Методический кабинет
Ученые и практики (К.Ю. Белая, А.И. Васильева, Н.А. Виноградова и др.) рассматривают методический кабинет как творческую мастерскую, копилку традиций ДОУ. Методический кабинет является центром всей методической работы ДОО, т.к. ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной системной помощи воспитателям в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности, в работе с родителями.
Методический кабинет сегодня – это:
§ площадка для обмена педагогическим опытом воспитателей, где можно поделиться информацией, высказать свою точку зрения; получить консультацию по интересующему вопросу;
§ возможность организовать информационно-методическое пространство для воспитателей, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в Интернете, видео- и аудиотеке;
§ оперативная методическая помощь молодым воспитателям;
§ постоянно действующие выставки учебно-методической литературы по актуальным вопросам учебно-воспитательного процесса, пропагандирующие передовые технологии обучения и воспитания;
§ разнообразие методов, форм деятельности и оснащения методического кабинета в зависимости от типа ДОО, реализуемых программ и технологий, педагогического состава.
Методическое руководство кабинетом осуществляет старший воспитатель (методист).
Методический кабинет оборудуют, как правило, в отдельном помещении ДОО. Его оснащают персональным компьютером, принтером, сканером, мультимедийным видеопроектором с экраном, телевизором, аудио- и видеоаппаратурой; компьютерными и мультимедийными средствами обучения и т.д..
Оснащение кабинета должно быть простым и рациональным.
Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы. Все оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе и творческой работе. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства. |
Работа в методическом кабинете организуется так, чтобы воспитатели могли посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт.
Для удобства работы с различными информационно-методическими материалами в кабинете имеется картотека с алфавитным и тематическим каталогами.
Для привлечения внимания педагогов и родителей к имеющимся в фонде кабинета материалами, популяризации опыта работы ДОО и каждого педагога, педагогического просвещения родителей в методическом кабинете и рядом с ним организуются постоянные и эпизодические выставки.
Постоянными являются такие выставки, как «Готовимся к педагогическому совету», «Новинки педагогической литературы», «Аттестация педагогов», «Материалы к смотрам-конкурсам» и др.
Эпизодические выставки приурочивают к какому-либо мероприятию, например, к праздникам, в рамках различных проектов и акций, конкурсов и др.
В методическом кабинете оформляют информационные стенды: годовой план, план работы на текущий месяц, график аттестации педагогов, план проведения открытых занятий педагогами ДОО.
Задачи методического кабинета:
§ создание и поддержание информационного фонда учебно-методических документов (государственных образовательных программ, ФГОС ДО), по которым осуществляется образовательный процесс;
§ оказание помощи педагогам в применении передовых педагогических технологий, методов, форм и средств воспитания и обучения воспитанников;
§ обеспечение методического сопровождения разработки комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
§ совершенствование методического обеспечения и материально-технической базы образовательного процесса путем оснащения его наглядными пособиями, раздаточными дидактическими материалами, техническими средствами обучения и др.;
§ изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта; организация сбора материалов по положительному опыту методической работы в ДОО; обмен опытом методической работы с другими дошкольными организациями;
§ содействие повышению и совершенствованию педагогического мастерства педагогов, особенно начинающих и с небольшим стажем педагогической работы;
§ совершенствование форм и методов контроля воспитания, развития и обучения воспитанников в соответствии с ФГОС ДО;
§ оказание педагогам поддержки в инновационной деятельности;
§ проведение консультаций по разъяснению нормативных документов, приказов, распоряжений, касающихся методической работы;
§ планирование и организация повышения квалификации педагогов дошкольной организации;
§ организация и проведение методических мероприятий (педагогических советов, методических конференций, круглых столов и др.).