Особенности прогнозирования региональных социально-экономических процессов

 

 Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является разработка научно-обоснованного прогноза, стратегии и программы социально-экономического развития региона. На их основе определяются цели социально-экономического развития регионов, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.Под прогнозированием социально-экономического развития региона понимается предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определить направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты используются региональными органами государственной власти для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки соответствующей региональной политики.(9)В настоящее время прогнозирование социально-экономического развития субъекта Российской Федерации включает:1) разработку вариантов социально-экономического развития региона с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов;2) предоставление материалов для дифференциации отраслевых и межрегиональных прогнозов;3) уточнение потребностей в средствах для финансирования региональных целевых программ, поставок продукции, оказания услуг и выполнение работ для государственных региональных нужд, поддержки отдельных отраслей экономики региона.

Прогноз социально-экономического развития является необходимой предпосылкой принятия субфедеральными органами власти различных оптимальных управленческих решений, в том числе и в сфере комплексного социально-экономического развития территории. Прогноз проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы.

С целью разработки прогнозов социально-экономического развития проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям:

 - демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, миграция);

 - природная среда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, почвенный состав, растительный и животный мир);

 - социальная сфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровень преступности);

 - региональные финансы (состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое состояние хозяйствующих субъектов);

 - уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина);

 - производственная сфера (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства);

- экология (объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий).(4)

В теории прогнозирования существует множество оснований, по которым классифицируются прогнозы. Однако наиболее подходящей к социально-экономическим прогнозам будет являться классификация социально-экономических прогнозов по временному критерию. С точки зрения этого критерия прогнозы социально-экономического развития делятся на  долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные:

1) Долгосрочные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ один раз в 5 лет на 10-ий период. Данные таких прогнозов используются при разработке среднесрочных прогнозов социально-экономического развития региона, а также концепции и программ социально-экономического развития. При долгосрочном социально-экономическом прогнозировании в расчет необходимо принимать один набор показателей, характеризующих потенциал региона: земельных ресурсах, полезных ископаемых, рабочей силе, основном и оборотном капитале, научно-технических достижениях. При среднесрочном прогнозировании эти факторы уже недостаточны для объяснения динамики объема производства. Данные прогнозов социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.

2) Среднесрочные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ на срок от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой данных. При среднесрочном прогнозировании на первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (регион, предприниматели, население). Данные прогнозов социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.

3) Краткосрочные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно. Данные таких прогнозов служат основой составления проекта регионального бюджета. При построении модели краткосрочного прогноза на первое место выступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, малый и средний бизнес, предпринимательский сектор, население. Данные прогнозов социально-экономического развития региона на краткосрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.

Организационная система регионального прогнозирования включает различных участников в лице министерств, управлений, научных учреждений и т. д. Основными участниками этой системы являются Министерство финансов, Министерство экономики и Министерство инвестиционной политики. Центральное место в этой системе отводится Министерству экономики, которое в целом разрабатывает комплексную социально-экономическую политику в регионе, а также занимается прогнозированием макроэкономической ситуации в регионе, основных показателей уровня жизни населения, рынка труда и др.(2)

В прогнозировании и планировании по своим направлениям деятельности участвуют другие органы исполнительной власти. Так, Министерство финансов разрабатывает и исполняет региональный бюджет на три года; реализует на территории региона финансовую и денежно-кредитную политику. Министерство инвестиционной политики дает оценку инвестиционной привлекательности региона, разрабатывает инвестиционные и инновационные проекты, а также реализует инвестиционную политику на территории.

Всей необходимой информацией различные органы власти обеспечивает территориальный орган статистики, который создает информационный массив для разработки прогнозов социально-экономического развития региона. Он также занимается статистическим мониторингом итогов социально-экономического развития региона, что позволяет оценивать качество прогнозов состоявшимися событиями. Кроме того, в организационную структуру регионального прогнозирования входят различные научно-исследовательские учреждения и организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: