Идеал святости стал для русского человека высшим моральным идеалом, воплощением в земной жизни непреходящих духовных ценностей.
В Киевской Руси христианское учение, воспринятое от Византии, соединилось с основами духовного мировоззрения и культурными традициями славян, составляющих её население. В Результате этого соединения и сформировалось многосторонняя духовная мощь, подразумеваемая под понятием святости Руси.
У каждого народа сложились свои обычаи — закрепившиеся в сознании людей правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, превратившись в устойчивые традиции.
На протяжении многих столетий опорой нравственности были религиозные нормы, которые учили состраданию, доброте, супружеской верности. Они поясняли, что нельзя делать другим того, чего себе не желаешь, а к людям относиться нужно так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Христианские заповеди, такие как «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего» и другие, формировали в общественном сознании стабильность и спокойствие «Нет ничего хуже зависти и ненависти, нет ничего бедственнее тщеславия. Гнев есть зверь, зверь жестокий и лютый. Не отвечай на гнев, чтобы мщением за себя не погубить себя». Выполняя религиозные предписания, люди боялись кары Божьей за неправедный образ жизни.
|
|
Святые воины Руси
Прошло более тысячи лет, как Русь приняла христианство. С особой любовью сохраняются в памяти народной героические примеры исповедания святой веры и мученической кончины воинов. Великое множество воинов своим мужеством, готовностью пожертвовать собой ради Веры и Отечества, ради родных и близких не раз спасали свой народ тогда, когда гибель казалась неизбежной. Очень часто в память о погибших воинах благодарные потомки воздвигали храмы. 12 июля день Первоверховных апостолов Петра и Павла, день, когда в 1943году состоялось Прохоровское танковое сражение. В честь погибших воинов в этой битве было решено построить храм, который получил своё название Первоверховных апостолов Петра и Павла.
Георгий Победоносец
Георгий был родом из Каппадокии – области в Малой Азии. Вырос в христианской семье. Поступив на службу в римское войско, был замечен императором Диоклетианом и принят в его стражу со званием комита – одного из старших военачальников.
Узнав о решении императора-язычника дать полную свободу правителям в расправе над христианами, Георгий раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат, где открыто выступил против императора, чем сильно его рассердил. За веру в Христа Георгий подвергся страшным мучениям: его ноги были закованы в колодки а на грудь положили тяжелый камень. Георгия крутили на колесе под которым были устроены доски с ножами, закапывали на 3 дня в извести, обували в железные раскаленные сапоги, били так, что тело и кровь смешивались с землей, пытались отравить, но Георгий оставался невредимым. Языческие жрецы потребовали смертной казни. Спокойно и мужественно святой преклонил свою голову под меч. Это было 6 мая 303 года.
|
|
Илья Муромец
Достоверных сведений о жизни преподобного Илии Муромца сохранилось немного. Родился он в 1143 г. в крестьянской семье в селе Карачарово под Муромом. Народное предание отождествило его со знаменитым былинным богатырём Ильей Муромцем, о котором складывались былины. До 30 лет Илья был парализован, а потом получил чудесное исцеление от 3 вещих старцев. Илья много лет был в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Он прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для защиты Отечества и русских людей. В одном из боев с половцами получил неизлечимую рану в грудь, и повинуясь зову сердца принял монашеский постриг. Так поступали многие воины, заменяя меч железный, мечем духовным. Скончался Илья Муромец в 1188 году и был похоронен в богатырском приделе Софийского собора.
Александр Невский
Свой полководческий талант новгородский князь Александр Ярославович проявил, когда ему было 20 лет. В июле на берегах Невы высадилось шведское войско во главе с герцогом Биргером. Шведы хотели захватить северную Русь и обратить местных жителей в Католическую веру. Александр не стал дожидаться шведского войска в Новгороде и выступил ему навстречу. Ранним утром 15 июля он атаковал шведов в том месте, где река Ижора впадает в реку Неву. Шведские войска были разбиты полностью. Лишь немногим удалось спастись бегством. После этого сражения князь получил прозвище – Невский.
5 апреля 1242 года на льду Чудского озера были наголову разбиты немецкие рыцари.
В результате этой победы, была сорвана попытка Тевтонского ордена - навязать Руси католицизм. Перед смертью Александр принял схиму с именем Алексия.
Дмитрий Донской
Весной 1380 года монгольские войска остановились на берегах реки Воронеж. Когда князь московский Дмитрий Иванович узнал об этом, то сказал так: «Братья! Пойдем против окаянного, безбожного и нечестивого сыроядца Мамая. Станем за Православную веру христианскую и за святые церкви». По всей стране был объявлен сбор войск для сражения с Мамаем. За духовной поддержкой князь обратился к Преподобному Сергию Радонежскому. Преподобный благословил его, дал в помощь двух своих монахов Пересвета и Ослябю и предсказал победу.
Сражение состоялось 8 сентября (по старому стилю) в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле, в том месте, где река Непрядва впадает в Дон.
Сражение начали два богатыря: Пересвет и Челубей. Оба погибли, пронзив друг друга копьями. Сам Дмитрий принимал участие в сражении в одеянии простого ратника и чуть не погиб. После сражения его долго искали и нашли лежащего без сознания, заваленного погибшими воинами. За победу на Куликовом поле князь Дмитрий стал именоваться Донским.
Пересвет и Ослябя
Исторических сведений об этих святых сохранилось очень мало. Достоверно известно, что до принятия монашества Александр Пересвет был боярином Брянским, а Андрей Ослябя боярином любутским.Оба они прославились, как доблестные и храбрые воины. С радостью иноки приняли повеление своего игумена отправиться вместе с князем Дмитрием Ивановичем на битву. По словам Преподобного Сергия Радонежского схимническое облачение должно было заменить им доспехи.