Анализ – необходимая часть работы педагога для отслеживания конкретных результатов на пути продвижения к цели, стоящей перед объединением. Анализировать и корректировать свою работу необходимо постоянно по мере выполнения задач, стоящих перед объединением. При этом анализ работы – это не просто перечень сделанного за год. Педагог должен задать себе несколько вопросов и найти на них ответы. Какие это вопросы?
- Что было сделано за год?
- Что не получалось и почему?
- Как исправить положение дел в лучшую сторону?
Анализ позволяет выделить проблемы, которые необходимо решить. Проблема – это разница между намеченным и реальным положением дел. А разрешение любой проблемы заключается в том, чтобы существующее сегодня положение дел приблизить к идеальному, обозначенному в целях работы объединения.
Анализируя состояние дел по тому или иному пункту этого документа, не ограничивайтесь простой констатацией «сделал – не сделал», «было – стало» и т. п. «Что сделал?», «Как сделал?», «Почему получилось или не получилось?», «Как сделать, чтобы было лучше?» - ответы на эти вопросы постоянно должны присутствовать при анализе.
|
|
Кроме того, при анализе работы для выявления проблем необходимо ориентироваться на рекомендации современной научно-методической литературы – проведение анализа по «шагам», «от конца к началу», то есть от выявления того, что не удовлетворяет в результатах работы, к недостаткам образовательного процесса, а затем – к недостаткам условий.
Й шаг. Анализ результатов.
Необходимо проанализировать соответствие цели и задач, поставленных в программе, тому, что достигнуто в действительности. Для этого попробуйте ответить для себя на вопрос: «Каким требованиям должны удовлетворять результаты работы объединения?» Правильно ответить на этот вопрос можно тогда, когда требования и действительные результаты сформулированы в одних и тех же категориях:
содержание и уровень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся; уровень воспитанности и развития обучающихся; здоровье детей; готовность к творчеству и др.
В результате сопоставления анализа требуемого и достигнутого выделяются те пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым определяются проблемы, подлежащие решению.
Й шаг. Анализ образовательного процесса.
Чтобы искать способы улучшения результатов, нужно определить причины выявленных проблем. Изменять результаты можно через изменения в содержании, технологии или организации образовательного процесса.
Поэтому, продолжая анализ каждой проблемы, необходимо дать не общие, а конкретные ответы на вопрос: «Из-за каких недостатков образовательного процесса наблюдается разница в результатах, которые поставлены в задачах и которые есть в действительности?». Такими недостатками могут быть:
|
|
· неоптимальный учебный план;
· отсутствие или несовершенство программ, методических материалов по профилю объединения;
· использование неэффективных технологий;
· отсутствие необходимой дифференциации детей при организации образовательного процесса.
Недостатки образовательного процесса определяются также через несоответствие того, что есть, и того, что должно быть. Затем выделяются основные причины этого несоответствия.
Й шаг. Анализ условий.
Анализ условий предполагает ответ на вопрос: «Недостатки каких условий являются причинами дефектов образовательного процесса?» Такими недостатками могут быть:
недостаточная профессиональная подготовленность, квалификация педагога; недостаточная заинтересованность педагога в результатах труда; отсутствие научно-методического обеспечения; неудовлетворительное материально-техническое обеспечение; отсутствие финансового обеспечения.
Таким образом, определяются недостатки условий (через несоответствие того, что есть, и того, что должно быть) и выделяются их основные причины.
Анализ проблем (то есть того, что требуется изменить) и возможностей этих изменений создаёт возможности для создания реалистичной программы работы.