Тема: Православие и служение Отечеству. Духовное и воинское служение

           

      Отношение Церкви к войне и к воинскому служению прошло сложный путь развития: от отрицания самой возможности военной службы для христиан до провозглашения защиты Отечества священным долгом каждого верующего. Всем нам сразу приходят на память не только великие воинские подвиги святого Александра Невского или Дмитрия Донского, но и имя Сергия Радонежского, который не был воином, но при этом отстаивал родную землю с оружием в руках. Известно много случаев, когда русские воны рисковали своей жизнью, но не отступали от нравственных норм. Православная церковь и армия:

       Первым в истории нашего отечества, кто ввел традицию освящения русского воинства, был Владимир Мономах. Именно с этого времени, выступая в поход или осаждая город, все воины исповедовались и причащались, и поэтому, они шли бесстрашно на смерть. Сражаясь за отечество, предпочитали не сдаваться в плен и охотно умирали мучениками, будучи убеждены, что их души примут ангелы и отнесут в царство вечного блаженства. Священнослужители, обслуживающие царский двор, армию и флот, всегда составляли особое звено в церковной организации и в самом духовенстве.

      Со времен Мономаха русский патриотизм носил религиозный характер. И церковь во все времена вносила свою лепту в трансформацию веры в патриотическое чувство, что и происходило на протяжении веков во многочисленных войнах и битвах русского народа за свою родину, за правое дело. Нельзя отрицать значение деятельности армейского духовенства в общей совокупности причин высокой воинской доблести русского солдата в Отечественной войне 1812 года, Севастопольской обороне, «шипкинской» эпопее.

      Солдатская масса в XIX веке с лозунгом «За веру, царя и отечество» и армейское духовенство делали, конечно, все возможное, чтобы использовать естественные патриотические чувства народа в интересах самодержавия и церкви Но нельзя сбрасывать со счетов и любовь к родине, истинную в массе своей религиозность русских солдат, выходцев в основном из христианских масс, где особенно сильны традиции православия.

       К тому же церковь участвовала в организации медико-санитарной службы, помощи инвалидам, беженцам, поэтому нельзя переоценить роль церкви в экстремальных событиях жизни народа XIX века.

        Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Русская православная церковь, не ограничиваясь патриотическими призывами, приняла самое непосредственное участие в оказании помощи фронту. На собранные по инициативе духовенства в храмах средства была создана танковая колонна имени Александра Невского. Это подняло престиж церкви в глазах советских людей и способствовало усилению ее влияния.

       Изменение ситуации в нашем обществе привело к тому, что и сегодня в отдельных частях уже есть священники. Но этот процесс сближения армии и церкви проходит пока очень осторожно, хотя наша армия остро нуждается в идеологии, в укреплении морального духа, появлении некой национальной идеи, способствующей укреплению ее рядов.

      Очень часто вера в Бога определяла духовный облик российского воина, давала ему силу духа и стойкость, чтобы сокрушить в бою мощь любого врага. Сегодня мы вспомним имена святых воинов, которых наиболее чтят и прославляют в России.

     Идея учреждения в России военного ордена за личную доблесть на поле брани принадлежит первому всероссийскому императору Петру 1. В 1698 году после возвращения из Великого посольства Пётр 1 учредил Орден Андрея Первозванного  он был учрёждён вскоре после успешного Азовского похода, хотя о точной дате основания Ордена нет единого мнения. Первый орден в истории стал самым старшим в орденской системе и оставался высшим знаком отличия до 1917 года. Девиз ордена «За веру и верность».Знак ордена первоначально представлял собой Андреевский крест с тремя двуглавыми орлами и короной между концами креста.Награждение этим орденом означает высочайшее признание заслуг кавалера перед российском народом и государством.

      В 1769 году Екатерина 2  для отличия офицеров за заслуги на поле боя и выслугу в воинских чинах учредила орден Святого Георгия. Орден Святого Георгия- высшая военная награда Российской империи. Орденом награждено более 10 тысяч человек, первой и высшей степени всего 23 человека, из них четверо стали полными кавалерами. Второй степенью были награждены 125 человек. советское время орден был упразднён, но в годы Гражданской войны практиковалось награждение одноимённым орденом. Знак отличия военного ордена для нижних чинов серебряный крест позднее приобрёл название «солдатский Георгий».

      В Российской империи с 1725 года по 1917 год существовал орден Святого Александра Невского, а в СССР с 1942 года по 1991 год существовал орден Александра Невского. Он был учреждён Екатериной 1 и предназначался для награждения как военных так и гражданских лиц. В 1917 году был упразднён с другими царскими наградами. После распада СССР орден был сохранён в системе гос. Наград.

Задание для закрепления материала:

давайте вспомним, что означаю для вас такие понятия как: «Отечество», «Родина», «Держава», «Государство», «Герой», «Подвиг», «Духовный подвиг», «Воинский подвиг».

Отвечаем на вопросы:

1.Какие качества Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Александра Суворова, Фёдора Ушакова, Михаила Кутузова прославляются в русской культуре? Каких еще святых благоверных князей вы знаете? Запишите главные события  из их жизни и подвиги.

2.Кто ещё из знаменитых людей  вам известен? Чем эти люди прославились в русской культуре?

3. Кто из знаменитых людей прославил наш город, или местность где вы живёте?

4. Как вы думаете, чем отличается воинский подвиг от гражданского?

5.Почему человеку необходим идеал. Насколько идеал, отраженный в жизни Александра Невского, расходится (или не расходится) с современным?

6.Какие поступки недопустимы даже на войне?

Лекция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: