Формирование постановочных навыков правой руки и освоение баянной клавиатуры

Овладев «азами» в сфере звукоизвлечения и важнейшими приемами веде­ния меха левой рукой, учащийся оказывается вполне подготовленным к работе над постановкой правой руки9. Представляется уместным объединить два взаимосвязанных процесса: освоения постановочных, игровых навыков правой руки и соответствующей клавиатуры баяна.

Знакомство с указанной клавиатурой традиционно принято начинать с «бе­лых клавиш», точнее, звукоряда тональности До мажор. Такой подход к предва­рительному этапу освоения клавиатуры, несомненно, заимствуется из фортепи­анной методики, учитывающей высотную последовательность и зрительное удобство расположения данных звуков на пианино и рояле. Аналогичный способ освоения клавиатуры применим и для аккордеона.

Трехрядным построением баянной клавиатуры, напротив, диктуется необходимость использования в подобной ситуации не диатонического, а хроматического звукоряда. Благода­ря этому слуховые (звуковысотные) ощущения логически согласуются с пространственными, а поиск и нажатие очередной клавиши происходят естественно и безошибочно. К тому же из­начальная адаптация правой руки к вертикальному положению клавиатуры тесно увязывается с ощущением трехряднош вертикально-диагонального строения последней. Трехрядностью же, в свою очередь, предопределяется од ин из ключевых аппликатурных принципов на баяне («каждый палец на своем раду» - традиционная аппликатура), равно как и базовое положение руки при игре (по «малой горке»).

Представления учащегося о специфике правой клавиатуры на баяне изначально формируются педагогом, который рассказывает о логических пред посылках трехрядносги, демонстрирует порядок следования звуков на инструменте (возможно также применение иллюстраций). Затем ученик, «опробовав» клавиатуру по предложению педагога, целена­правленно осваивает важнейшие игровые действия правой руки. Формирование навыков ориентирования на трехрядной клавиатуре непосредственно связано с приспособленностью правой руки к вертикальному положению клавиатуры и вытекающей отсюда спецификой игровых д вижений:

1. На раннем этапе следует выработать устойчивое ощущение трехрядносги. Правая рука учащегося располагается по «малой горке» (2-й, 3-й, 4-й пальцы). При этом 2-й палец устанавливается на заранее помеченной клавише «до» первой окта­вы10, 3-й и 4-й - по диагональному хроматическому ряду. Особое внимание (анало­гично упражнениям для левой руки) здесь уделяется характеру нажатия на клавишу. Показ необходимых движений сопровождается комментариями педагога относительно «минимального и достаточного» веса правой руки, распределяемого с учетом иг­ровой ситуации.

1. Удерживая 2-й палец на клавише и остановив движение меха, ученик добивается полного расслабления правой руки. Он освобождает мышцы, поддер­живающие правую руку в пространстве, контролирует вес свободной руки, ощу­щает мышечную готовность к совершению действия.

2. Исполнитель медленно поднимает локоть и предплечье, направляя оп­ределенную часть веса руки во 2-й палец. За счет целенаправленного импульса - «движения в глубину клавиатуры» - указанным весом осуществляется нажатие клавиши «до».

3. Импульс, достигший заданной точки, не «поглощается» клавиатурой, а с помощью сил упругости и противодействия направляется обратно - в мышцы правой руки (эффект «отдачи», «отталкивания»).

Описываемое упражнение следует повторять на клавишах «до-диез», «ре» и других, согласно предзаданной хроматической последовательности, фиксируя пере­мещение веса руки в тот или иной ряд, специфику воздействия на конкретную клави­шу и т. д. Благодаря этому создаются предпосылки и для овладения одним из важней­ших движений правой руки баяниста - нажатием клавиши «на дыхании».

В подготовительный период желательно осваивать указанное движение без сня­тия руки с клавиши. Далее упражнение варьируется: палец в момент снятия покидает клавишу, после чего возвращается на место. Таким образом «акцентируется» освобож­дение руки при снятии, закрепляются пространственное ощущение клавиатуры и на­выки ориентирования в процессе обратного движения (чему способствует прерванный на время контакт с клавишей).

Очередным этапом «синхронизированного» освоения клавиатуры и «базо­вых» движений правой руки является нажатие клавиш «на опоре»:

1. Как и в предыдущем случае, правая рука располагается по «малой гор­ке». 2-й палец устанавливается на клавише «до» первой октавы. Рука «берет ды­хание», приподнимаясь над клавиатурой без отрыва от клавиши.

2. Часть веса руки, необходимого для нажатия, воздействует на опускаю­щуюся клавишу.

Рука вновь «берет дыхание», освобождая клавишу:

После того, как учащийся овладеет приведенными упражнениями, нажатия клавиши следует выполнять с некоторого расстояния, без предварительной установки пальцев.

Благодаря указанной последовательности действий, ученик может поочередно сосредоточивать внимание на различных игровых движениях в условиях непрерывно­го или прерываемого осязательного контакта с клавиатурой.

В дальнейшем рекомендуется усложнил, описываемые заняли, используя первона­чальные навыки сольфеджирования и звуковысотного предслышания. Извлекаемый тон «до» пропевается учеником после начала звучания, затем - одновременно с нажатием и в «опережающем» ритме. Так удостоверяется прочность овладения базовым комплексом иг­ровых движений, безошибочно выполняемых невзирая на те или иные «помехи».

Следующий этап занятий связан с повышением качества звукоизвлечения. Учащийся добивается предельно мягкой атаки звука на правой клавиатуре, ис­пользуя параллели с тренингом левой руки и координируя полученные игровые навыки с движениями меха.

Приводимые ниже постановочные упражнения для правой руки способст­вуют объединению двух базовых движений в игровой комплекс при последова­тельном нажатии двух клавиш:

4. Клавиша «до» первой октавы нащупывается 2-м пальцем (при этом 3-й и 4-й пальцы располагаются по диагонали «малой горки» на клавишах второго и третьего рядов).

5. Не покидая клавиши, рука приподнимается над клавиатурой - «берет дыхание».

6. Рука, направляемая собственным весом, опускается и нажимает клавишу (базовое игровое движение «после дыхания»).

7. Благодаря перемещению веса руки на 3-й палец осуществляется нажим клавиши второго ряда.

8. Одновременно с нажимом клавиши рука начинает приподниматься (ба­зовое игровое движение «на дыхании»).

9. Рука покидает клавишу и готова к новому действию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: