Методического кабинета

 

В первую очередь к ним относятся нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями. Этот материал печатается в «Вестнике образования» — справочно-информационном издании Министерства образования РФ, журналах «Обруч», «Дошкольное воспитание» и др., в том числе и в местных изданиях.

Обязательно должны быть документы, определяющие характер деятельности педагогов:

§ Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

§ Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 (в ред. От 29.05.2019);

§ Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 (в ред. От 18.06.2017);

§ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

§ Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

§ Конвенция о правах ребенка;

§ СанПиН

§ и другие,с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники ДОУ.

Также в методическом кабинете находятся документы, определяющие деятельность данного учреждения:

§ Локальные акты ДОО (устав, концепция развития);

§ Основная образовательная программа ДОО;

§ Комплексные и парциальные программы;

§ План работы ДОО на год

§ и другие.

 

 

Особое место в методическом кабинете занимает библиотека и медиатека, книжный или электронный фонд которой представлен литературой для воспитателей (общественно-политическая, педагогическая, психологическая, методическая, справочная литература, словари и энциклопедии, а также литература о воспитании в семье, совместной работе со школой, биографические издания, методические материалы, журналы), для детей (детская художественная литература, книги о родине, природе, труде транспорте и др.) и книгами для совместного пользования.

 

Ядром педагогического кабинета является методическая литература по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, так как его главная задача — обеспечение воспитателей надежной и оперативной информацией о новых педагогических и психологических исследованиях. Методическая литература систематизируется по разделам в соответствии с образовательными областями по ФГОС ДО, возможна и более узкая и конкретная тематика разделов: «Физическое развитие», «Нравственное воспитание», «Игра», «Все о природе», «Музыкальное развитие» — и т.д.

Необходим в методкабинете и специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии.

В разделе «Справочная литература» можно поместить различные энциклопедии, справочники, журналы. Для совершенствования речевой культуры работников ДОУ в качестве настольных книг должны быть словари: «Толковый словарь русского языка» В. Даля, «Словарь русского языка» С. Ожегова, словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение», «Педагогический словарь», «Словарь по этике» и др.

Значительное место отводится в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» (с приложением), «Дошкольное образование», «Детский сад», и др. Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы. Поэтому старший воспитатель должен первым изучить, отобрать и предложить для работы педагогам поступающие в ДОУ периодические издания.

В библиотеку детской художественной литературы должны входить прежде всего произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОО. Кроме того, в этот раздел войдут сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Не лишними будут и детские журналы.

Также важно ввести систематический каталог журнальных и газетных статей, в которых освещаются актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста. Весь книжный фонд должен учитываться.

Работа методиста заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого методистом составляются соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.

Отдельно могут быть представлены методические материалы. Сюда относятся различные рекомендации Министерства образования РФ, органов управления образованием. Методист изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, и на основании этих положений, а также исходя из анализа работы своего коллектива разрабатывает собственные памятки, советы, рекомендации для педагогов ДОУ. Здесь могут быть:

§ материалы, основанные на опыте работы воспитателей и специалистов, работающих в ДОО: передовой опыт, календарные планы, конспекты открытых занятий, сценарии, программы мероприятий, картотеки игр и др.;

§ портфолио воспитателей, педагогов, администрации;

§ материалы, накопленные в процесс работы с родителями: консультационный материал на различные темы, сценарии праздников, конкурсов с привлечением родителей; тематические выставки для родителей; информационные бюллетени, памятки и др..

 

Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, должен быть соответствующим образом эстетично оформлен и систематизирован по образовательным областям. Н-р, «Развитие речи»: серии тематических картин «Из жизни животных», «Детский сад»; «Познавательное развитие» - «Времена года», «Дики животные», «Овощи, фрукты».

Отдельно можно создать картотеку демонстрационных картин, к оформлению которых предъявляются те же требования: на каждую картину (можно на обороте) составляется краткая аннотация, даются рекомендации по ее использованию в разных возрастных группах с различными образовательными целями. Это позволит воспитателю самостоятельно подготовиться к тому или иному виду работы.

К наглядному материалу также относятся:

§ предметные картинки с изображениями игрушек, инструментов, транспорта, мебели, посуды; иллюстративный материал о родине;

§ муляжи и гербарии;

§ дидактические и настольно-печатные игры;

§ раздаточный материал «Количество и счет», «Величина», «Форма»;

§ репродукции картин-художников;

§ образцы для рисования;

§ наглядные пособия по декоративному рисованию, аппликации, лепке, конструированию;

§ настольный строительный материал;

§ тематические папки: «Детям о профессии», «Все о космосе», «Война», «Жизнь замечательных людей» и др.;

§ портреты писателей.

В данном теоретическом материале представлены далеко не все материалы, содержащиеся в методическом кабинете ДОО, а лишь те, которые необходимы воспитателю для работы с детьми, с родителями или для самообразования. Есть еще немало материалов по планированию и контролю, которые разрабатывает и ведет старший воспитатель.

Более полную картину о функционировании методического кабинета вы можете составить, посмотрев данный видеоматериал:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=948&v=BvRZajU3xV8&feature=emb_logo

Контролирующий блок

Вопросы по теме:

 

1. Изучив предложенный материал, в частности, задачи методического кабинета и его содержание, предположите, каковы основные направления деятельности методического кабинета (не менее трех).

 

2. Возможно ли единое оформление методических кабинетов во всех ДОО? Аргументируйте свой ответ.

 

3. Какие выставки целесообразно проводить на базе методического кабинета?

Практический блок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: