Данное упражнение следует повторять со второго и третьего рядов. Первый звук берется «на опоре», второй - «на дыхании».
В дальнейшем количество тонов, составляющих каждую хроматическую группу, возрастает. Приводим упражнение, в котором используются триольный принцип объединения тонов:
Первый (опорный) звук берется после «взятия дыхания», второй и третий - «на дыхании». Благодаря этому игровой комплекс охватывает все три звука. Нажатия клавиш осуществляются в моменты перемещений веса руки и «отдачи» (освобождения).
\/ Дальнейшая работа над упражнением связана со вторым и третьим рядами (при сохранении аппликатурной последовательности - «каждый палец на своем ряду»). Освоению указанных вариантов сопутствуют смены ведущего (опорного) пальца: для 2-го ряда ведущим является 3-й палец, для 3-го - 4-й.
Предлагаемые упражнения позволяют ученику овладеть двумя базовыми движениями: нажатием клавиш в момент перемещения веса правой руки («на дыхании») и в положении «опоры» (после «взятия дыхания»). Отмеченная «двойственность» способствует гибкому сочетанию подвижности и непрерывного контакта с клавиатурой. Подвижность является предпосылкой свободного состояния руки, контакт содействует стабильности ощущения клавиатуры.
|
|
В очередном упражнении используется группировка по четыре звука:
Здесь необходимо уделить особое внимание сменам опорного пальца в процессе ритмической группировки. Далее рекомендуется повторять упражнение сначала со второго и третьего рядов, сохраняя аппликатурную последовательность.
Последующие упражнения благоприятствуют развитию базовых двигательных навыков при исполнении четырех звуков по двум соседним рядам. Кроме того, осваиваются принципы чередования двух пальцев по указанным рядам, различные варианты переноса (перекладывания) 2-го пальца через 3-й и подкладывания 3-го под 2-й (так называемая традиционная хватка):
В перспективе описываемые упражнения могут стать исходным пунктом для развития беглости пальцев за счет наращивания упражнений и ритмических модификаций. Достижению оптимального результата способствует продуманная организация занятий: упражнение повторяется с небольшими темповыми сдвигами (что приблизительно соответствует одному делению шкалы современного метронома), по мере возрастания скорости активизируется и контроль за качеством артикуляции и мышечной раскрепощенностью руки. Варьирование ритмических группировок должно опираться на базовые движения правой руки (первый звук «на опоре» - остальные «на дыхании»).
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ