии здесь составляет от 4 до 6 т. у. т. /м2. Во втором районе (Брестская область) плотность запасов не превосходит 4 т. у. т. /м2, но глубина расположения тепловых подземных источников несколько меньше, чем в первом районе. Высокая минерализация термальных вод, низкая производительность имеющихся скважин, их малое количество и в целом слабая изученность ситуации не позволяют рассчитывать на освоение этого вида возобновляемой энергии в течение ближайших 10-15 лет.
В связи с этим, в качестве основных направлений реализации потенциала геотермальных вод в ближайшее время можно рассматривать:
проведение исследований областей залегания термальных вод;
определение минерального состава вод и возможности их использования в различных областях народного хозяйства;
определение наличия потребителей тепловой энергии (их близость к источнику энергии);
определение возможных технологий получения энергии из данных источников; возможности строительства скважин;
оценка экономической целесообразности развития данного направления.
Среди возобновляемых источников энергии (ВИЭ) наибольшим потенциалом обладает гидроэнергия, к 2020 году установленная мощность ГЭС может возрасти примерно на 200,0 МВт; турбодетандерные установки - 60 МВт; ветроус-тановки - 50 МВт; за счет использования солнечной энергии к 2010 году в основном с помощью гелиоколлекторов можно достичь замещения 5 тыс. т. у. т. /год.
3.8.4. Водородная энергетика
Сырьем для получения водорода и водородного топлива может быть вода, запасы которой практически не ограничены, уголь, природный газ, другие виды топлива. В качестве первичного источника энергии для получения водорода из воды может быть использована солнечная энергия, энергия ветра или атомная энергия.
К наиболее критическим компонентам водородной энергетики относятся технологии создания электрохимических источников тока с прямым преобразованием химической энергии в электрическую - топливных элементов, в том числе низкотемпературных с твердополимерным электролитом и с прямым преобразованием метанола, высокотемпературных с твердоокисным электролитом, алкалиновых и с расплавленным карбонатом.
Водородные технологии для энергетики включают в себя автономные энергоустановки мощностью до 1 МВт, в том числе с системами водородного аккумулирования электроэнергии, гибридные энергетические установки с использованием двигателей внутреннего сгорания, микротурбин и топливных элементов, энергоустановки паротурбинного цикла с водородными парогенераторами, энергоустановки на базе возобновляемых энергоресурсов с производством водорода электролизом воды (ветро-солнечно-водородные) мощностью до нескольких мегаватт.
Развитие экологически чистого автомобильного транспорта, использующего водородное топливо предусматривает создание автомобилей с гибридными и водородными энергетическими установками, в т. ч. на основе использования метанола или этанола, развития инфраструктуры заправочных станций.
Современное состояние. В настоящее время исследования в области водородной энергетики в Республике Беларусь выполняются в рамках Государственной программы ориентированных фундаментальных исследований «ВОДОРОД» (2003-2005 г.г.), задачей которой является создание научных основ практического применения водорода; проектирование и создание прототипов и опытных образцов энергетических установок, соответствующих мировому уровню.
К 2010 году будут созданы демонстрационные образцы модульных и мобильных энергоустановок на основе топливных элементов контейнерного типа мощностью до 100 кВт, разработаны высокоэффективные методы получения синтез-газа, в том числе пилотная установка для ОАО «Гродно Азот» производительностью 1000 куб. м/ч.
К 2015 году будут разработаны модульные энергетические установки мощностью до 1 МВт, системы безопасного хранения и транспорта водорода в связанном состоянии.
Увеличение доли местных ТЭР в структуре потребления котельно-печного топлива произойдет в основном, за счет древесного топлива (рост - 220 % при общей доле - 45,9 %), торфа (рост - 200 % при общей доли - 17,8 %) и ВЭР (рост - 150 процентов при общей доли - 8,9 %).
3.9 Внешнеэкономические аспекты усиления энергетической безопасности
В условиях слабой диверсификации поставок топливно-энергетических ресурсов основными направлениями усиления энергетической безопасности во внешнеэкономической деятельности являются:
использование геостратегического положения Беларуси, наличие и дальнейшее развитие сети транспорта энергоресурсов с сопредельными странами;
поэтапное объединение электроэнергетической системы Беларуси с системами соседних стран и европейской системой UCTE с целью организации параллельной работы;
заключение долгосрочных договоров на поставку и транзит через страну топлива и электроэнергии;
поиск новых взаимозаменяемых поставщиков энергоресурсов;
создание совместных предприятий по добыче энергоносителей и производству электроэнергии в России и других соседних странах;
привлечение иностранного капитала на условиях создания совместных акционерных предприятий транспорта энергоресурсов, систем газо- и теплоснабжения.
В настоящее время Республика Беларусь осуществляет деятельность по выполнению ряда межгосударственных и международных договоров в области электроэнергетики и газовой сфере:
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании объединенной электроэнергетической системы от 22 ноября 1999 года;
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании равных условий в области ценовой политики от 12 апреля 2002 года;
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о развитии сотрудничества в газовой сфере от 12 апреля 2002 года;
Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.
Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников Содружества Независимых Государств (подписан на заседании Совета глав правительств СНГ 25 ноября 1998 года).
Указанные соглашения и договоры в сфере электроэнергетики в целом выполняются, однако имеются задержки в части формирования объединенной электроэнергетической системы Республики Беларусь и Российской Федерации.
На данном этапе обеспечивается параллельная работа электроэнергетических систем ОЭС Беларуси и ЕЭС России, оперативное управление режимами работы ОЭС выполняется диспетчерскими службами обоих государств.
Принципы параллельной работы регламентируются рядом документов, инструкций и положений. В силу особенностей параллельной работы в электрическом кольце Беларусь -Россия - Балтия регламентирующие документы создаются и на трехсторонней основе.
Выполнение данных Соглашений и наработанных документов в полном объеме является одним из факторов усиления энергетической безопасности Республики Беларусь.
В то же время необходимо отметить, что принятые Соглашения позволяют оказывать некоторое влияние на взаимоотношения между Беларусью и Россией по вопросу транзита энергоносителей, но недостаточно используются в настоящее время из-за их некоторой разобщенности, непозволяющей проводить целенаправленную политику по защите интересов Республики Беларусь.
В связи с изложенным существует необходимость подписания между Республикой Беларусь и Российской Федерацией конкретного и долгосрочного Соглашения по объемам поставок и транзита энергоносителей. Указанное либо дополнительно заключенное Соглашение должно предусматривать возможность заключения трехсторонних договоров, обеспечивающих возможность поставок энергоносителей из третьих стран. Например, поставка электроэнергии, природного газа и нефти из регионов Средней и Центральной Азии. В ближайшее время необходимо проработать и заключить аналогичные Соглашения и с другими государствами.