Таблица 1. Конструктор Названий работ
Проблема | Тема | Объект исследования (что рассматривается?) | Предмет исследования |
Как доказать вредное воздействие этанола… | Этанол – яд? | Ядовитые вещества для клеток | Этанол и его воздействие на живое |
Как определить качество чипсов? | Чипсы: вред или польза? | Зависимость здоровья человека от состава чипсов | Вещества в составе чипсов |
Обратить внимание общественности к использованию Павловского источника | Удивительная вода рядом! | Минеральная вода Павловского источника | Состав минеральной воды и её целебное действие |
Все ли прохладительные напитки полезны? | О чём расскажет этикетка прохладительных напитков | Этикетка прохладительных напитков | Состав прохладительных напитков по этикетке и влияние его на наше здоровье |
Как определить вред выхлопных газов? | Влияние выбросов автомобильного транспорта на атмосферу близ школы в селе Вилегодск | Ядовитые вещества воздуха | Ядовитые вещества выхлопных газов и влияние их на здоровье вилежан |
Зависит ли красота нашего лица от состава мыла? | Да здравствует мыло душистое | Мыла | Состав мыла и его влияние на кожу человека |
Зависит ли наше здоровье от реакции среды продуктов питания? | Реакция среды продуктов питания и влияние её на пищеварительную систему | Продукты питания | Реакция среды продуктов питания и влияние её на пищеварительную систему |
Структура исследовательской работы, оформление и часто встречаемые ошибки
|
|
Структурные элементы | Оформление, основные трудности, ошибки |
Оформление оглавления-содержания (титул и содержание не имеют номера страницы) | Пример оформления оглавления Введение…………………………………. стр. 1. Глава …………………………………… 1.1. ……………………………………… 1.2……………………………………….. 1.3……………………………………….. 2. Глава……………………………………. 2.1……………………………………….. 2.2……………………………………….. 2.3………………………………………. Заключение………………………………. Список литературы……………………… 1.1. Приложение……………………………… |
Введение (объем лучше не более 3 страниц) Повествование в исследовании в может вестись от первого лица («я») или от второго лица («мы» - ученик +научный руководитель). В научных текстах обычно встречается безличное повествование. | 1. Наличие «шапки» (вводных предложений). ОШИБКА: вводные предложения не должны перегружать введение; кроме того, они по смыслу должны быть связаны с темой работы. 2. Формулирование актуальности(тема актуальна: по времени – годовщина какого-то события; проведенные исследования, эксперименты, которые открыли новые аспекты в ранее изученных вопросах; развитие науки, техники, открытие новых неисследованных областей знания ИЛИ тема актуальна конкретно для данного школьника (услышал в СМИ, узнал на уроке и т.д.). 3. Выдвижение гипотезы (гипотеза – это предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство) Она может определяться как форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров). Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой. 4. Цель, задачи (формулировка цели и задач). Цель формулируется исходя из названия темы работы, задачи – являются отражением содержания работы (т.е. названия пунктов плана). ОШИБКИ: несоответствие цели работы теме; несоответствие пунктов плана задачам и цели исследования. 5. Определение предмета и объекта. Предмет должен быть определен уже в названии работы. Это понятие узкое. Объект – это понятие более широкое. (Напр., объект – история России XVI в.; предмет – реформы Ивана Грозного). 6. Методы исследования (сравнительный, аналитический, эмпирический, металлографический анализ, аналитический, интервьюирование, анкетирование (во избежание большой погрешности цифра анкетируемых должна быть 50 и более чел., лучше анкетировать 100, 120, 150, 200 и т.д. человек), метод исторических параллелей, работа с вещественными или письменными источниками и др.). ОШИБКА: «изучение литературы» по теме (Это сравнительный анализ письменных источников или источниковедческий анализ). 7. Определение теоретической и практической значимости исследования (одной из них может и не быть). 8. Краткая характеристика источников и используемой литературы. ОШИБКА: излишне детальное описание изученной литературы. |
Основная часть (объем глав должен быть примерно одинаковым, или разница не должна составлять более 2-4 страниц). | 1. Название главы должно соответствовать ее содержанию. 2. Глава должна иметь «шапку»-введение, и логическое завершение – вывод по главе (Итак, …; Таким образом, …; В результате…; Подводя итог…. и т.д.). 3. Содержание главы должно представлять собой анализ, исследование, сравнение мнений (приветствуется мнение автора-ученика, его согласие и несогласие с учеными). ОШИБКИ: содержание представляет собой реферат – копирование текстов из научных трудов, без их анализа и часто без соответствующих сносок; глава представляет собой «Словарь» терминов и понятий или классификацию без логического начала и завершения. Или глава носит характер школьного сочинения на заданную тему, а не исследование. 4. В содержании глав должны быть сноски на литературу и приложения. На все цифры, даты, имена, исторические события должны быть сноски, которые указывают источник (это может быт и ваше приложение). 5. Все абзацы, основные мысли должны быть соединены «мостиками». Как и отдельные главы. ОШИБКА: абзацы и главы не должны «жить своей жизнью», они логически все должны быть объединены «мостиками». 6. Глава, содержащая результаты анкетирования или эксперимента должна быть оформлена как глава, с соответствующим анализом; таблицы и графики по этой главе должны быть вынесены в приложение. ОШИБКА: при анкетировании необходимо правильно составлять вопросы (нельзя с опрашиваемым играть в «поддавки»). 7. Вывод по главе должен отражать ее содержание и иметь не очень большой объем. |
Сноски на литературу и приложения | 1) Построчные (нумерация на каждом листе своя), оформление как в списке литературы. 2) Со сквозной нумерацией, с указанием источников в конце работы. 3) В круглых скобках, с указанием автора (Р.Д. Голдина, 1999. С.17). 4) В квадратных скобках [7, с. 57]. Или [7, с. 57-58]. Или [7, с. 57; 17, с.12]. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ПРОБЕЛЫ, ТОЧКИ и ЗАПЯТЫЕ! 5) Оформление сноски на приложение – (Приложение I. Табл. 1) или (Прил. II. Схема 3), или (Приложение I. Рис.12) или (Приложение I, рис.5). |
Заключение (1-2 страницы) (не должно быть большим по объему, по крайне мере, не превышать объема глав) | Логическое завершение всей работы. При написании заключения необходимо держать перед глазами введение работы. В заключение указывается: была ли достигнута цель исследования и были ли решены все задачи, указанные во введении. Основные выводы можно перечислить с пояснениями (при этом опираясь на выводы после каждой главы). Кроме того, необходимо указать была ли подтверждена или опровергнута гипотеза. В конце заключения целесообразно указать на перспективу дальнейшей работы над данной темой. ОШИБКА: формальные фразы или формальные выводы никак не связанные с основной частью работы. Краткое перечисление выводов, без соответствующих пояснений. |
Список источников и литературы. | 1. Источники, а затем Список литературы. (источники могут быть устные, письменные, вещественные, изобразительные, аудио-видеоисточники, комплексные). ОШИБКА: вместо «Списка литературы» - «Библиография» (это целая наука!). 2. Литература должна быть указана по алфавиту. 3. Если один и тот же автор – по названию работы. 4. Нумерация источников и литературы для прописывания сносок (в квадратных скобках) в главах. 5. Правила написания списка источников: (Например: Икона нагрудная. «Образ Пресвятой Богородицы». Медный сплав. Литье. МИКСП. Фонды «Металл». КП-4015. Муракаева В.Л. Старообрядчество на территории Вятской губернии в XIX в. (культура и быт). Дипломная работа // Архив ИИКНП УдГУ. Ф.1. Д.650. 65 л.). 6. Правила написания литературы. Можно опираться на ГОСТ. А также в любой книге, на первых страницах, есть «паспорт» книги или сборника и краткая аннотация, именно там и можно посмотреть, как правильно оформить данную книгу (сборник). 7. Правила написания интернет-ресурсов: Автор, название статьи (книги), указание сайта (лучше полное), дата просмотра данной статьи (книги). (Напр., Винокурова Э.П., Молчанова О.В., Петрова. Медная пластика Выга. Медное литье. Литые кресты и иконы// http://www.starover-pomorec.com/ikons/litjo.html 12.11.2010). ОШИБКА: указание только сайта (Wikipedia); указание статьи без даты ее просмотра. 8. Оформление респондентов (ФИО, дата рождения, должность или место проживания). |
Приложения (объем не ограничен) | 1. Содержат таблицы, графики, диаграммы, карты, схемы, рисунки, фотодокументы, тексты интервью, копии документов. Может быть и описание эксперимента. 2. Необходимо логически разделять приложения. ОШИБКА: смешение в одном приложении таблиц, рисунков, фотодокументов и т.д. 3. Все графики, таблицы и т.п. должны быть подписаны. Личные фотографии должны указывать, не только кто изображен и где, но и когда была сделана фотография и можно указать кем. ОШИБКА: помещение копий документов без соответствующей подписи. 4. Картины. Указываются: автор, название, год(ы) создания, где хранится, размер, местопередвижение. |
Список сокращений | Обычно помещается в конце работы. Запись, например: КВАЭ – Камско-Вятская археологическая экспедиция |
Глоссарии и словари | Лучше не перегружать свою работу словарями и глоссариями. |
Примеры оформления библиографических ссылок
|
|
|
|
|
|
Образцы библиографических описаний для книг
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. – 57 с.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.
Образцы библиографических описаний для статей в периодических изданиях
1. Волжина И.А. Формирование экологических знаний школьников через предметно-практическую деятельность. //Школа и производство, 2006, №8, с.18-19.
2. Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.
Библиографическая ссылка на электронные документы
1. URL: http://www.researcher.ru/methodics/
2. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0419.htm
Работа над текстом
В исследовательской работе выделяются следующие основные разделы, её структурные элементы:
титульный лист;
оглавление;
введение;
основное содержание работы, изложенное в нескольких главах, включающее иллюстративный, цифровой, графический и другие материалы;
выводы или заключение;
список использованной литературы;
приложения, если в них есть необходимость.
Текст минимально должен состоять из трёх разделов: введения, основной части и заключения, Причём разделы не обязательно должны так называться.