Текущее состояние межгосударственных электрических связей

Положительное влияние на энергетическую безопасность страны оказывает параллельная работа Белорусской энерго­системы по ВЛ 330-750 кВ с энергосистемами стран СНГ и Балтии. Изолированная работа энергосистемы Беларуси с учетом отсутствия возможностей по регулированию частоты электрического тока и активной мощности не может быть нормально обеспечена и приведет к ухудшению качества ча­стоты, возможному отключению потребителей устройствами противоаварийной автоматики в переходных режимах, необ­ходимости держать значительный вращающийся резерв, оста­навливать генерирующее оборудование в ночные часы и пр.

Особенностью параллельной работы является наличие электрического кольца линий электропередачи Беларусь - Россия - Эстония - Латвия - Литва (далее - БРЭЛЛ).

Межгосударственные электрические связи Беларусь - Россия. Межгосударственные электрические связи указанно­го направления включают в себя одну линию электропереда­чи напряжением 750 кВ, три линии напряжением 330 кВ и пять

линий напряжением ПО кВ. Линии напряжением 330 - 750 кВ являются частью электрического кольца БРЭЛЛ, обеспечива­ют надежную работу объединенной энергосистемы (далее - ОЭС) Беларуси, используются для поставок электроэнергии из России в ОЭС Беларуси и транзита электроэнергии в стра­ны электрического кольца БРЭЛЛ. По двум линиям 330 кВ и линии 750 кВ, образующим Смоленское направление электри­ческих соединений, осуществляется также транзит электро­энергии в другие части ЕЭС России - Псковэнерго (по тре­тьей линии 330 кВ) и Брянскэнерго (по линиям 110 кВ).

Предел передаваемой мощности по Смоленскому направ­лению находится на уровне 1200 - 1400 МВт, а с учетом тран­зита в другие энергосистемы БРЭЛЛ предел передаваемой мощности для Белорусской энергосистемы находится на уров­не 900 МВт.

Межгосударственные электрические связи Беларусь - Литва. Межгосударственные электрические связи указанного направления включают в себя пять линий напряжением 330 кВ с общей пропускной способностью 2200 МВт. До 2004 года включительно по указанным линиям осуществлялись постав­ки электроэнергии в Беларусь. После вывода из эксплуатации с 1 января 2005 года первого энергоблока Игналинской АЭС линии служат для обеспечения надежности работы ОЭС Бела­руси, надежности поставок электроэнергии из России и тран­зита электроэнергии в страны электрического кольца БРЭЛЛ.

Перспективы использования межгосударственных элект­рических связей Беларусь - Литва зависят от вариантов даль­нейшей работы энергосистем Балтии, связанных с развитием электрического интерфейса этих государств с энергосистема­ми Западной Европы.

Справочно. На данный момент Литвой и Польшей плани­руется строительство воздушной линии электропередачи на­пряжением 400 кВ, Эстонией и Финляндией - подводного ка­беля между своими энергосистемами, а также Литвой и Швецией - строительство подводного кабеля, который соеди­нит ветряные электростанции в Балтийском море с их энер­госистемами. Реализация этих планов создаст техническую возможность для отделения энергосистем Балтии от энергосистем Беларуси и России и перехода их на совместную ра­боту с энергосистемами Западной Европы.

Межгосударственные электрические связи Беларусь - Украина. Межгосударственные электрические связи указан­ного направления включают в себя две линии напряжением 330 кВ и пропускной способностью 500 МВт.

В связи с отделением в начале 90-х годов энергосистемы Украины от единой энергосистемы бывшего СССР и по насто­ящее время обе линии напряжением 330 кВ между ОЭС Бела­руси и ОЭС Украины отключены. При необходимости по ука­занным ВЛ возможно осуществление поставки электроэнергии из Украины.

Межгосударственные электрические связи Беларусь - Польша. Межгосударственные электрические связи указанного направления включают в себя двухцепную линию электропере­дачи напряжением ПО кВ «Брест 2 - Вулька Добрыньска» и одноцепную линию электропередачи напряжением 220 кВ «Россия - Белосток». Линия ПО кВ используется для экспорта электроэнергии от выделенных энергоблоков Березовской ГРЭС, работающих синхронно с энергосистемой Польши. По линии 220 кВ Россия - Белосток до 2004 года осуществлялся транзит элек­троэнергии из Литвы по «островной схеме» в Белосток.

Возможные варианты поставок электроэнергии. Для обеспечения альтернативных поставок в страну электроэнер­гии следует рассматривать варианты поставок из сопредель­ных государств. По существующим межгосударственным линиям электропередачи имеется возможность передачи мощ­ности из Литвы до 2200 МВт, России - 1200 МВт, Украи­ны - 500 МВт. Однако, учитывая планируемую остановку Игналинской АЭС энергосистема стран Балтии становится де­фицитной. Наиболее вероятными и технически реализуемыми в прогнозируемом периоде можно рассматривать варианты импорта электроэнергии из России, Украины и Польши.

Получение электроэнергии от энергосистемы России. Учитывая изменения баланса электроэнергии в электрическом кольце Беларусь-Россия-Прибалтика после останова первого реактора Игналинской АЭС и намечаемым остановом второ­го реактора Игналинской АЭС в 2010 году, импорт электро-энергии в существующих объемах на уровне 5.5 млрд. кВтч в год не может быть обеспечен по существующим ЛЭП.

Основным фактором, ограничивающим пропускную спо­собность Смоленского направления, является перегрузка двух действующих автотрансформаторов напряжением 500/330 кВ на Смоленской АЭС. В настоящее время российская сторона рассматривает варианты установки на Смоленской АЭС тре­тьего автотрансформатора 500/330 кВ либо перевода одного из энергоблоков Смоленской АЭС с напряжения 500 кВ на напря­жение 330 кВ. Эти мероприятия позволят значительно увеличить пропускную способность Смоленского направления.

Получение  электроэнергии от энергосистемы Украины. В настоящее время энергосистема Украины имеет ряд АЭС (Хмельницкая, Ровенская), находящихся вблизи границы с Республикой Беларусь, и достаточно разветвленную сеть на­пряжением 330 и 750 кВ. Включение в работу существующих межгосударственных линий между энергосистемами Украины и Беларуси позволит осуществить поставки электроэнергии до 3,8 млрд. кВтч в год при поставке электроэнергии ровным графиком в течение года. Строительство при необходимости новой ЛЭП Ровенская АЭС - Беларусь позволит увеличить возможность этих поставок до 6 млрд. кВтч.

Получение электроэнергии от энергосистемы Польши. Учитывая концепцию развития Польской энергосистемы в части создания межсистемных связей на основе двухцепных высоковольтных линий 400 кВ для импорта электроэнергии в Республику Беларусь можно рассматривать сооружение линии электропередачи напряжением 400 кВ Россь-Белосток со вставкой постоянного тока, которая обеспечит реверсивную связь энергосистем Польши и Беларуси с возможностью как экспорта, так и импорта электроэнергии. Оптимальная про­пускная способность такой линии составит 1000 МВт, годо­вой объем импорта может составить до 6 млрд. кВтч.

Получение электроэнергии из регионов Средней и Цент­ральной Азии. Учитывая наличие в Средней и Центральной Азии значительных объемов гидроресурсов и запасов топли­ва, позволяющих получать электроэнергию по низкой стоимо­сти, возможно решение вопроса ее поставок в Республику Беларусь по трехстороннему соглашению с участием Россий­ской Федерации, которой принадлежат линии электропереда­чи, путем замещения.

Возможные варианты поставок нефти. Для Беларуси, расположенной в центре восточно-европейского региона и не имеющей выхода к морю, рассматриваются следующие воз­можные пути поставок нефти:

из России по существующей системе магистральных неф­тепроводов;

из Казахстана по существующей системе магистральных нефтепроводов;

через территории сопредельных государств (Украина, Лит­ва, Латвия, Польша), имеющих и создающих морские нефтеперевалочные комплексы для приема нефти из танкеров. При этом реализуется комбинированная трубопроводно-морская транспор­тная схема поставки нефти, либо железнодорожно-морская.

Магистральные нефтепроводы связывают белорусские нефтеперерабатывающие заводы с нефтедобывающими реги­онами Западной Сибири. Имеется сеть трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов потребителям Республики Беларусь и за ее пределы.

Мощность нефтепроводов обеспечивает перекачку как экспортного объема российской нефти, так и поставку нефти на НПЗ Беларуси. Суммарная пропускная способность двух веток составляет 133 млн. т. в год (северной - 50 млн. т., южной - 83 млн. т.).

Исходя из анализа характеристик действующих систем неф­тепроводов и с учетом разведанных запасов и расстояния для транспортировки, наиболее вероятны поставки нефти из место­рождений Ближнего Востока (регион Персидского залива).

Для Республики Беларусь в качестве основного альтер­нативного варианта можно рассматривать поставки нефти из этого региона двумя путями:

южный - через порты Черного моря (Одесса);

северный - через Роттердам и порты на Балтийском море (Вентспилс, Бутинге).

Оптимальным вариантом по нефти является поставка мор­ским путем из района Персидского залива до Одессы и дальше трубопроводным транспортом по маршруту Одесса-Броды-Бобовичи-Костюковичи-Полоцк со строительством на терри­тории республики участка Бобовичи-Костюковичи протяжен­ностью 205 км в однотрубном исчислении, участка Броды -Мозырь протяженностью 394 км в двухтрубном исчислении, организации реверса на территории Украины, на участке Одес­са - Броды протяженностью 673 км в однотрубном исчислении.

Возможные варианты поставок природного газа. В насто­ящее время газоснабжение потребителей республики осуществ­ляется из России от системы магистральных газопроводов и отводов общей протяженностью 6947 км.

Проектная пропускная способность магистральных га­зопроводов Торжок-Минск-Ивацевичи составляет 45 млрд. куб. м, фактическая загрузка - 85 %, Торжок-Долина состав­ляет 34,7 млрд. куб. м, загрузка - 70 %, пропускная способ­ность газопровода Ямал-Европа составляет 34,0 млрд. куб. м, загрузка - 79 %.

Исходя, из анализа разведанных запасов, основных гру­зопотоков и наличия систем транспорта наиболее вероятным альтернативным вариантом может рассматриваться постав­ка газа из Туркменистана.

Наилучшим вариантом транзита следует считать транзит по схеме Туркменистан - Казахстан - Российская Федерация - Украина на условиях замещения российского газа туркменс­ким для Украины и аналогичного увеличения отбора россий­ского для Беларуси.

 

3.3  Модернизация существующих и строительство новых хранилищ

топлива.

 

 

Одной из составляющих обеспечения энергетической бе­зопасности, повышения надежности газотранспортной систе­мы и покрытия сезонной неравномерности потребления газа являются подземные хранилища газа (далее - ПХГ).

В мировой практике для обеспечения энергетической бе­зопасности объем газовых хранилищ обычно составляет до 30 процентов годового потребления газа, что для Беларуси при условии реализации диверсификации потребляемых энергоре­сурсов по видам к 2020 году составит 5 млрд. куб. м.

Емкость существующих ПХГ (Осиповичское - 360 млн. куб. м., Прибугское - 480 млн. куб. м.) недостаточна для обес­печения энергетической безопасности и регулирования сезон­ной неравномерности спроса на газ. В связи с этим предусмат­ривается увеличение к 2011 году активного объема газа Прибугского хранилища до 0,6 млрд. куб. м. и создание к 2015-2020 годам дополнительно новых ПХГ с активным объемом до 2,5 млрд. куб. м.

Альтернативой создания собственных газохранилищ при необходимости может служить вариант закачки излишков природного газа, возникающих в летний период, в подземные хранилища, расположенные на территории Украины и Польши.

Наряду с созданием подземных хранилищ газа необходи­мо рассмотреть возможность создания на территории государ­ства резервного запаса нефти, например, на базе РТПУП «Не­ман». Создание резервного запаса нефти позволит повысить порог энергетической безопасности государства, сэкономить значительные денежные средства от закупок нефти в периоды сезонной благоприятной конъюнктуры, а также позволит более эффективно вести переговоры с нефтедобывающими компани­ями о ценах на нефть в менее благоприятные периоды.

 

 

3.4 Атомная энергетика.

 

 

Вовлечение в энергобаланс ядерного топлива позволит повысить экономическую и энергетическую безопасность Рес­публики Беларусь по следующим показателям:

замещается значительная часть импортируемых органи­ческих энергоресурсов (4,1-4,2 млн. т. у. т.);

ядерное топливо дешевле органического в несколько раз (в настоящее время 16 долларов США за 1 т. у. т.) и может быть закуплено не только в России, но и в других странах;

имеется возможность закупать ядерное топливо на 5-10 и более лет вперед с частичной перегрузкой топлива каждые 1,5-2 года;

введение в энергобаланс АЭС приведет к снижению себе­стоимости производимой электроэнергии по сравнению с дру­гими вариантами за счет уменьшения затрат на топливо, не­смотря на более высокие капитальные затраты.

Оптимальным вариантом развития атомной энергетики в Беларуси является ввод в 2015-2020 гг. атомных энергобло­ков суммарной электрической мощностью 2000 МВт, что приведет к снижению себестоимости производимой энергоси­стемой электроэнергии на 20 процентных пунктов.

Для успешного решения программы надежного энерго­обеспечения республики и ввода АЭС в энергосистему необ­ходимо выполнить некоторые первоочередные мероприятия:

выполнить обоснование инвестиций строительства АЭС с учетом затрат на хранение, транспортировку и утилизацию радиоактивных отходов и отработанного топлива, снятия с эксплуатации и других факторов;

принять закон «Об использовании атомной энергии», ко­торый определит условия, правовую и юридическую базу безопасного развития атомной энергетики и использования других ядерных технологий, как в промышленности, так и в исследовательских работах;

разработать и опубликовать Декларацию о намерении строительства АЭС в Республике Беларусь, что позволит объявить тендер на выбор базового проекта АЭС, определить источники финансирования и пути привлечения инвестиций;

создать недостающую нормативно-техническую доку­ментацию безопасного развития ядерной энергетики в Респуб­лике Беларусь.

Следует также учитывать, что по условию надежности электроснабжения потребителей республики и устойчивости работы энергосистемы необходимо в каждый момент време­ни наличие такой величины вращающихся резервов мощнос­тей, которая сможет обеспечить восстановление баланса мощ­ности после аварийного выхода из строя наиболее крупной работающей единицы генерирующего оборудования. Соглас­но этим условиям, предпочтительная мощность каждого реак­тора АЭС должна находиться на уровне 600 МВт.

 

3.5 Использование угля

 

 

Исходя из анализа мировых запасов и цен на уголь, его использование в качестве альтернативы другим видам энер­горесурсов для Беларуси в ближайший период экономически нецелесообразно.

 

3.6. Повышение эффективности использования ТЭР

 

Основная задача по повышению эффективности исполь­зования топливно-энергетических ресурсов - максимально приблизиться к передовым развитым странам по уровню энер­гоемкости валового внутреннего продукта как главного энер­гетического критерия развития экономики страны, который в настоящее время в 1,5-2 раза превышает характерный для передовых экономически развитых стран.

Учитывая структуру экономики Республики Беларусь (в первую очередь промышленности), ее технико-технологичес­кий уровень, практическое решение поставленной задачи воз­можно путем обеспечения роста ВВП без увеличения потреб­ления ТЭР. Возможность такого пути развития основывается на имеющемся в стране значительном потенциале энергосбе­режения, реализация которого, в свою очередь, требует науч­но-технического перевооружения народного хозяйства.

Общий потенциал энергосбережения в Республике Бела­русь оценивается около 10 млн. т. у. т., что составляет при­мерно 30 процентов от нынешнего годового потребления топ­ливно-энергетических ресурсов.

 

 

Таблица 6. Распределение потенциала энергосбережения по отраслям и ведомствам

Отрасль Потенциал, тыс.т. у. т.
1 Концерн «Белэнерго» 2100
2 Концерн «Белнефтехим» 1500
3 Минжилкомхоз 900
4 Минсельхозпрод 850
5 Минпром 750
6 Минстройархитектуры 550
7 Концерн «Белгоспищепром» 140
8 Концерн «Беллесбумпром» 130
9 Концерн «Беллептром» ПО
10 Белорусская железная дорога ПО
11 ОАО «Белтрансгаз» 95
12 Остальные 2115
  Итого 9350

1) структурная перестройка экономики, направленная на развитие менее энергоемких отраслей, существенное расши­рение сферы услуг, замену продукции с большим удельным весом энергетической составляющей на менее энергоемкую, специализацию и кооперирование в использовании произ­водств (термических, гальванических, химико-термических, литейных) с наиболее продвинутыми технологиями; на ее долю приходится примерно 30 процентов всего потенциала;

2) научно-технический прогресс (составляющий не менее 50 процентов потенциала), в частности:

повышение эффективности работы генерирующих источ­ников за счет изменения структуры генерирующих мощнос­тей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотур­бинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизации режимов работы энергоисточников и опти­мального распределения нагрузок энергосистемы;

снижение потерь и технологического расхода энергоресур­сов при транспортировке тепловой и электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения расходов на собственные нужды обслуживаемых подразделе­ний, технического перевооружения и оптимизации режимов заг­рузки электрических сетей и трансформаторных подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов; компрессорных станций на газопроводах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и про-дуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;

децентрализациия систем теплоснабжения при рассредо­точенной тепловой нагрузке с целью исключения теплопотерь в теплосетях при значительной протяженности последних от источника тепловой энергии до потребителя, получения воз­можности гибкого регулирования тепловой нагрузки в зави­симости от режимных параметров;

создание ПГУ на компрессорных станциях газопроводов;

замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отхо­дах), а также перевод всевозможных электросушильных ус­тановок и нагревательных печей (где это целесообразно) на топливоиспользующие установки;

внедрение автоматических систем регулирования потреб­ления энергоносителей в системах отопления, освещения, горя­чего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых, обще­ственных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;

разработка и внедрение новых энергосберегающих техно­логий при нагреве, термообработке, сушке изделий, новых строительных и изоляционных материалов с улучшенными теплофизическими характеристиками;

максимальная утилизация тепловых вторичных энергоре­сурсов (горячей воды, конденсата, дымовых газов, вентвыб-росов, канализационных стоков) в технологических процес­сах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов;

разработка и внедрение эффективных биогазовых уста­новок для производства горючих газов и удобрений из отхо­дов животноводства, растениеводства, специально выращива­емой биомассы;

внедрение теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных систе­мах отопления;

техническое перевооружение автомобильного транспорта и тракторов, включая перевод на дизельное топливо, сжижен­ный и сжатый природный газ, разработка и внедрение эконо­мичных двигателей, совершенной системы диагностики и ре­гулирования, оптимальных режимов эксплуатации;

разработка, организация производства и внедрение энер­госберегающего оборудования, приборов, материалов;

децентрализациия систем энергообеспечения потребителей с малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы, теплом, топливом, сжатым воздухом;

максимальное снижение энергозатрат в жилищно-комму­нальном хозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод. использования энергоэффективных строительных материалов, конструкций, гелиоподогревателей;

3) совершенствование организационных и экономических механизмов стимулирования энергосбережения, вклад кото- рых в реализацию потенциала энергосбережения может со­ставить порядка 20 процентов.

Организационно-экономической основой политики энерго­сбережения в перспективе должно стать развитие необходимой законодательно-правовой и нормативно-технической базы, в состав которой войдут ГОСТы, СНиПы, отраслевые нормы технологического проектирования и ряд других документов нормативного характера, определяющих требования в облас­ти энергосбережения.

Основные организационно-экономические направления деятельности в области энергосбережения:

проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений с целью их оценки на со­ответствие действующим нормативам и стандартам в облас­ти энергосбережения и определения достаточности и обосно­ванности предусматриваемых мер по энергосбережению;

проведение регулярных энергоаудитов хозяйствующих субъектов, а также сертификация продукции;

пересмотр тарифной политики на тепловую, электричес­кую энергию и топливо с целью укрепления энергетической безопасности страны, стимулирования диверсификации энер­гоисточников, включая местные и нетрадиционные, улучше­ния экологии и т. д.;

разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энер­гоэффективности производства продукции и оказания услуг и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйственных субъектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;

разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения на пятилетний пе­риод с периодическим их пересмотром с целью уточнения приоритетов на ближайшую перспективу;

разработка прогрессивных норм энергопотребления и по­степенный переход на их применение;

выработка рациональных подходов к предоставлению налоговых, таможенных и других льгот для осуществления энергоэффективных проектов;

создание действенных механизмов финансирования энер­госберегающих мероприятий и энергоэффективных проектов;

подготовка кадров, распространение и пропаганда пере­дового опыта в области энергосбережения.

Таким образом, основная задача по повышению эффектив­ности использования ТЭР - максимально приблизиться к пе­редовым развитым странам по уровню энергоемкости ВВП, который в настоящее время в 1,5 - 2 раза превышает харак­терный для передовых экономически развитых стран. При этом общий потенциал энергосбережения в республике оценивается около 10 млн. т. у. т. (по отраслям и ведомствам - 9350 т. у. т.), что составляет примерно 30 процентов от нынешнего годово­го потребления ТЭР. Основные пути его реализации: структур­ная перестройка экономики (30 процентов), научно - техничес­кий прогресс (около 50 процентов), совершенствование организационных и экономических механизмов стимулирова­ния энергосбережения (примерно 20 процентов).

В период 2006-2010 г. г. экономия ТЭР должна составить 5,5 млн. т. у. т., обеспечивая снижение энергоемкости ВВП на 25-30 процентов при его росте на 143-150 процентов.

 

3.7  Развитие малой и нетрадиционной энергетики.

 

Не являясь альтернативой или конкурентом большой энер­гетики, малая и нетрадиционная, реализуемые с учетом спе­цифики теплоснабжения в региональном масштабе, вместе с тем, способны в определенной мере смягчить дефицит энер­гетических мощностей при определенной экономии топливно-энергетических ресурсов и при ограниченных инвестициях. Анализ источников малой и нетрадиционной энергетики по наименьшим затратам показывает, что в случае использова­ния современных передовых технологий и оборудования прак­тически все они являются конкурентоспособными как по раз­меру инвестиций в установленный кВт, так и по эксплуатационным затратам. ПТУ, ПГУ, ГТУ мощностью до 6 МВт, газопоршневые, в том числе работающие на генера­торном газе или синтез-газе, получаемыми из древесного сы­рья, и газотурбинные когенерационные установки, производя совместно электрическую и тепловую энергию могут служить как базовыми, так и резервными, на случай повреждений в энергосистеме, источниками энергии. Установленная мощ­ность агрегатов малой энергетики до 2010 года составит не менее 400 МВт, или примерно 5 процентов от общей установ­ленной мощности Белорусской энергосистемы.

Имеющийся в стране парк отопительных и отопительно-водогрейных котельных, насчитывающий свыше 20 тысяч, из которых 550 можно отнести к котельным средней и большой мощности, на которых вырабатывается около 24 процентов теплоэнергии (около 30 процентов тепловой энергии произво­дится малыми котельными производительностью менее 10 Гкал/час) должен быть подвергнут ревизии, перевооружению перспективных котельных, в том числе в русле стратегичес­кой линии перевода котлов на местные виды топлива. Наи­более целесообразное направление модернизация котельных с преобразованием в малые и мини-ТЭЦ путем установки турбин с противодавлением.

Установленная мощность агрегатов малой энергетики до 2010 года превысит 400 МВт. ПТУ, ПГУ, ГТУ, мощностью до 6 МВт, газопоршневые, в том числе работающие на гене­раторном газе или синтез-газе, получаемыми из древесного сы­рья, и газотурбинные кооперационные установки, производя совместно электрическую и тепловую энергию могут служить также и резервными, на случай повреждений в энергосистеме, источниками энергии.

 

 

3.8 Использование местных, возобновляемых и альтернативных источников энергии

 

 

Энергетические установки, работающие на местных ви­дах топлива, возобновляемые и альтернативные источники энергии являются звеньями единой энергосистемы.

Валовое потребление ТЭР в стране в 2003 году состави­ло 34,9 млн. т. у. т., потребление котельно-печного топлива ■-25,4 млн. т. у. т. По отношению к уровню потребления котель­но-печного топлива местные виды топлива составили 16,7 процента или примерно 4,2 млн. т. у. т.

В соответствии с программой обеспечения не менее 25 процентов производства энергии в стране за счет местных видов топливных ресурсов необходимо в ближайшие годы резко увеличить их производство и потребление. Выполненный технико-экономический анализ показал, что обеспечить вы­полнение поставленной задачи возможно не ранее 2012 года.

По прогнозам объем использования котельно-печного топ­лива (без учета сырья) к 2012 году составит порядка 27,0 млн. т. у. т. Увеличению доли местных ТЭР до 25 процентов в струк­туре потребления котельно-печного топлива при изменении объе­ма его использования к 2012 году до 27,0 млн. т. у. т. соответ­ствует рост потребления местных ТЭР по сравнению 2003 годом на 2,55 млн. т. у. т., т. е. до уровня 6,75 млн. т. у. т.

Наибольший прирост потребления местных видов ТЭР может быть достигнут за счет древесного топлива и торфа (рисунок 1).

Для достижения объема потребления местных ТЭР, обес­печивающего выполнение поставленной задачи, необходимо:

реконструкция и дополнительное развитие существующих топливодобывающих предприятий и организаций;

создание инфраструктуры транспортирования и подготов­ки топлива к сжиганию;

перевод значительной части существующего топливоис-пользующего оборудования на сжигание местных видов топ­лива или его замены;

выделение значительных финансовых средств на выше­указанные цели (более 1 300 млн. долл. США).

 

 

3.8.1. Древесное топливо и торф

 

 

Древесное топливо. Дрова, лесосечные отходы и отходы деревообработки являются основным источником местных во­зобновляемых топливных ресурсов Беларуси. В настоящее вре­мя запас древесины на корню в лесах Беларуси достиг 1,37 млрд. куб. м., а площадь земель Гослесфонда - 9,3 млн. га. Древесны­ми топливными ресурсами обладают все области Беларуси.

По данным Минлесхоза в республике имеются ресурсы для увеличения заготовки древесного топлива в период 2005-2008 годы на 3 млн. куб. м. (0,8 млн. т. у. т.). К концу 2012 года можно довести объем его заготовки до 11 млн. куб. м (3,1 млн. т. у. т.).

Торф. В Беларуси разведано более 9000 торфяных место­рождений общей площадью в границах промышленной глуби­ны залежи 2,54 млн. га и первоначальными запасами торфа 5,65 млрд. т. К настоящему времени оставшиеся геологичес­кие запасы оцениваются в 4 млрд. т., что составляет 70 про­центов от первоначальных.

Промышленные запасы топливного торфа в Республике Беларусь составляяют 250 млн. т. (при влажности 33 процента) или 5,5 процента оставшихся запасов. Извлекаемые при разра­ботке месторождений запасы оцениваются в 100-130 млн. т.

Приведенные данные свидетельствуют о значительных запасах торфа, располагаемых страной. Однако в настоящее время потребителем этого топлива является преимущественно коммунально-бытовой сектор, что сдерживает рост его потреб­ления. Дальнейшее существенное увеличение использования торфа для топливных целей возможно за счет переоборудова­ния действующих, либо создания новых котельных и мини-ТЭЦ, предназначенных для работы на этом виде топлива.

К 2006 году возможно увеличение добычи торфа топливной группы на 1538 тыс. т. и доведение ее до 3333 тыс. т. к 2008 году.

Для увеличения объемов добычи торфа топливной груп­пы требуется подготовка 2910 га новых площадей торфяных месторождений и закупка дополнительного технологического оборудования для добычи и транспорта торфа.

Организация производства энергии и оценка требуемых капшпаловложений. Для обеспечения производства энергии за счет местных видов топлива (не менее 25 процентов) необхо­димо строительство новых ТЭЦ в городах, где они отсутству­ют, либо сооружение теплоэнергетических модулей на суще­ствующих теплоисточниках.

Для перевода промышленно-отопительных котельных, использующих в настоящее время в качестве топлива природ­ный газ и мазут, на сжигание местных видов топлива потре­буется значительная реконструкция существующих газо-ма-зутных котлов или их замена. На площадках котельных необходима организация складирования твердого топлива, си­стем топливоподачи и золошлакоудаления.

Для увеличения потребления местных видов топлива до необходимых для выполнения указанных в программе объе­мов потребуются дополнительные капиталовложения в разме­ре около 1 300 млн. долл. США.

Меры финансовой поддержки. Реализовать мероприятия по увеличению доли использования местных ресурсов до 25 про­центов невозможно без экономической заинтересованности производителей и потребителей получаемой энергии. Следова­тельно, необходимо осуществить ряд мер, которые обеспечат источники финансирования и приведут к стимулированию ис­пользования местных ресурсов.

При увеличении потребления местных видов топлива дол­жны быть приняты природоохранные действия, обеспечиваю­щие как минимум сохранение экологической обстановки в республике на достигнутом уровне.

3.8.2. Бурый уголь, горючие сланцы, горючие органические отходы

Бурый уголь. По состоянию на 1 января 2003 года запасы бурого угля в республике составляют 151,6 млн. т. В перспек­тиве объем промышленных запасов может достигнуть около 200 млн. т.

Угли низкого качества: влажность - 56-60 процентов, зольность 17-23 процента, содержание серы 0,6 процента, теп­лота сгорания 1500-1700 ккал/кг. После подсушки угли при­годны для производства торфоугольных брикетов, использу­емых в качестве коммунально-бытового топлива.

На базе Житковичского месторождения с учетом предва­рительно разведанных запасов возможно строительство буро- угольного карьера годовой мощностью 2 млн. т. (0,46 млн. т. у. т.). В перспективе ежегодный объем добычи бурых углей может составить около 3-4 млн. т (~ 0,7-0,9 млн. т. у. т.).

Создание топливных источников на базе месторождений бурого угля и горючих сланцев в период до 2020 года не выйдет за рамки геолого-изыскательских, научных и опытно-конструкторских работ.

Горючие сланцы. Прогнозные геологические запасы горю­чих сланцев оцениваются в 11 млрд. т, реальные промышлен­ные запасы на Любанском и Туровском месторождениях мо­гут составить 3 млрд. т. Сланцы низкого качества: теплота сгорания - 1000-1510 ккал/кг, содержание органического веще­ства 10-30 процентов, зольность - 61-82 процентов, содержа­ние серы - 2,6 процента. Они не пригодны для прямого сжи­гания, а требуют предварительной термической переработки с выходом жидкого и газообразного топлива.

Детальные геологоразведочные работы месторождений не проводились. В ближайшие годы разработка месторождений горючих сланцев не планируется, однако необходимо разра­ботать экологосбалансированные технологии их добычи и комплексной переработки с получением высококалорийных энергоносителей и рационального использования получаемых при этом отходов.

Горючие органические отходы. Это отходы растениевод­ства (солома, льнокостра, стебли топинамбура и подсолнеч­ника). Энергетический потенциал до 1,46 млн. т. у. т. /год. Гид­ролизный лигнин, резинотехнические и др. горючие полимерные отходы - энергетический потенциал, приблизи­тельно равный 0,3 млн. т. у. т. Возможно освоение этих отхо­дов в объеме 440-500 тыс. т. у. т. Необходимо разработать технологии экологически безопасного прямого сжигания рас­тительных органических отходов, а также их энергохимичес­кой конверсии с получением высококалорийного топлива.

Создание топливных источников на базе месторождений бурого угля и горючих сланцев в период до 2020 года не вый­дет за рамки геолого-изыскательских, научных и опытно-конструкторских работ. Возможное освоение горючих органи­ческих отходов составит 440-500 тыс. т. у. т.

 

 

3.8.3. Возобновляемые источники энергии (ГЭС, ветер, солнце и др.)

 

Гидроэнергетика. На 1 января 2004 г. установленная мощ­ность 21 ГЭС составила 10.9 МВт, годовая выработка элект­роэнергии которыми составляет в среднем 29 млн. кВтч и позволяет заместить около 8,0 тыс. т. у. т. Потенциальная мощность всех водотоков Беларуси составляет 850 МВт, в том числе технически доступная - 520 МВт, а экономически целесообразная - 250 МВт. За счет гидроресурсов к 2020 году возможна выработка 0,8-0,9 млрд. кВтч в год, и, соответ­ственно, замещение 220-250 тыс. т. у. т.

Основные пути реализации данного направления:

строительство каскадов низконапорных ГЭС средней мощ­ности, с относительно небольшими затоплениями территорий;

строительство микро и малых ГЭС;

восстановление ранее существовавших малых ГЭС путем капитального ремонта и частичной замены оборудования;

сооружение новых малых ГЭС путем их пристройки к плотинам водохранилищ неэнергетического (комплексного) назначения, на промышленных водосбросах.

В рамках этих направлений до 2020 года можно реализовать:

строительство каскадов ГЭС на основных реках Белару­си (Западная Двина, Днепр, Неман) суммарной установленной мощностью ~ 200 МВт;

строительство малых ГЭС (единичной мощностью гидро­агрегатов от 50 до 500 кВт) на притоках основных рек и су­ществующих водохранилищах неэнергетического назначения, установленной мощностью -1,8 МВт;

восстановление ранее действующих малых ГЭС, установ­ленной мощностью ~ 1,4 МВт путем капитального ремонта и частичной замены оборудования.

В ближайшие пять лет имеется реальная возможность вве­сти в эксплуатацию Гродненскую ГЭС, Полоцкую ГЭС и ряд малых ГЭС. Прорабатывается возможность строительства Бешенковичской ГЭС на р. Западная Двина мощностью 30,5 МВт и ГЭС на р. Неман мощностью 20,5 МВт, со сроками ввода в эксплуатацию 2010-2012 г. г.

Ветроэнергетика. На территории Республики выявлено более тысячи площадок для размещения ветровых установок с теоретически возможным энергетическим потенциалом 1600 МВт и годовой выработкой электроэнергии 2,4 млрд. кВтЧч.

Для получения объективной оценки о возможности ветро­энергетики требуется завершить цикл экспериментальных исследований и определить необходимые инвестиции для раз­вития названного направления.

Предполагается, что при благоприятных экономических условиях и решенных технологических проблемах установлен­ная мощность ветроустановок в Беларуси к 2015 году может составить около 20 МВт, а к 2020 году - 35 МВт.

Турбодетандерные установки. В связи с высоким развити­ем газификации Республики Беларусь и сохранением достаточ­но больших объемов потребления природного газа имеется практически неиспользуемый в настоящее время потенциал энергии, получаемый за счет снижения давления природного газа от высокого до низкого. Ориентировочно он оценивается в пределах 60 МВт. Для его использования необходимо строи­тельство турбодетандерных установок на ряде ГРС республи­ке, а также на ГРП крупных потребителей природного газа.

Гелиоэнергетика. Республика Беларусь относится к рай­онам, находящимся в нижней части полосы умеренной солнеч­ной радиации (30-60°).

Общий потенциал солнечной энергии в Республике Бела­русь оценивается в 2,7-106 млн. т. у. т. в год, технически воз­можный составляет ■- 0,6 млн. т. у. т. в год.

Исходя из опыта создания солнечной электростанции в Крыму, а также зарубежного опыта удельные капиталовло­жения и себестоимость получаемой электроэнергии много­кратно превышают ее производство на других источниках.

Основными направлениями использования энергии солнца могут быть гелиоводонагреватели (ГВН) и различные гелиоус­тановки для интенсификации процессов сушки и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве и других бытовых целей.

Развитие данного направления требует ряда научно-иссле­довательских работ, направленных на создание материалов нового поколения улучшенного качества и их удешевление.

За счет использования солнечной энергии к 2010 году воз­можно замещение около 5 тыс. т. у. т. в год органического топ­лива.

Геотермальные воды. В Беларуси известны два перспек­тивных района для извлечения геотермальной энергии с плот­ностью запасов более 2 т. у. т. /м2: центральная и северная зоны Припятского прогиба в Гомельской области и террито­рия западнее линии Высокое-Жабинка-Малорита в Брестской области. Плотность запасов тепловой энергии здесь состав­ляет от 4 до 6 т. у. т. /м2. Во втором районе (Брестская об­ласть) плотность запасов не превосходит 4 т. у. т. /м2, но глу­бина расположения тепловых подземных источников несколько меньше, чем в первом районе. Высокая минерали­зация термальных вод, низкая производительность имеющих­ся скважин, их малое количество и в целом слабая изученность ситуации не позволяют рассчитывать на освоение этого вида возобновляемой энергии в течение ближайших 10-15 лет.

В связи с этим, в качестве основных направлений реали­зации потенциала геотермальных вод в ближайшее время можно рассматривать:

проведение исследований областей залегания термальных вод;

определение минерального состава вод и возможности их использования в различных областях народного хозяйства;

определение наличия потребителей тепловой энергии (их близость к источнику энергии);

определение возможных технологий получения энергии из данных источников; возможности строительства скважин;

оценка экономической целесообразности развития данно­го направления.

Среди возобновляемых источников энергии (ВИЭ) наи­большим потенциалом обладает гидроэнергия, к 2020 году установленная мощность ГЭС может возрасти примерно на 200,0 МВт; турбодетандерные установки - 60 МВт; ветроус-тановки - 50 МВт; за счет использования солнечной энергии к 2010 году в основном с помощью гелиоколлекторов можно достичь замещения 5 тыс. т. у. т. /год.

 

 

3.8.4. Водородная энергетика

 

Сырьем для получения водорода и водородного топлива может быть вода, запасы которой практически не ограниче­ны, уголь, природный газ, другие виды топлива. В качестве первичного источника энергии для получения водорода из воды может быть использована солнечная энергия, энергия ветра или атомная энергия.

К наиболее критическим компонентам водородной энер­гетики относятся технологии создания электрохимических источников тока с прямым преобразованием химической энер­гии в электрическую - топливных элементов, в том числе низкотемпературных с твердополимерным электролитом и с прямым преобразованием метанола, высокотемпературных с твердоокисным электролитом, алкалиновых и с расплавлен­ным карбонатом.

Водородные технологии для энергетики включают в себя автономные энергоустановки мощностью до 1 МВт, в том числе с системами водородного аккумулирования электро­энергии, гибридные энергетические установки с использова­нием двигателей внутреннего сгорания, микротурбин и топ­ливных элементов, энергоустановки паротурбинного цикла с водородными парогенераторами, энергоустановки на базе возобновляемых энергоресурсов с производством водорода электролизом воды (ветро-солнечно-водородные) мощностью до нескольких мегаватт.

Развитие экологически чистого автомобильного транс­порта, использующего водородное топливо предусматрива­ет создание автомобилей с гибридными и водородными энер­гетическими установками, в т. ч. на основе использования метанола или этанола, развития инфраструктуры заправоч­ных станций.

Современное состояние. В настоящее время исследования в области водородной энергетики в Республике Беларусь вы­полняются в рамках Государственной программы ориентиро­ванных фундаментальных исследований «ВОДОРОД» (2003-2005 г.г.), задачей которой является создание научных основ практического применения водорода; проектирование и созда­ние прототипов и опытных образцов энергетических устано­вок, соответствующих мировому уровню.

К 2010 году будут созданы демонстрационные образцы модульных и мобильных энергоустановок на основе топлив­ных элементов контейнерного типа мощностью до 100 кВт, разработаны высокоэффективные методы получения синтез-газа, в том числе пилотная установка для ОАО «Гродно Азот» производительностью 1000 куб. м/ч.

К 2015 году будут разработаны модульные энергетичес­кие установки мощностью до 1 МВт, системы безопасного хранения и транспорта водорода в связанном состоянии.

Увеличение доли местных ТЭР в структуре потребления котельно-печного топлива произойдет в основном, за счет дре­весного топлива (рост - 220 % при общей доле - 45,9 %), тор­фа (рост - 200 % при общей доли - 17,8 %) и ВЭР (рост - 150 процентов при общей доли - 8,9 %).

 

3.9 Внешнеэкономические аспекты усиления энергетической безопасности

 

В условиях слабой диверсификации поставок топливно-энергетических ресурсов основными направлениями усиления энергетической безопасности во внешнеэкономической дея­тельности являются:

использование геостратегического положения Беларуси, наличие и дальнейшее развитие сети транспорта энергоресур­сов с сопредельными странами;

поэтапное объединение электроэнергетической системы Беларуси с системами соседних стран и европейской системой UCTE с целью организации параллельной работы;

заключение долгосрочных договоров на поставку и тран­зит через страну топлива и электроэнергии;

поиск новых взаимозаменяемых поставщиков энергоре­сурсов;

создание совместных предприятий по добыче энергоноси­телей и производству электроэнергии в России и других со­седних странах;

привлечение иностранного капитала на условиях создания совместных акционерных предприятий транспорта энергоре­сурсов, систем газо- и теплоснабжения.

В настоящее время Республика Беларусь осуществляет деятельность по выполнению ряда межгосударственных и международных договоров в области электроэнергетики и газовой сфере:

Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Российской Федерации о создании объединенной электроэнергетической системы от 22 ноября 1999 года;

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании равных условий в области ценовой политики от 12 апреля 2002 года;

Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Российской Федерации о развитии со­трудничества в газовой сфере от 12 апреля 2002 года;

Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.

Договор об обеспечении параллельной работы электро­энергетических систем государств-участников Содружества Независимых Государств (подписан на заседании Совета глав правительств СНГ 25 ноября 1998 года).

Указанные соглашения и договоры в сфере электроэнер­гетики в целом выполняются, однако имеются задержки в части формирования объединенной электроэнергетической системы Республики Беларусь и Российской Федерации.

На данном этапе обеспечивается параллельная работа электроэнергетических систем ОЭС Беларуси и ЕЭС России, оперативное управление режимами работы ОЭС выполняет­ся диспетчерскими службами обоих государств.

Принципы параллельной работы регламентируются рядом документов, инструкций и положений. В силу особенностей параллельной работы в электрическом кольце Беларусь -Россия - Балтия регламентирующие документы создаются и на трехсторонней основе.

Выполнение данных Соглашений и наработанных доку­ментов в полном объеме является одним из факторов усиле­ния энергетической безопасности Республики Беларусь.

В то же время необходимо отметить, что принятые Согла­шения позволяют оказывать некоторое влияние на взаимоот­ношения между Беларусью и Россией по вопросу транзита энергоносителей, но недостаточно используются в настоящее время из-за их некоторой разобщенности, непозволяющей про­водить целенаправленную политику по защите интересов Рес­публики Беларусь.

В связи с изложенным существует необходимость подпи­сания между Республикой Беларусь и Российской Федерацией конкретного и долгосрочного Соглашения по объемам по­ставок и транзита энергоносителей. Указанное либо дополни­тельно заключенное Соглашение должно предусматривать возможность заключения трехсторонних договоров, обеспечи­вающих возможность поставок энергоносителей из третьих стран. Например, поставка электроэнергии, природного газа и нефти из регионов Средней и Центральной Азии. В ближайшее время необходимо проработать и заключить аналогичные Соглашения и с другими государствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: