Методика работы над составной текстовой задачей

Составная текстовая задача решается в два и более арифметических действий.

1.Знакомство с задачей. Прежде чем приступить к обучению решению составных арифметических задач, учитель должен ясно себе представить, какие знания, умения и навыки нужно дать ученикам. Чтобы решить задачу, ученики должны уметь решать арифметические примеры, слушать, а затем читать задачу, повторять задачу по вопросам, по краткой записи, по памяти, выделять в задаче составные компоненты (условие, числовые данные, вопрос), «опредмечивать» содержание задачи или давать краткую форму ее записи, решать задачу (выбирать правильно действие и производить вычисление), записывать решение, формулировать ответ устно и записывать его, проверять правильность решения задачи.

2. Поиск решения задачи. На этом этапе учащиеся, отвечая на вопросы учителя, поставленные в определенной логической последовательности, подводятся к составлению плана решения задач и выбору действий. Намечаются план и последовательность действий – это следующий этап работы над задачей.

3. Решение задачи. Опираясь на предыдущий этап, в процессе которого учащиеся осуществляли поиск решения задачи, они готовы устно сформулировать вопросы задачи и назвать действия. Учитель спрашивает: «Во сколько действий задача? Какой первый вопрос? Каким действием можно ответить на этот вопрос?» И т. д. Далее устно составляется план и намечается последовательность действий. «Итак, – спрашивает учитель, – какой первый вопрос? Какое действие? Какой второй вопрос?» И т. д. После этого учащимся предлагается записать решение.

4. Запись решения задач. В 1-м классе в начале учебного года учащиеся еще не знают букв, не умеют их писать, поэтому решение задачи записывается соответствующим арифметическим действием без наименований. Вместо букв учащиеся около чисел могут нарисовать предмет: яблоко, мяч, палочку и т. д. Действие записывается в середине строки, чтобы отличить его от записи примера. При этом учитель учит учащихся давать краткое пояснение к выполняемому действию (устно). По мере изучения букв, учащихся учат записывать решение задачи с наименованием. Начиная со 2-го класса, вводится запись решения задач с пояснением. Например: «С аэродрома вылетело сначала 7 самолетов, а потом еще 5 самолетов. Сколько всего самолетов вылетело с аэродрома?» Решение этой задачи записывается так: 7с.+ 5с. = 12с. (вылетело с аэродрома).

При записи сложных задач могут использоваться следующие формы записи: а) запись арифметических действий и ответа задачи; б) запись решения с пояснением того, что найдено в результате каждого действия; в) запись решения с вопросами (вопросы и действия чередуются), в конце записывается ответ; г) запись сначала только плана решения, затем соответствующих действий или, наоборот, запись сначала действий, а затем плана решения задачи. В конце записывается ответ.

5. Формулировка ответа. Форма ответа может быть краткой и полной. Например, краткая форма ответа: 283 кг или 283 кг яблок; полная форма ответа: 283 кг яблок было собрано за три дня. За три дня было собрано 283 кг яблок.

6. Проверка решения задачи. Так как функция контроля у школьников ОВЗ ослаблена, то проверка решения задач имеет не только образовательное, но и коррекционное значение.

В младших классах необходимо: 1. Проверять словесно сформулированные задачи, производит действия над предметами, если, конечно, это возможно. Например: «У ученика было 15 р. Он купил 5 тетрадей по 2 р. Сколько денег у него осталось?» После решения задачи ученик берет по 2 р. 5 раз и считает, сколько всего денег. Потом из 15р. вычитает 10 р., получается 5 р.

2. Проверять реальность ответа (соответствие его жизненной действительности).

3. Проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи. (О чем спрашивается в задаче? Получили ли ответ на вопрос задачи?)

7. Последующая работа над решенной задачей. Учитель школы зачастую не может быть уверен, что решение задачи (хотя задача разобрана и решена) понято всеми учениками. Поэтому очень полезно провести работу по закреплению решения этой задачи. Работа по закреплению решения задачи может быть проведена различными приемами: 1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи. (Например: Сколько дней дети собирали яблоки с пришкольного участка? Известно ли, сколько яблок дети собрали в первый день (во второй день, в третий день)? Что неизвестно в задаче? Что нужно узнать в задаче? Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Какого данного для этого не хватает? Как решали задачу?) 2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий. 3. Ставятся вопросы к отдельным действиям или вопросам. (Например: Почему в первом действии выполнили вычитание? Для чего нужно было узнавать, сколько собрали яблок во второй день? Почему во втором действии три слагаемых? И т. д.)

Задания для самостоятельной работы

1. Составить конспект лекции.

Просмотреть по ссылкам методику решения задач на разных этапах обучения и проанализировать (2-3 предложения по каждому сюжету)

https://www.youtube.com/watch?v=MyYxINQiDqo   

https://www.youtube.com/watch?v=4h3_eE3lJ5A

https://www.youtube.com/watch?v=lHbZm4640_8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: