Овладев «азами» в сфере звукоизвлечения и важнейшими приемами ведения меха левой рукой, учащийся оказывается вполне подготовленным к работе над постановкой правой руки9. Представляется уместным объединить два взаимосвязанных процесса: освоения постановочных, игровых навыков правой руки и соответствующей клавиатуры баяна.
Знакомство с указанной клавиатурой традиционно принято начинать с «белых клавиш», точнее, звукоряда тональности До мажор. Такой подход к предварительному этапу освоения клавиатуры, несомненно, заимствуется из фортепианной методики, учитывающей высотную последовательность и зрительное удобство расположения данных звуков на пианино и рояле. Аналогичный способ освоения клавиатуры применим и для аккордеона.
Трехрядным построением баянной клавиатуры, напротив, диктуется необходимость использования в подобной ситуации не диатонического, а хроматического звукоряда. Благодаря этому слуховые (звуковысотные) ощущения логически согласуются с пространственными, а поиск и нажатие очередной клавиши происходят естественно и безошибочно. К тому же изначальная адаптация правой руки к вертикальному положению клавиатуры тесно увязывается с ощущением трехряднош вертикально-диагонального строения последней. Трехрядностью же, в свою очередь, предопределяется од ин из ключевых аппликатурных принципов на баяне («каждый палец на своем раду» - традиционная аппликатура), равно как и базовое положение руки при игре (по «малой горке»).
|
|
Представления учащегося о специфике правой клавиатуры на баяне изначально формируются педагогом, который рассказывает о логических пред посылках трехрядносги, демонстрирует порядок следования звуков на инструменте (возможно также применение иллюстраций). Затем ученик, «опробовав» клавиатуру по предложению педагога, целенаправленно осваивает важнейшие игровые действия правой руки. Формирование навыков ориентирования на трехрядной клавиатуре непосредственно связано с приспособленностью правой руки к вертикальному положению клавиатуры и вытекающей отсюда спецификой игровых д вижений:
1. На раннем этапе следует выработать устойчивое ощущение трехрядносги. Правая рука учащегося располагается по «малой горке» (2-й, 3-й, 4-й пальцы). При этом 2-й палец устанавливается на заранее помеченной клавише «до» первой октавы10, 3-й и 4-й - по диагональному хроматическому ряду. Особое внимание (аналогично упражнениям для левой руки) здесь уделяется характеру нажатия на клавишу. Показ необходимых движений сопровождается комментариями педагога относительно «минимального и достаточного» веса правой руки, распределяемого с учетом игровой ситуации.
|
|
1. Удерживая 2-й палец на клавише и остановив движение меха, ученик добивается полного расслабления правой руки. Он освобождает мышцы, поддерживающие правую руку в пространстве, контролирует вес свободной руки, ощущает мышечную готовность к совершению действия.
2. Исполнитель медленно поднимает локоть и предплечье, направляя определенную часть веса руки во 2-й палец. За счет целенаправленного импульса - «движения в глубину клавиатуры» - указанным весом осуществляется нажатие клавиши «до».
3. Импульс, достигший заданной точки, не «поглощается» клавиатурой, а с помощью сил упругости и противодействия направляется обратно - в мышцы правой руки (эффект «отдачи», «отталкивания»).
Описываемое упражнение следует повторять на клавишах «до-диез», «ре» и других, согласно предзаданной хроматической последовательности, фиксируя перемещение веса руки в тот или иной ряд, специфику воздействия на конкретную клавишу и т. д. Благодаря этому создаются предпосылки и для овладения одним из важнейших движений правой руки баяниста - нажатием клавиши «на дыхании».
В подготовительный период желательно осваивать указанное движение без снятия руки с клавиши. Далее упражнение варьируется: палец в момент снятия покидает клавишу, после чего возвращается на место. Таким образом «акцентируется» освобождение руки при снятии, закрепляются пространственное ощущение клавиатуры и навыки ориентирования в процессе обратного движения (чему способствует прерванный на время контакт с клавишей).
Очередным этапом «синхронизированного» освоения клавиатуры и «базовых» движений правой руки является нажатие клавиш «на опоре»:
1. Как и в предыдущем случае, правая рука располагается по «малой горке». 2-й палец устанавливается на клавише «до» первой октавы. Рука «берет дыхание», приподнимаясь над клавиатурой без отрыва от клавиши.
2. Часть веса руки, необходимого для нажатия, воздействует на опускающуюся клавишу.
Рука вновь «берет дыхание», освобождая клавишу:
После того, как учащийся овладеет приведенными упражнениями, нажатия клавиши следует выполнять с некоторого расстояния, без предварительной установки пальцев.
Благодаря указанной последовательности действий, ученик может поочередно сосредоточивать внимание на различных игровых движениях в условиях непрерывного или прерываемого осязательного контакта с клавиатурой.
В дальнейшем рекомендуется усложнил, описываемые заняли, используя первоначальные навыки сольфеджирования и звуковысотного предслышания. Извлекаемый тон «до» пропевается учеником после начала звучания, затем - одновременно с нажатием и в «опережающем» ритме. Так удостоверяется прочность овладения базовым комплексом игровых движений, безошибочно выполняемых невзирая на те или иные «помехи».
Следующий этап занятий связан с повышением качества звукоизвлечения. Учащийся добивается предельно мягкой атаки звука на правой клавиатуре, используя параллели с тренингом левой руки и координируя полученные игровые навыки с движениями меха.
Приводимые ниже постановочные упражнения для правой руки способствуют объединению двух базовых движений в игровой комплекс при последовательном нажатии двух клавиш:
4. Клавиша «до» первой октавы нащупывается 2-м пальцем (при этом 3-й и 4-й пальцы располагаются по диагонали «малой горки» на клавишах второго и третьего рядов).
5. Не покидая клавиши, рука приподнимается над клавиатурой - «берет дыхание».
6. Рука, направляемая собственным весом, опускается и нажимает клавишу (базовое игровое движение «после дыхания»).
7. Благодаря перемещению веса руки на 3-й палец осуществляется нажим клавиши второго ряда.
8. Одновременно с нажимом клавиши рука начинает приподниматься (базовое игровое движение «на дыхании»).
9. Рука покидает клавишу и готова к новому действию.