Освоив предлагаемые упражнения, необходимо обратиться к изучению гаммообразных последований и простейшего музыкального материала. В частности, методические рекомендации к исполнению гаммы До мажор опираются на аппликатурные принципы и слуховые представления, сформировавшиеся благодаря овладению хроматикой:
м1. Каждому пальцу соответствует группа белых клавиш определенного («персонального») ряда. При этом черные клавиши беззвучно фиксируются - нажатия не происходит.
10. Внутренним слухом мысленно воссоздается хроматическая последовательность в целом. Учащийся пропевает только диатонические звуки, соответствующие белым клавишам инструмента.
11. Смены рядов осуществляются посредством медленного перемещения веса руки с одной клавиши на другую.
12. Распевность звучания усиливается благодаря штриху легато.
13. Звуковедение восходящей части характеризуется устремленностью развития, нисходящая - уравновешенностью, спадом экспрессии.
Уровень громкости нарастает при восхождении, убывает - при нисхождении.
|
|
На следующем этапе допускается переход к овладению несложным музыкальным материалом на основе указанных принципов связной игры. При этом особая роль отводится интонированию как фундаменту осмысленных звуковых взаимосвязей и взаимодействий.
Формирование базовых приемов игры на баяне подчинено интервальнослуховой логики, адаптируемой с учетом пространственных ощущений. Достижению подлинных высот в искусстве игры на баяне благоприятствует высокоразвитый звуковысотный слух, координируемый с движениями пальцев. Ясное «пропевание» интервала внутренним слухом должно соотноситься с пальцевым предощущением и пальцевым передвижением - безошибочным нажатием очередной клавиши. Баянист в медленном темпе воссоздает следующий звук - палец вновь демонстрирует безукоризненную реакцию.
Сложность указанного механизма предопределяется тем, что большинство интервалов на баяне (за исключением м. 3, ув. 4, б. 6, ч. 8) являются «двухвариантными» - в пространственном и аппликатурном аспектах. Поэтому свободное владение баянной клавиатурой изначально требует осознанной звукопространственной корректировки мелодических построений.
14. Знакомство с колыбельной песней «У кота-воркота» начинается с освоения ритмического рисунка. Учащийся декламирует (или пропевает на одном звуке) песенный текст, одновременно выстукивая (хлопая в ладоши) ритм напева.
15. Клавиша «до» 1-й октавы нащупывается и удерживается 2-м пальцем.
16. Пальцы 3-й и 4-й располагаются по «малой горке». Соблюдая описываемый порядок действий, учащийся последовательно фиксирует клавиши, которые соответствуют гамме До мажор.
|
|
17. Далее в медленном темпе с помощью обозначенной аппликатуры проигрывается мелодия песни.
18. Уподобляя восходящее движение образно-эмоциональному развитию, нисходящее - спаду, ученик добивается осмысленности и целенаправленности интонирования.
19. Согласно указанным лигам выполняются перемещения веса руки с клавиши на клавишу, а в конце фразы - снятие «на дыхании».
20. Учащийся одновременно воспроизводит перечисленные действия, исполняя песню голосом (желательно со словами) и на инструменте.
Добившись уверенного проигрывания песенки с помощью традиционной аппликатуры, ученик осваивает другой вариант - последовательный (2-3-4; 4-3- 2). Рука располагается на тех же клавишах во второй позиции:
Нетрудно заметить, что новая аппликатурная схема содействует более естественным перемещениям веса руки. В дальнейшем, возвращаясь к начальному варианту, необходимо сохранить ощущения, связанные с перераспределяемым весом руки, в условиях последовательной аппликатуры.
Новым этапом освоения секундовой интервалики становится транспозиция рассматриваемой песенки в Ре мажор. Исполняя мелодию от клавиши «ре» третьего ряда клавиатуры при сохранении аппликатурной схемы, рука располагается в третьей позиции, по линии так называемой «большой горки» (диагональ клавиатуры, формируемая большими секундами):
В новой тональности допускается применение 1 -го пальца в аппликатурной последовательности 1-2-3; 3-2-1. Для сравнения педагог рекомендует ученику опробовать и другой вариант: 4-3-2; 2-3-4. Здесь положение руки, находящейся в первой позиции, далеко от идеального; нажатия клавиш сопровождаются неоднократными переносами пальцев (перекладываниями и подкладываниями), а также использованием различных хроматических рядов.
Затем названную песенку следует повторить со второго ряда (тональность Ми мажор). В данном случае контролируемое ощущение трехрядности и проблема безошибочного попадания на клавишу «соль-диез» побуждают к использованию вспомогательной клавиши «соль», фиксируемой 4-м пальцем:
Сравнивая исполнения выбранной песенки с разных рядов и в различных тональностях, приходим к выводу, что одна и та же мелодическая последовательность (восходящее и нисходящее движение большими секундами) на баяне может исполняться при помощи нескольких аппликатур и позиций руки. Вариабельность, порожденная самой конструкцией баянной клавиатуры, должна гибко использоваться на этапе разучивания. Крайне важно, чтобы начинающий музыкант проявлял инициативу, самостоятельно выбирая удобный для него аппликатурный вариант и оптимальную позицию руки.
Очередной этап формирования исполнительских навыков - соединение мелодии и аккомпанемента:
Разучивая приведенную песенку с гармонизацией, желательно сохранять последовательность методически выверенных этапов работы:
1. Педагог добивается распевного, выразительного исполнения (соответственно общему смыслу песенки), уделяя особое внимание точно выдерживаемой трех- рядности, естественным перемещениям веса правой руки, соблюдению традиционной аппликатуры (верхняя строка в нотном тексте).
2. В процессе работы над аккомпанементом дифференцируется звучность глубоких басов и аккордов, мягко сменяющих друг друга.
3. Художественные достоинства каждой партии бережно сохраняются при их объединении. Педагог стремится к формированию целостного игрового навыка, обеспечиваемого уверенным взаимодействием левой и правой рук.
Гибкость упомянутого взаимодействия обеспечивается благодаря усложнению задания: мелодия с аккомпанементом исполняется в новой тональности:
|
|
В дальнейшем ученику предлагается неоднократно повторять пьесу от произвольно выбранных основных тонов, демонстрируя навыки транспонирования мелодии, басов и аккордов, видоизменяя аппликатуру и т. д. Благодаря этому начинающий баянист овладевает приемами специфического «варьирования» разучиваемых пьес, грамотного подбора знакомых напевов по слуху, что следует признать весомым достоинством современного музыканта-исполнителя.
На примере выбранной пьесы охарактеризуем методически последовательное освоение музыкального материала:
1. Поскольку рассматриваемое произведение является обработкой народной песни, ученик должен ознакомиться с жанром первоисточника (девичья хороводная) и содержанием поэтического текста (рассказ о судьбе девушки).
2. Рекомендуется прослушать запись указанной песни в исполнении профессионального хора или певца-солиста, затем баянная обработка воспроизводится педагогом.
3. Началу занятий предшествует аналитический разбор пьесы: выявляется ее структура (4 фразы протяженностью по 3 такта каждая; внутреннее членение 1 -й и 2-й фраз - два мотива, 3-й и 4-й - три), наличие кульминаций, специфика развития (вариантные повторы). Далее ученик выразительно читает вслух песенный текст, акцентируя опорные слова («береза», «кудрявая», «стояла» и т. д.), возвышая голос на ключевых моментах повествования. Намеченная акцентуация реализуется и при сольфеджировании песни с участием педагога.
4. Чтобы уяснить характер движения и определить надлежащий темп, учащийся исполняет песню, идя по кругу приставным шагом, воспроизводя танцевальную пластику жанра и т. д.
Следующий этап - освоение метроритмической пульсации. Исполнитель выстукивает ритм пьесы, точно выдерживая соотношения четвертных и восьмых длительностей.
5. Анализ метрических параметров предусматривает разграничение сильных и слабых долей в такте, характеристику их соподчиненности. Учащийся дирижирует пьесу на 2/4, фиксируя «нисходящую» направленность сильных (опорных) долей, «восходящую» - слабых. Затем песня исполняется с дирижированием.
|
|
6. Ауфтакт в начале песни изучается отдельно. При этом «дыхание» руки для большей наглядности можно уподобить соответствующему движению легких певца.
7. Разбор сопровождения, исполняемого левой рукой, предполагает заучивание простейшей аккордовой формулы T-T-S-T-D-T. Ученику следует упражняться, повторяя данную формулу от различных клавиш.
8. Непосредственное разучивание аккомпанемента предусматривает единообразную и точную выдержанность каждой ноты, полноценную тембровую окрашенность «глубоких» басов и синхронность звучания всех тонов аккорда.
9. Разучив партию сопровождения, ученик выразительно сольфеджирует мелодию с текстом под аккомпанемент левой руки.
10. Очередной этап занятий - освоение партии правой руки. Называя вслух каждую ноту и ее октавную принадлежность, ученик вместе с педагогом отыскивает соответствующую клавишу. Фиксации навыков пространственного ориентирования в тональности ля минор способствует нетрудное упражнение. Вначале исполнителем несколько раз проигрывается хроматическая гамма от «ля» в границах октавы (движение - восходящее и нисходящее, темп - медленный); при этом контролируется постановка руки и ощущение трехрядности клавиатуры. Далее аналогичным образом повторяется диатонический звукоряд, представленный в пьесе, благодаря чему обеспечивается стабильность пальцевых действий.
11. Используя заранее отмеченную клавишу «до» 2-й октавы, учащийся фиксирует клавишу «ми» (начальный тон песенной мелодии). Затем, не приводя мех в движение, рекомендуется поочередно определить расстояния до следующих клавиш и оптимальный «маршрут» каждого пальца, направляемого кистью.
12. В неспешном темпе, мысленно пропевая мелодию и отсчитывая ритм, ученик воспроизводит партию правой руки. Особое внимание уделяется качеству звука, правильному исполнению штрихов, координации движений пальцев и меха.
13. Нажатию клавиши сопутствует определенная траектория перемещающейся правой руки. Зафиксировав пальцем необходимую клавишу, рука «на дыхании» приподнимается над клавиатурой, затем «на опоре» медленно «погружается» в клавишу, при достижении качественного звука «на дыхании» освобождает ее, в то время как другой палец отыскивает следующую клавишу.
Обретение уверенности в процессе звукоизвлечения, необходимой гибкости в координации пальцевых движений позволяет сосредоточиться на выразительном интонировании, объединяющем смысловую логику песенного жанра с инструментальной артикуляцией.
21. Соединяя мелодию и аккомпанемент в медленном темпе, исполнитель добивается синхронного звучания при нажатии и снятии каждой клавиши.
22. Гибкое взаимодействие интонационных тяготений призвано содействовать образно-эмоциональному развитию. Последнее устремляется к намеченным кульминационным «вершинам», сравнительная значимость которых определяется исполнительским замыслом целого.
23. Совершенствуя технику управления мехом, следует направлять поток воздуха прежде всего к мелодическим голосам правой руки. Благодаря этому достигаются оптимальная звуковая наполненность и тембровое богатство песенной мелодии, сохраняющиеся до конца пьесы.
24. Мотивное и фразовое членение, акцентируемое в начальный период, со временем должно быть подчинено общему драматургическому процессу, который увенчивается итоговой кульминацией (4-я фраза).
25. Завершающий этап разучивания предполагает уверенное и стабильное исполнение пьесы в подвижном темпе.
Подводя итог сказанному, вкратце наметим важнейшие этапы совместной работы педагога и учащегося над музыкальным произведением:
а) аналитический разбор нотного текста, охватывающий гармонию, стилистику, форму, особенности интонирования, образные сферы, характер пьесы в целом;
б) «эскизное» освоение музыкального материала - адаптация к фактурному изложению, выбор логичности обусловленной аппликатуры, формирование комплекса востребуемых навыков пространственного ориентирования;
в) освоение темпоритмических закономерностей в их взаимодействии;
г) звуковое воплощение текста, реализуемое специфическими инструментальными средствами;
д) интонационно-образное решение - исполнительский уровень, на котором возникает «диалог» между сферами общемузыкальных смыслов и технических задач, продиктованный конкретным инструментарием. Именно здесь, на интонационно-образном уровне, возникают предпосылки к полномасштабному художественному творчеству музыканта-исполнителя как интерпретирующей деятельности.