Клинические признаки острого периода

В течение 1-3 дней преобладают симптомы угнетения ЦНС:

• Дети малоподвижны, лежат с широко открытыми глазами,

взгляд напряжен, тихо, протяжно стонут;

• Вяло сосут, плохо глотают;

• Мышечный тонус и физиологические рефлексы снижены или отсутствуют;

• Реакция на внешние раздражители слабая.

Затем появляются симптомы возбуждения ЦНС:

• «мозговой» монотонный крик;

• большой родничок напряжен;

• повышен мышечный тонус разгибателей (что придает ребенку позу «фехтовальщика»- голова запрокинута назад, конечности вытянуты вдоль туловища, кисти сжаты в кулачки);

• выражено двигательное беспокойство, тремор подбородка и конечностей, повышена реакция на внешние раздражители;

• физиологические рефлексы повышены и могут возникать спонтанно.

• Постепенно выявляются признаки очаговых поражений ЦНС:

• птоз (опущение века);

• опущение угла рта;

• нистагм, косоглазие, симптом Грефе (это отставание верхнего века от радужной оболочки при взгляде вниз, сопровождается появлением белой полоски склеры);

• спастические параличи и парезы;

• t° тела неустойчивая (↑↓);

• дыхание аритмичное, судорожное, стонущее, учащено до 80-120 в минуту (N 40-60) м.б апноэ;

• брадикардия до 90-100 уд в минуту′. Клиническая картина зависит от локализации и размеров внутричерепных кровоизлияний.

  Восстановительный период:

• происходит постепенное угасание неврологических симптомов.

  В период остаточных явлений у детей часто выявляются следующие синдромы:

1. гипертензионо-гидроцефальный (у ребенка большие размеры головы, мозговая часть преобладает над лицевой, большие размеры большого родничка, расхождение швов, выбухание глазных яблок, сильные головные боли).

2. синдром задержки речевого и умственного развития (до олигофрении)

3. судорожный синдром

4. синдром двигательных нарушений (парезы, параличи конечностей, ДЦП).

5. нарушение полового развития и репродуктивной функции

6. развитие иммунодефицитных состояний

 

Принципы лечения ВЧРТ в остром периоде:

1. Охранительный режим, оксигенотерапия (вплоть до ИВЛ)

2. Противосудорожная терапия (фенобарбитал, аминазин, седуксен, пипольфен)

3. Сосудоукрепляющие препараты (витамин К, рутин, аскорбиновая кислота, глюконат Са)

4. Дегидратация: лазикс, маннитол.

5. Поддержание ОЦК

6. Средства улучшающие процессы метаболизма в нервной

ткани (АТФ, глютаминовая кислота)

 

В восстановительный период лечение направлено на ликвидацию ведущих синдромов:

• Церебролизин,

• Витамины гр. В

• Ноотропные препараты (ноотропил, пантогам, пирацитам)

• Средства, улучшающие мозговое кровообращение (кавинтон, циннаризин, стугерон, трентал) + массаж и ЛФК.

 

В периоде остаточных явлений повторяют курсы восстановительной терапии.

7. Охрана репродуктивного здоровья девочки – будущей матери.

8. Планирование беременности, регулярное наблюдение в женской консультации, своевременная санация очагов хронической инфекции.

9. Профилактика вредных привычек, профессиональных вредностей

10. Профилактика, своевременное выявление и лечение заболеваний и патологических состояний у беременной женщины, которые могут приводить к внутриутробному инфицированию и гипоксии плода.

11. Квалифицированное, бережное ведение родов и оперативных вмешательств.

Диспансерное наблюдение ребенка с внутричерепной родовой травмой и асфиксией осуществляется в детской поликлинике врачом-педиатром и невропатологом, при необходимости привлекаются для консультирования ребенка другие специалисты. Длительность диспансерного наблюдения невропатолога 2 года, в случае формирования стойкой неврологической симптоматики – до передачи во взрослую сеть. Детям в периоде остаточных явлений проводятся курсы восстановительной терапии, санаторно-курортное лечение и т.д. При полном выздоровлении ребенок снимается с учета после комплексного обследования, не ранее 2-х летнего возраста.

Возможные проблемы родителей:

-Тревога за ребенка при получении информации о родовой травме у ребенка.

- Дефицит знаний о заболевании, причинах и факторах риска возникновения родовой травмы, методах лечения, осложнениях, особенностях ухода в домашних условиях и возможном прогнозе.

-Трудность осознания и адекватной оценки случившегося.

-Страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания.

-Чувство вины перед ребенком.

-Преждевременное горевание.

-Ситуационный кризис в семье.

Возможные проблемы пациента:

-Нарушение дыхания и других жизненно важных функций вследствие гипоксии.

-Нарушение питания вследствие расстройства сосательного и глотательного рефлексов.

-Нарушение процессов терморегуляции (переохлаждение, перегревание).

-Нарушение двигательной активности.

-Нарушение формулы сна.

-Высокий риск развития иммунодефицитных состояний, присоединения вторичной инфекции.

-Развитие психоневрологических заболеваний: олигофрения, ДЦП, эпилепсия, гидроцефалия и т.д.

-Поражение опорно-двигательного аппарата: ДЦП, парезы, параличи.

-Нарушение полового развития, репродуктивной функции.

-Высокий риск инвалидизации.

-Угроза для жизни.

Диспансерное наблюдение ребенка с внутричерепной родовой травмой и асфиксией осуществляется в детской поликлинике врачом-педиатром и невропатологом, при необходимости привлекаются для консультирования ребенка другие специалисты. Длительность диспансерного наблюдения невропатолога 2 года, в случае формирования стойкой неврологической симптоматики – до передачи во взрослую сеть. Детям в периоде остаточных явлений проводятся курсы восстановительной терапии, санаторно-курортное лечение и т.д. При полном выздоровлении ребенок снимается с учета после комплексного обследования, не ранее 2-х летнего возраста

 

Вмешательства среднего медперсонала:

1.Помочь родителям восполнить дефицит знаний о факторах риска развития родовой травмы, особенностях течения, возможном прогнозе.

2.Создать комфортные условия для ребенка в палате интенсивной терапии, поддерживать оптимальный температурный режим, создать возвышенное головное положение в кроватке, использовать теплое стерильное белье, соблюдать асептику и антисептику с целью профилактики внутрибольничной инфекции.

3.Обращаться с ребенком с большой осторожностью, как можно меньше тревожить, все процедуры выполнять бережно, по возможности, не вынимая из кроватки.

4.Проводить мониторинг состояния ребенка: регистрировать характер дыхания, ЧСС, АД, ЧДД, отмечать наличие возбуждения или сонливости, судорог, срыгивания, рвоты, анорексии, появление патологических рефлексов и неврологических симптомов.

5.Осуществлять специализированный уход за ребенком, постоянно вести учет объема и состава получаемой жидкости, контролировать массу тела, измерять То тела каждые 2 часа, проводить смену положений, туалет кожных покровов и видимых слизистых.

6.Своевременно оказывать доврачебную помощь при возникновении первых признаков неотложных состояний (судороги, гипертермия и т.д.), выполнять назначения врача.

7.Оценивать эффективность проводимой терапии, вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений. Взаимодействовать в бригаде с лечащим врачом и другими специалистами.

8.Обеспечить ребенка адекватным его состоянию питанием и подобрать соответствующий способ кормления. Кормить ребенка медленно, малыми порциями, делать частые перерывы, выбрать правильное положение при кормлении (возвышенное положение).

9.Рекомендовать регулярное проведение гигиенических и лечебных ванн (чередовать хвойные, соленые, с настоем валерианы или пустырника), То воды 38-27,5о С, снижать ее на 0,5-1о С каждые 2-3 недели.

10.Рекомендовать проводить курсы массажа и гимнастики, по возможности, обучить родителей основным приемам.

11.Убедить родителей постоянно проводить ребенку курсы восстановительной терапии, контролировать уровень интеллектуального развития, правильно оценивать его способности и возможности. В период бодрствования стимулировать психическую и двигательную активность ребенка, поощрять игровую деятельность, в соответствии с возрастом и состоянием подбирать игры и игрушки.

12.Как можно раньше заняться социальной адаптацией ребенка, особенно с тяжелой родовой травмой, по возможности развивать его увлечения, хобби.

13.Проконсультировать родителей по вопросам прохождения врачебно-экспертной комиссии с целью оформления документов для получения пособия по инвалидности.

14.Помочь семьям, имеющим таких детей, объединиться в группу родительской поддержки для решения вопросов их воспитания, обучения, реабилитации и т.д.

15.Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребенком врачом-педиатром, невропатологом, психоневрологом и другими специалистами по показаниям.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое родовая травма?

2.Виды родовых травм.

3.Какие факторы риска способствуют развитию родовой травмы новорожденных?

4.Перечислите механические родовые травмы

5.Перечислите гипоксические родовые травмы

6.Какие клинические признаки родовой опухоли и кефалогематомы?

7.Каков механизм развития внутричерепной родовой травмы?

8.Какие периоды выделяют в клиническом течении внутричерепной родовой травмы?

9.Какие клинические признаки внутричерепной родовой травмы в остром периоде?

10.Какой прогноз при рождении ребенка с внутричерепной родовой травмой?

11.Возможно ли прогнозировать развитие у ребенка асфиксии и внутричерепной родовой травмы до родов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: