Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) реально осуществляются:

а) профессиональное воспитание;

б) социальное воспитание.

Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование у ребёнка:

- этических и эстетических представлений, необходимых для выполнения работы и представления её результатов;

- культуры организации своей деятельности;

- уважительного отношения к профессиональной деятельности других;

- адекватности восприятия профессиональной оценки своей деятельности и её результатов;

- знания профессионально-этических норм и стремления их выполнять;

- понимания значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребёнка:

- чувства причастности к коллективу, коллективной ответственности;

- умения взаимодействовать с другими членами коллектива;

- толерантности;

- желания участвовать в делах детского коллектива и соответствующей деятельной активности;

- стремления к самореализации социально адекватными способами;

- стремления соблюдать нравственно-этические нормы (правила этикета; общая культура речи; культура внешнего вида).

Методы досуговой педагогики

 

Понятие воспитательный процесс объемно и многогранно. Оно включает в себя воспитательную функцию учебного занятия, внеурочную жизнь коллектива, общение обучающихся с педагогами, друг с другом, целенаправленную воспитательную работу (воспитательно-досуговые мероприятия).

Досуг по-гречески буквально означает «школа». Словом «досуг» обозначается широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют креативной, то есть зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил.

Другая её функция – развитие способностей и интересов детей.

Третья – свободное общение с интересными людьми. Отличительная особенность сферы досуга (в сравнении с учением) – добровольный выбор человеком, ребенком занятий, форм отдыха.

Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности.

Досуговая педагогика создала свои специфические методы сотрудничества и сотворчества с детьми.

В пособии «Досуг школьника» представил совокупность приемов и способов организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Он пишет: «Методы – это то, с помощью чего воспитатель достигает, решает поставленные педагогические задачи. Методы – «оружие» и «орудие» профессиональной работы».

выделяет следующие славные методы досуговой педагогики.

Метод игры и игрового тренинга

Игра – самостоятельный и законный для детей важный вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом.

«К концу нашего столетия, - считает Ш. Амонашвили, - целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Использование игры обращено к этому потенциалу. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения».

Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Третий лишний», «Ручеек», «Садовник», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторина «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.). Игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры «проявляют» физические способности: ловкость, силу, координацию и т. п.

Метод театрализации

Досуг детей имеет бесконечное количество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят (встреча с творческой программой) может быть в виде вечеринки, школьного кафе, «голубого огонька», вечера при свечах, морской кают-компании, русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой другой) кухни, пира – бала именинников, вечера этикета, дня рождения коллектива, «капустника», «Кабачка «13 стульев», «хоровода друзей», «праздничного вечера» и т. д.

Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряда, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.

Метод состязательности.

Состязание – чисто детская привилегия, состязание – внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной сферы.

Метод равноправного духовного контакта

Эти методы основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и дети – члены клубов, драматических коллективов, хоров, творческих объединений, основанных на демократическом, гуманистическом общении.

Метод воспитывающих ситуаций

Эта группа методов заключается в создании вызванных к жизни процедур, самореализации, доверия, мнимого недоверия, организованного успеха, саморазвивающегося дела и т. п.

Метод импровизации

Импрум (англ.) – самопроверка, улучшение, усовершенствование. Жизнь детей импровизированна. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Дети очень внушаемы. Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. В результате включается этот древний пришедший от прапрародителей механизм.

Импровизация – действие, не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромтом. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации – это порождение искуса, соблазна, творческого усилия.

Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала. Методы импровизации противостоят школьным методам репетиционности, и они порождают азарт ребенка со знаком плюс. У детского досуга свои тайны и секреты, свои закономерности и методики. Не случайно же богатства исчезающего из времени эфемерного досуга странным образом сохраняются в душах детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: