Рис. 1. Подходы и виды планирования

Директивное планирование - это планирование «от достигнутого» посредством постановки задачи развития с учетом имеющихся ресурсов и ее разделения на весь период планирования. Директивное планирование, как правило, связано с использованием инструментов жесткого администрирования и сосредоточения всех функций планирования в руках единого субъекта управления. Особенность - комплексность, механистичность.

Индикативное планирование предполагает реализацию поставленной цели развития на основе системы индикаторов, регламентирующих процесс ее достижения. Особенность индикативного планирования - чаще всего используется в рамках директивного или стратегического типов планирования в качестве вспомогательного инструмента, инструмента контроля и управления реализацией планов.

Стратегическое планирование - это планирование, направленное на достижение желаемого будущего состояния объекта планирования (его «образа будущего») - планирование «от цели», связанное со стратегическим выбором (выбором приоритетов) и мобилизацией ресурсов. Особенности - целевой характер (выделение наиболее важных приоритетов), управление по целям.

    Экономический план развития региона, или как это сейчас принято называть «стратегия развития» - это документ, отражающий способ достижения этих целей и увязывающий ее доходы и расходы. К задачам экономического планирования регионального развития возможно отнести:

       - проверку согласованности поставленных целей и их осуществимости;

       - обеспечение взаимодействия различных подразделений органов региональной власти;

       - анализ различных сценариев развития деятельности и, соответственно, объемов инвестиций и способов их финансирования;

       - определение программы мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных событий;

       -     контроль за финансовым состоянием региона.

Процесс экономического стратегического планирования на региональном уровне состоит из шести этапов:

1) подготовка прогнозно-аналитических обоснований и расчетов;

2) формирование концепции развития экономики (которая содержит стратегические цели и средства их реализации);

3) разработка стратегического плана;

4) разработка программ мероприятий стратегического плана, создание государственных, региональных целевых программ;

5) определение механизма реализации мероприятий стратегического плана (включает конкретные методики, государственный заказ, меры стимулирования);

6) осуществление контроля за реализацией мероприятий стратегического плана.

    Все этапы экономического планирования находят отражение в различных нормативных актах стратегического характера, таких, как прогноз, стратегия, доктрина, концепция, программа. В настоящий момент в России действует множество правовых актов стратегического характера с подобными названиями, однако их правовой статус, система и соподчинение нормативно не определены. Кроме того, действующее нормативное регулирование не содержит эффективных инструментов шестого этапа – осуществление  контроля итогов реализации стратегических программ.

    На практике отдельно программа регионального социально-экономического развития на среднесрочную перспективу не принимается, ее роль фактически выполняют многочисленные стратегии, концепции и программы.

      Территориальное планирование, в широком понимании, включает в себя планирование развития территории посредством не только локального зонирования населенных пунктов и транспортных сетей, но и общегосударственного районирования, представляющего собой важнейший метод познания и стратегию преобразования территориального устройства. Районирование включает многие факторы (географический, экономический, социальный, экологический и др.) и его обозначение как экономическое является условным. В науке выделяются специальные блоки социального, а также экологического районирования. Более корректным может быть термин «социально-экономико-эколого-географическое районирование».(10)

    В узком смысле территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

    Система территориального планирования в широком смысле должна быть сбалансирована между интересами федерального и регионального уровней осуществления государственной власти, государства и общества, бизнеса и широких слоев граждан. В свою очередь, стратегия территориального развития призвана, с одной стороны, реализовать в долговременной перспективе благоприятные территориальные факторы развития России, а с другой - предупреждать и нейтрализовать основные проблемы территорий, угрожающие безопасности, целостности государства, благополучию его граждан. Территориальное планирование решает стратегические и межрегиональные проблемы общероссийского значения, требующие активного участия федерального центра.(8)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: