Упражнения на приспособление к хроматической системе баянной клавиатуры и выработку навыков кистевой группировки

Данное упражнение следует повторять со второго и третьего рядов. Первый звук берется «на опоре», второй - «на дыхании».

В дальнейшем количество тонов, составляющих каждую хроматическую группу, возрастает. Приводим упражнение, в котором используются триольный принцип объединения тонов:

Первый (опорный) звук берется после «взятия дыхания», второй и третий - «на дыхании». Благодаря этому игровой комплекс охватывает все три звука. Нажатия кла­виш осуществляются в моменты перемещений веса руки и «отдачи» (освобождения).

\/ Дальнейшая работа над упражнением связана со вторым и третьим рядами (при сохранении аппликатурной последовательности - «каждый палец на своем ряду»). Освоению указанных вариантов сопутствуют смены ведущего (опорного) пальца: для 2-го ряда ведущим является 3-й палец, для 3-го - 4-й.

Предлагаемые упражнения позволяют ученику овладеть двумя базовыми дви­жениями: нажатием клавиш в момент перемещения веса правой руки («на дыхании») и в положении «опоры» (после «взятия дыхания»). Отмеченная «двойственность» спо­собствует гибкому сочетанию подвижности и непрерывного контакта с клавиатурой. Подвижность является предпосылкой свободного состояния руки, контакт содействует стабильности ощущения клавиатуры.

В очередном упражнении используется группировка по четыре звука:

Здесь необходимо уделить особое внимание сменам опорного пальца в процессе ритмической группировки. Далее рекомендуется повторять упражнение сначала со вто­рого и третьего рядов, сохраняя аппликатурную последовательность.

Последующие упражнения благоприятствуют развитию базовых двига­тельных навыков при исполнении четырех звуков по двум соседним рядам. Кро­ме того, осваиваются принципы чередования двух пальцев по указанным рядам, различные варианты переноса (перекладывания) 2-го пальца через 3-й и подкладывания 3-го под 2-й (так называемая традиционная хватка):

В перспективе описываемые упражнения могут стать исходным пунктом для развития беглости пальцев за счет наращивания упражнений и ритмических модифи­каций. Достижению оптимального результата способствует продуманная организа­ция занятий: упражнение повторяется с небольшими темповыми сдвигами (что при­близительно соответствует одному делению шкалы современного метронома), по ме­ре возрастания скорости активизируется и контроль за качеством артикуляции и мы­шечной раскрепощенностью руки. Варьирование ритмических группировок должно опираться на базовые движения правой руки (первый звук «на опоре» - остальные «на дыхании»).

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: