Меры, предпринимаемые руководством РФ

Лабораторная работа по дисциплине «Современные методы и инструменты государственного регулирования экономики»

 

Причины экономического кризиса

Спад в экономике РФ произошел по причинам экономического и политического характера. Истоком кризисного состояния считается длительное снижение цен на нефть. Страны, зависящие от экспорта ресурсов,  такие как Россия, столкнулись с новым витком снижения производства.

Кризис 2014 года в России возник из-за сильного падения мировых нефтяных цен. В экономике России приоритет отдавался не производственному, а сырьевому сектору. Все это предопределило финансовый кризис в 2014 году. Федеральный бюджет сильно зависел от внешней торговли природными ресурсами. На фоне этого развился валютный кризис 2014 года. 

За несколько месяцев цена барреля нефти упала со 115$ до 56,5$.  В январе 2015 года показатель составлял 45,13$. Во втором полугодии его значение упало до 35,98$.

Нефтяной кризис 2014 года возник на фоне:

- увеличения объема добычи газа с нефтью внутри США;

- нежелания стран-членов ОПЕК сокращать объемы добычи нефти.

Кризис 2014 года стал возможным из-за политической нестабильности в мире. К нему привело украинское политическое противостояние, разразившееся в конце 2013 года. Усугубил политическую нестабильность в мире возникший на его фоне вооруженный конфликт на Донбассе. Все это привело к конфронтации РФ со странами Запада, выразившейся в «войне санкций».

Мировой кризис 2014 года затронул не только Россию, но и США с Европой. На Западе отметился рост инфляции, экономический сектор стал более нестабильным. Во всем мире усилилась тенденция к расслоению населения по доходам. Из-за мирового кризиса 2014 года обострилась проблема мигрантов. Европу и США накрыла волна беженцев из ближневосточного региона, что усилило социально-экономическую нестабильность.

Важной причиной кризиса 2014 года стало введение против России санкций из-за присоединения Крыма в обход требованиям международного права.

Санкции были приняты не только в отношении конкретных политических персон. Они были направлены на ряд российских компаний, у которых были заморожены имеющиеся за рубежом активы.

Западом были введены финансовые санкции. Они затронули отдельные секторы российской экономики. Многим компаниям был ограничен доступ к финансированию с помощью кредитов в иностранных банках.

Причиной кризиса 2014 года в России стали инвестиционные санкции. Ряд секторов экономики РФ не смог получить инвестиции от зарубежных компаний на развитие проектов. Санкции также затронули внешнюю торговлю страны. Были свернуты многие проекты, касающиеся международной торговли России.

Последствия спада в экономике РФ в 2014-2015 гг.

Выделяют следующие последствия кризиса 2014 года в России:

· снижение на 30,4% курса отечественной валюты;

· увеличение потребительской инфляции;

· падение реальных доходов российских граждан;

· уменьшение потребительского спроса;

· быстрый рост цен на 6,5%;

· усиление недоверия граждан к рублю;

· повышение числа сбережений в наличной иностранной валюте.

Меры, предпринимаемые руководством РФ,

 по преодолению спада в экономике

Правительство РФ вместе с Центробанком предпринимали следующие меры по борьбе с экономическим кризисом 2014 года:

   - Поддержка курса. Центробанком неоднократно повышалась ключевая ставка. Только в 2014 году это происходило 6 раз. Рост составил 11,5% (с 5,5% в начале 2014 года до 17% в конце). В 2015 год имел место обратный процесс. Ставка в итоге была снижена до 11%. Банком России проводились валютные интервенции.

   - Поддержание российских компаний и банков. Госгарантии в размере 18 млрд рублей получило АО «Роснано», 150 млрд рублей от государства получила добывающая компания «Ямал СПГ» - деньги предназначались на создание завода на Ямале. Правительство РФ повысило уставный капитал РЖД, он возрос на 50 млрд рублей. Правительство также выделило порядка триллиона рублей «Сбербанку», «ВТБ», «Россельхозбанку», «Банку Москвы», «Росбанку», «Газпромбанку» и ряду других крупнейших банковских организаций страны. Также Центробанк провел финансовое оздоровление банка «Траст». Компания «Роснефть» для преодоления финансового кризиса 2014 года получила от государства 625 млрд руб.

   - Оказание помощи населению. Для смягчения негативных последствий экономического кризиса 2014 года Центробанком были смягчены требования резервирования для банковских организаций, занимавшихся реструктуризацией валютных ипотечных кредитов – эта мера была направлена на поддержание заемщиков, столкнувшихся с проблемой выплаты кредитов, взятых в иностранной валюте.

В конце января 2015 года Правительство РФ представило антикризисный план, который должен был обеспечить финансовую и социальную стабильность России в 2015 году (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р). Документ предусматривал семь основных направлений:

- поддержка импортозамещения;

- развитие малого и среднего бизнеса;

- привлечение инвестиций;

- оптимизация бюджетных расходов;

- поддержка социально незащищенных категорий граждан;

- обеспечение стабильности банковской системы;

- снятие напряженности на рынке труда.

Для выполнения плана была проведена большая организационная и законотворческая работа. Было принято 170 решений Правительства, 15 федеральных законов. В рамках плана удалось сохранить значительный объём поддержки реального сектора экономики и социальной сферы. Востребованным оказался механизм субсидирования процентных ставок тем предприятиям, которые реализуют проекты по импортозамещению. Удалось поддержать на относительно приемлемом уровне финансирование инновационных разработок различными компаниями. Меры по докапитализации кредитных организаций, безусловно, оказали стабилизирующее влияние на банковскую сферу, отток вкладов сменился притоком, в достаточной степени восстановилась кредитная активность. Запущена программа проектного финансирования, она позволила поддержать конкретные инвестиционные проекты по несколько более низким процентным ставкам. Меры по поддержке сельского хозяйства обеспечили в целом неплохой рост - это около 3%.  Эффективной антикризисной мерой стало и стимулирование кредитования строительства жилья экономкласса. Было выдано около 175 тыс. ипотечных кредитов по субсидированной ставке на сумму более 300 млрд рублей.

Была оказана помощь регионам. В частности, были выданы бюджетные займы по замещению коммерческой задолженности перед банками на сумму более 240 млрд рублей. Были сосредоточены усилия на развитии отдельных секторов экономики, важнейших секторов или наиболее уязвимых, таких как транспортное машиностроение, жилищное строительство, автомобильная промышленность, лёгкая промышленность, сельское хозяйство. У этих отраслей большой потенциал по импортозамещению.

1 марта 2016 года Дмитрий Медведев утвердил План действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году.

Основные направления плана:

- помощь в развитии малого и среднего бизнеса за счет снижения размеров административных и финансовых издержек;

- поддержание экспорта и импортозамещения продовольственных и непродовольственных товаров;

- компенсация издержек инфляции самым незащищенным категориям населения (многодетные семьи, пенсионеры и т. д.);

- поддержка эффективной занятости населения и снижение напряжения на российском рынке труда;

- привлечение инвестиционных потоков для более важных сегментов экономики (в том числе оборонная промышленность);

- повышение эффективности банковской системы и стабилизация национальной валюты на мировом рынке;

- более грамотное распределение бюджетных средств путем снижения неэффективных затрат.

Приоритетное направление Плана - поддержка уровня жизни и благосостояния российских граждан, выполнение социальных обязательств государства.

Запланированы также меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений в секторах экономики, имеющих значительный эффект для развития смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство, лёгкая промышленность) и важных с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, оборот лекарственных средств).

И так, на поддержку сельского хозяйства в 2016 году правительство выделит около 50 млрд. руб. Кроме этого, ожидается существенное денежное вливание в процесс субсидирования скидок на покупку агротехники отечественного производства, а также на уставный капитал и имущественный взнос предприятий.

Помощь предпринимателям. На 2016  год запланировано выделить 5 миллиардов рублей на спонсирование малых промышленных компаний. Отмечается, что будет упрощена процедура, в результате которой предприятие признается представителем малого или среднего бизнеса. Ожидается снижение всяческих проверок и ФАС, а также более лояльное налоговое законодательство, предусматривающее «финансовые каникулы» для всех зарегистрированных предпринимателей. В некоторых пунктах антикризисного плана идет речь о взаимодействии власти с представителями малого и среднего бизнеса. Регионы получат возможность снижения налога на ведение малого предпринимательства с 6 до 1%. Примечательно, что данный налог рассчитывается по упрощенной схеме, что очень сильно помогает начинающим предпринимателям. Кроме этого, регионы смогут самостоятельно снижать ставки единого налога с 15% до 7,5 процента.

Выплаты самым незащищенным слоям населения. Согласно предложенной программе, в 2016 году семьи, которые имеют право на получение материнского капитала, смогут единовременно получить компенсацию в размере 20 тысяч рублей. Что касается индексации страховых пенсий, то на это направление из государственного бюджета уже выделено 188 миллиардов руб. Для борьбы с безработицей правительство планирует выделить порядка 55 миллиардов. На разработку новых медикаментов приходится 16 млрд. руб. бюджетных средств (примечательно, что к этой категории относятся и компенсации, связанные с колебанием валютного курса при покупке иностранных лекарств).

Поддержка экспорта и импортозамещения. Уполномоченным организациям и министерствам поручено разработать план по замене импортных товаров отечественными аналогами. Как и в других областях, в этом направлении будут приняты финансовые меры. Так, порядка 3 миллиардов рублей будет направлено на субсидирование процентов «Росэкономбанка», а также на кредиты, выдаваемые для поддержки экспорта современной техники.

Докапитализация значимых банковских учреждений. На эти цели Агентство по социальному страхованию готово выделить 1 триллион рублей, еще 250 миллиардов будет взято из Фонда национального благосостояния. Отмечается, что 300 млрд. будет потрачено на содержание «Внешэкономбанка», еще 200 миллиардов выделяется на различные госгарантии по кредитам для крупных компаний и предприятий.

Вместе с документом антикризисной программы появилось постановление, в котором говорилось, что в течение определенного периода времени Министерство экономического развития и Министерство финансов должны разработать план создания банковского учреждения плохих долгов и отчитаться перед правительством. Создание подобного банка нужно для того, чтобы повысить стабильность и эффективность банковской системы, а также оздоровить организации реальных отраслей экономики.

Сокращение расхода бюджетных средств. Для того чтобы достичь сбалансированности бюджета, необходимо на протяжении ближайших трех лет сокращать расходы государственных средств как минимум на 5%. Такие сокращения планируется обеспечить за счет исключения ненужных затрат (будут значительно урезаны пособия представителям государственного аппарата).

Федеральным органам исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Федерации, Банка России и заинтересованных организаций поручено было обеспечить выполнение Плана в установленные сроки и ежемесячно представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе его реализации.

Минэкономразвития России поручено обеспечить взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам реализации Плана, анализировать информацию, полученную от федеральных органов исполнительной власти, организаций и органов исполнительной власти субъектов Федерации, и ежемесячно представлять в Правительство доклад о ходе реализации Плана.

    20 января 2017 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил план поддержки российской экономики на 2017 год.

План состоит из 16 пунктов. Деньги выделяются на субсидирование российских организаций автомобильной промышленности, транспортного, сельскохозяйственного, строительно-дорожного и коммунального машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности. Предусмотрена также господдержка отечественных предприятий легкой промышленности:

- Докапитализация Фонда развития промышленности;

- Поддержка реализации пилотных партий промышленной продукции в рамках подпрограммы "Развитие производства средств производства";

- Субсидии российским организациям на компенсацию части затрат в связи с производством колесных транспортных средств;

- Субсидии российским организациям автомобилестроения, в том числе их дочерним организациям, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных и инновационных проектов и (или) выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным для осуществления расходов инвестиционного характера, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в 2009 - 2010 годах и обеспеченным государственными гарантиями Российской Федерации, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным российскими организациями автомобилестроения в 2015 году на цели рефинансирования и (или) приобретения прав требований по кредитам и займам, ранее привлеченным их дочерними и зависимыми обществами;

- Субсидии российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2015 - 2016 годах физическим лицам на приобретение автомобилей;

- Субсидии российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2015 - 2017 годах физическим лицам на приобретение автомобилей (обязательства 2017 года);

- Субсидии на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2016 - 2017 годах;

- Программы "Первый автомобиль", "Семейный автомобиль", "Русский тягач", "Российский фермер", "Свое дело", поддержки продаж газомоторной техники и городского общественного электротранспорта, закупки школьных автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи;

- Субсидии покупателям промышленных и маневровых локомотивов на компенсацию части затрат в связи с их приобретением;

- Субсидии покупателям вагонов на компенсацию части затрат в связи с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава;

- Субсидирование производителей сельскохозяйственной техники подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" в целях модернизации парка сельскохозяйственной техники;

- Субсидирование лизинга строительно-дорожной и коммунальной техники;

- Субсидирование производителей машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности (в размере 15% от стоимости);

- Продление действия постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 г. N 857 "О вопросах предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в результате производства камвольных тканей, предназначенных для изготовления одежды обучающихся (школьной формы) в начальных классах" в части распространения его действия на 2017 год и расширения механизма субсидирования на поливискозные ткани;

- Продление действия постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 214 "Об утверждении Правил предоставления в 2015 - 2016 годах субсидий из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015 и (или) 2016 годах на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности" в части распространения его действия на 2017 год;

- Продление действия постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. N 958 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на финансирование расходов лизинговых организаций на обеспечение легкой промышленности оборудованием на основе финансового лизинга" в части распространения его действия на 2017 год.

На эти цели планируется потратить до 107,5 миллиарда рублей - почти в 20 раз меньше, чем в 2015 году. Для сравнения, объем плана на 2016 года составлял 750 млрд рублей, на 2015 год - 2,3 трлн рублей.

Правительство России разработало план, который рассчитан на 2018-2019 годы. Содержание антикризисного документа:

-  Обеспечение инвалидов специальными средствами реабилитации с учётом их возможного подорожания - не меньше 30 млрд рублей;

- Поддержка автомобильной промышленности с возможностью обновления санитарного транспорта - 89 млрд рублей из федерального бюджета и ещё 49 млрд из дополнительных источников;

- Лёгкая промышленность - 1,4 млрд финансовых вливаний;

- Транспортное машиностроение - 10 млрд рублей;

-  Реализация инвестиционного проекта ОАО РЖД - 40 млрд рублей;

-  Отдельным субъектам Федерации выделяется 310 млрд рублей, чтобы добиться ожидаемого результата - снижения долговой нагрузки на самостоятельные региональные бюджеты;

- Поддержка продвижения российского ПО - 5 млрд рублей. Здесь чётко прописано целевое назначение финансовых вливаний: реализация не меньше 8 проектов по модификации российского программного обеспечения, с дальнейшим его продвижением на зарубежных рынках и привлечением дополнительного софинансирования;

- Реализация мер для поддержки экспорта высокотехнологичной продукции - 13 млрд рублей;

- ВЭБ получит 8,1 млрд рублей, необходимых на улучшение условий развития не сырьевого экспорта, с помощью использования имущественного взноса РФ в корпорацию Внешэкономбанк.

По мнению правительства, пришла пора создать новые рабочие места на предприятиях малого и среднего бизнеса. Для этого придётся обратить внимание на следующие моменты:

· создание микрофинансовых и гарантийных фондов;

· развитие центров компетенции, касающиеся инновационной сферы;

· поддержка монопрофильных образований муниципального характера;

· предоставление дополнительной помощи для модернизации производства представителей малого и среднего бизнеса, а также развития промышленных парков (частных);

· предоставление грантов для начинающих субъектов малого бизнеса, путём увеличения объёма финансирования программы по поддержке российского предпринимательства.

 

В 2020 году принят еще один план – антикризисные меры поддержки экономики в условиях распространения коронавируса. Его содержание:

- Отсрочки по налогам и страховым взносам, снижение платежей;

- Субсидии, льготные кредиты, кредитные каникулы;

- Мораторий на банкротство;

- Снижение надзорной нагрузки;

- Послабления в лицензировании и иных разрешительных процедурах;

- Арендные каникулы;

- Бесплатное получение сертификата о форс-мажоре;

- Снижение эквайринговых комиссий при онлайн-оплате товаров и услуг;

- Освобождение от административных штрафов за валютные нарушения;

- Перенос на полгода вступления в силу требования об обязательной предустановке отечественного софта;

- Поддержка поставщиков по госконтрактам;

- Поддержка застройщиков;

- Мораторий на штрафы за просрочку оплаты услуг ЖКХ;

- Поддержка туроператоров.

Правительство предлагает второй пакет антикризисных мер:

- меры поддержки экономики:

· субсидирование шести процентов от ставки кредита на год системообразующим предприятиям и предоставление 50-процентой госгарантии. На это смогут рассчитывать компании, которые сохранят своих сотрудников;

· секторальная поддержка в сфере авиаперевозок, строительства, автомобильной и легкой промышленности;

· софинансирование за счет средств федерального бюджета программ развития регионов;

· поддержка программ импортозамещения в промышленности;

· снижение суммы обеспечения по госконтрактам и увеличение авансовых платежей по госзакупкам до 50 процентов от суммы контракта.

- меры социальной поддержки:

· выплата заработной платы организациям в пострадавших отраслях, не сокративших работников, в размере одного МРОТ на одного занятого;

· расширение программы беспроцентных «зарплатных» кредитов средним и крупным предприятиям, чтобы предотвратить всплеск безработицы.

- меры по поддержке малого и среднего бизнеса:

· полугодовая отсрочка по уплате страховых взносов для всех компаний из пострадавших отраслей;

· расширение списка пострадавших отраслей, включение в него торговли непродовольственными товарами;

· предоставление торговым центрам отсрочки по уплате налогов, кроме НДС, и страховых взносов на шесть месяцев;

· разрешить компаниям выплачивать долги по налогам после окончания полугодовых налоговых каникул ежемесячно равными долями с 1 октября 2020 года по 1 октября 2021-го.

Программу необходимо наполнить следующими мероприятиями:

1) Вынужденным безработным, которые остались без работы вследствие предпринятых мер руководством страны в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции, выплачивать пособие не менее, чем среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций региона.

2) Предусмотреть меры поддержки для бизнеса (магазины непродовольственных товаров, общественное питание).

3) Жестко контролировать и не допускать повышения цен на топливо, электроэнергию, газ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: