Грамотный анализ занятия – условие совершенствования учебной деятельности объединения и профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:
· научности;
· единства требований;
· доступности и оптимальности;
· объективности и доброжелательности;
· целесообразности.
Требования к занятию можно распределить на 5 групп:
1) к организационным условиям;
2) к дидактической деятельности педагога;
3) к воспитывающему характеру деятельности педагога;
4) к профессионально-личностным качествам педагога;
5) к умению педагога учитывать особенности психолого-педагогической характеристики учебной группы при организации деятельности детей на занятии.
К требованиям 1-й группы относятся:
· обязательность присутствия не менее 75 % детей от количества обучающихся в группе;
· удовлетворительное состояние документации детского объединения (наличие журнала учета рабочего времени педагога д/о, образовательной программы);
|
|
· соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы;
· соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим нормам;
· учет уровня работоспособности детей;
· выполнение правил техники безопасности;
· рациональность использования времени на занятии;
· оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;
· оптимальная организация ведения документации обучающихся.
К требованиям 2-й группы относятся:
опора на основные принципы дидактики; оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей; эффективность контроля педагога за работой обучающихся; объективность оценок деятельности детей; степень технической оснащенности занятия; уровень методического обеспечения занятия; оптимальность использования технических средств и методических материалов; смена видов деятельности; наличие обратной связи на занятии; достижение дидактической цели занятия.
К 3-й группе требований относятся:
наличие идейной составляющей занятия, воспитывающая направленность содержания занятия; опора на основные принципы воспитания; решение задач нравственного воспитания; эффективность формирования у детей трудовых навыков; использование педагогом возможности профессиональной ориентации; формирование у детей интеллектуальной культуры и познавательных потребностей; реализация задач физического и гигиенического воспитания обучающихся; связь занятий с жизнью; эстетическое воздействие содержания и организации занятия на обучающихся.
К 4-й группе требований относятся:
|
|
знание предмета педагогом, свободное владение учебным материалом; речь педагога; педагогическая культура и такт; внешний вид педагога на занятии (в соответствии с профилем деятельности); стиль педагогического руководства; степень воздействия на обучающихся личности педагога.
К 5-й группе требований относятся:
активность и работоспособность детей на занятии; заинтересованность детей темой и содержанием занятия; сформированность у детей навыков самостоятельной работы; выполнение обучающимися поставленных задач; коммуникативная активность детей; интеллектуальное развитие обучающихся; использование обучающимися приобретенных умений и навыков в практической деятельности; организованность и дисциплинированность обучающихся на занятии; стиль отношения детей к педагогу и друг к другу; внешний вид детей.
Формы организации итоговой аттестации обучающихся в детском объединении