Интеллектуальные права на товарный знак состоят из одного исключительного права.
Обладателем исключительного права может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Исключительное право - это использование товарного знака для индивидуализации определенной группы товаров, работ или услуг путем размещения товарного знака:
1) На товарах (в том числе на этикетках, упаковках товаров), которые:
а) вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации (включая демонстрацию на выставках и ярмарках),
б) хранятся или перевозятся с этой целью,
в) ввозятся на территорию Российской Федерации.
2) При выполнении работ, оказании услуг (для знака обслуживания).
3) На документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот.
4) В предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
5) В сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
6) Др. способы.
|
|
Не является нарушением исключительного права использование товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот.
Распоряжение исключительным правом возможно по договору об отчуждении исключительного права и по лицензионному договору.
Особенности лицензионного договора:
- Лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром. Лицензиар вправе осуществлять контроль за соблюдением этого условия.
- По требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность.
Особенности ответственности за нарушение исключительного права. Вместо взыскания убытков правообладатель может потребовать от нарушителя выплаты компенсации:
- либо в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей;
- либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;
- либо в двукратном размере стоимости права использования товарного знака.
Срок действия исключительного права.
- На общеизвестный товарный знак: бессрочно.
- На вновь созданные товарные знаки: в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию.
Продление срока действия на вновь созданные товарные знаки: на десять лет по заявлению правообладателя неограниченное число раз.
Досрочное прекращение исключительного права допускается по заявлению любого заинтересованного лица в случае неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации.
|
|
Особенности регистрации товарного знака и знака обслуживания
1) Регистрация вновь созданного знака.
Первая стадия: подача заявителем заявки на государственную регистрацию товарного знака.
Приоритет товарного знака устанавливается:
а) по дате подачи заявки
или б) по конвенционному приоритету
или в) по выставочному приоритету, т.е. по дате начала открытого показа экспоната с помещенным на нем товарным знаком на официально признанных международных выставках на территории государства-участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
Конвенционный и выставочный приоритет должен быть подтвержден последующей подачей заявки в Роспатент.
Если заявки на тождественные товарные знаки, поданные разными лицами, имеют одну и ту же дату приоритета, регистрация производится только по одной заявке лицу, определенному соглашением всех заявителей. При недостижении такого соглашения в течение шести месяцев, все заявки считаются отозванными.
Вторая стадия: экспертиза заявки. Проводится формальная экспертиза и, при положительном результате, - автоматически экспертиза заявленного обозначения.
Экспертиза заявленного обозначения включает проверку:
- соответствия заявленного обозначения понятию товарного знака;
- возможности признания обозначения товарным знаком;
- отсутствия ограничений для регистрации обозначений в качестве товарного знака.
Третья стадия: решение о государственной регистрации товарного знака в случае положительного результата экспертиз.
Четвертая стадия: регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и выдача свидетельства на товарный знак (при условии уплаты заявителем пошлины).
Пятая стадия: публикация сведений о государственной регистрации товарного знака.
2) Признание исключительного права на общеизвестный товарный знак.
Лицо, использующее товарный знак или обозначение, не имеющее правовой охраны, вправе просить Роспатент о признании такого товарного знака или обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком.
Условие признания общеизвестным: наличие доказательств того, что товарный знак или обозначение стали широко известны в РФ среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителей.
Общеизвестный товарный знак вносится в Перечень общеизвестных в РФ товарных знаков, на него выдается свидетельство.