Орфоэпические нормы (произношения и ударения)

 

Задание 30.

Подберите из речи окружающих 10-15 слов с нарушением орфоэпических норм, запишите правильный / неправильный вариант, оформите в форме таблицы по образцу:

 

Неправильный вариант Правильный вариант Сфера употребления
перезво´нишь перезвони´шь обиходно-бытовая
     
     

 

Задание 31.

Используя данные «Орфоэпического словаря» о норме произношения иностранных слов, запишите 10-15 примеров заимствованных слов с твердым и мягким согласным перед е.

Задание 32.

Используя текст главы, приведите примеры (письменно) орфоэпических (акцентологических) норм, свидетельствующих об изменчивости литературного языка.

 

Задание 33.

Проработайте список слов с помощью орфоэпического словаря. Сгруппируйте слова по типам норм; заполните таблицу по образцу.

Литературная норма общеупотребительная Литературная норма ограниченного употребления Нарушение литературной нормы
директора¢ директоры (устар.)  
инжене¢ры   инженера¢
кла¢паны клапана¢ (спец.)  
вы¢боры   выбора¢

Адекватный, академия, аксессуары, аккуратный, алчный, аннотация, ассорти, афера, бассейн, беспорядочный, бокал, бордо, будничный, бутерброд, бухгалтер, дефицит, желчь, завороженный, заочник, зев, интервал, истекший, кодекс, конечно, коричневый, кредо, крем, критерий, новорожденный, опека, патент, платеж, проект, пустячный, раскаленный, решетчатый, сейф, селедочница, сессия, сказочный, скучный, современный, справочник.

 

Задание 34.

Прочитайте слова, обращая внимание на правильную постановку ударения:

по носу, по полу, по полю, по уху; по два, по три, на спину, на стену, на сторону, на берег, на год, на день, на дом, зуб на зуб, на два, на три, на нос, на ночь, без вести, за душу, за зиму, за руку, за спину; за год, за город, за ночь, за нос, за два, за три, по морю, по двое, под ноги, под руки; в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в степи, в тени.

Задание 35.

Прочитайте заимствованные слова, обращая внимание на чтение безударных гласных:

о - [ а ]:    спонсор, контроль, брошюра, контракт, кооперация, мотив, коммерция, дотация, отель;

о - [ о ]: боа, бордо, какао, брутто, нетто, геоботаника, кредо, вето, оазис, бомонд, радио, адажио, аллегро, модерато.

Задание 36.

 

Прочитайте заимствованные слова, обращая внимание на чтение ударных гласных:

 е - [ۥ э ]: атлет, афера, блеф, бытие, всплеск, житие, гололедица, гренадер, зев, опека, оседлый, преемник, современный, шедевр, местоименный, иноплеменный, пригрезиться.

Обратите внимание!

Истекший год -  истёкший кровью;

кричит как оглашенный -  указ, оглашённый утром.

        

 

Задание 37.

      Прочитайте слова, обращая внимание на чтение ударной гласной:

  е - [ о ]: безнадежный, блеклый, издевка, коммивояжер, маневры, наемник, никчемный, одноименный, осужденный, платежеспособный,  трехведерный

 Задание 38.

Распределите заимствованные слова на две группы: с твердыми и мягкими согласными перед  е:

                                          

    Компьютер, индексация, интеграция, модель, тезис, шедевр, бизнес, кафе, бартер, продюсер, тенденция, кодекс, бутерброд, теннис, тест, тандем, детектор, детерминизм, кашне, кортеж, модерн, термос, академия, декларация, музей, интеллект, крем, кредит, эффект, термин, текст, термометр, кофе, тенор, декада, менеджер, менеджмент, пресса, прессинг, вексель, Одесса, юриспруденция, патент, терминал, термометр, шинель.

        Задание 39.

Прочитайте слова с сочетаниями согласных. Укажите на старо-москов-ский вариант произношения:
    чн -   [чн]   закадычный, поточный, съемочный;
        -   [шн] конечно, скучно, яичница, нарочно, Ильинична, Никитична,                                                                      пустячный;

[чн] или [шн] булочная, молочная, горчичник.

        Задание 40.

Поставьте ударение в словах:

а) Августовский, апостроф, асимметрия, баловать, блокировать, вероисповедание, вечеря, гербовый; деньги, деньгам, деньгами, о деньгах; договор, дороговизна, жалюзи, завидно, запломбировать, звонить, избалованный, иначе, исчерпать, каталог, кашлянуть, квартал, красивее, менеджмент, мышление, намерение, нормировать, обеспечение, петля, принудить, сирота, средства, торты, туфля, христианин, черпать, углубить, эксперт.

 

б)  Агент, агрономия, алфавит, анатом, арбуз, арбузы, аргумент, афера, боязнь, бытие, генезис, диалог, диспансер, добыча, документ, древко, духовник, завсегдатай, знамение, инструмент, камбала, каталог, каучук, квартал, коклюш, комбайнер, ломота, магазин, медикаменты, планер, побасенка, портфель, постамент, приговор, приданое, приобретение, просека, процент, псевдоним, револьвер, рекрут, силос, сироты, сосредоточение, средства, статут, статус, эксперт, щавель, хаос, феномен, феерия, малая толика, танцовщица, столяр, стенография, статуя, таможня.

           

 Задание 41.

  Прочитайте предложения, обращал внимание на произношение выделенных слов:

а) Лидеры ряда стран подтвердили намерения продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира в регионе.
    В результате сложных маневров самолеты наемников смогли бомбардировать военный объект противника.
    Необходимо углубить и упрочить позитивные процессы в развития детского общественного движения.

После всестороннего анализа экспертной комиссии и выработки взаимоприемлемой позиции по обсуждавшимся вопросам состоялось подписание договора.

Наша школа с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла - одна из лучших в районе.

Администрация школы ходатайствует о предоставлении дополнительного финансирования на организацию профильного детского лагеря.
     На уроке изучали законы механики Ньютона.

Примените повторенное сегодня правило.

Факультатив по культуре речи проходит по средам.

Дети - сироты при поступлении в вуз имеют льготы.

Организации требуется столяр.

Эта методика призвана облегчить запоминание.

Не сорите деньгами.

 

б)   Прошу всех присутствовать на августовском собрании.
    Ученики должны уметь работать с каталогом.
   
В кулинарии надо купить тефтели, свеклу и торты.
   
Нельзя так баловать детей.
    Окно в холле занавешено вертикальными жалюзи.
  
 К нам едут сваты.

Решили премировать учителей, подготовивших призеров                   предметных олимпиад.

Белый хлебец особой формы, употребляемый в таинстве  причаще-ния, называется просфора.

К монастырским воротам подошли монахи и послушники.
   
Духовник благословил меня.
    При благовесте звонят в один колокол или в несколько колоколов поочередно.

Работа выполнена мастерски.

Поздравляем вас с новорожденным.

в)  Женщины уже успели оценить новый крем «Ворожея».

В кладовой темно и сыро.
     В первом квартале вы должны сдать книгу в издательство.
     Встречаемся на остановке «25-й квартал».
     
На оптовом рынке все можно купить дешевле.
     Владимирская Богоматерь вошла в историю древнерусской      иконописи.

Иконописцы на Руси всегда пользовались глубоким уважением.
     Юная танцовщица всех очаровала.
     Ты стала еще красивее.
    
В нашем городе люди разных вероисповеданий.
    
Генезис этого явления изучен недостаточно.
     У нас два билета в партер .






















Задание 42.

В приведённых ниже предложениях найдите допущенные гово­рящими нарушения орфоэпических норм. Исправьте каждую ошибку. Объясните Ваш выбор.

1. Ну, послу'шайте, на'до же наконе'ц научи'ться отделя'ть зёрна от плевел. 2. На ю'ге мо'ре тёплое, со'лнце, виногра'д гроздя'ми виси'т. 3. Гла­за' Поли'ны ждут того, кто войдёт и зажгёт в них свет. 4. В Москве крими­ногенная ситуа'ция усугу'билась - это известно, необходимо лу'чшее обес­пече´ние безопасности. 5. В 12 ночи францу'зы будут раскулачивать бу­ты'лки молодо'го вина'. 6. Скоре'е, скоре'е, оста´лось всего две мину'ты, откупо'ривайте шампа'нское. 7. Пра'здника ждут люди всех возрасто'в. 8. Тако'й кру'пный акционе'р получа'ет, соответственно, кру'пные дивиде'нты. 9. Девчо'нки ря'дом сиде'ли, болта'ли без умо'лку. 10. Ло'дка сту'кнулась борто'м о причал. 11. Каждый день мы слы'шим рассужде'ния по по'воду какого-нибудь обе'щаиного нам за'йма. И куда потра'тят этот займ? 12. На окно надо сделать жа'люзи. 13. Мы покупа'ем продукты в магази'не мелкоопто´вой торговли. 16. Бабушка испекёт пирог в воскресенье.

Лексические нормы

 

Задание 43.

Используя материалы СМИ   и речь окружающих, соберите «коллекцию» примеров на различные типы лексических ошибок.

Задание 44.

Объясните, чем различаются значения следующих слов. Приведите примеры их употребления.

Дом – изба – землянка – хата – сакля; варежки – перчатки – рукавицы; пальто – шуба – тулуп; сад – роща; роща – бор; лозунг – девиз; тезис – лозунг; дефект – изъян; трофей – приз; устроить – учинить; собрание – сборище.

 

Задание 45.

    Найдите в приведенных ниже предложениях слова или словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу автора положительной. Запишите исправленный вариант.

1) У Базарова нет сообщников – он трагически одинок. 2) Какие только чудеса не вытворяет современная наука! 3) Космические корабли – новое чудище человеческого разума. 4) Татьяна воспитывалась в сельской глуши, и ее выходки просты и естественны. Только в конце романа она приобретает аристократические замашки. 5) Закоренелые москвичи особенно любят свой город.

Задание 46.

    Перепишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания.

Синонимы – это слова которые звучат и пишутся по-разному а по смыслу совпадают или очень близки. Само слово происходит от греч. synonymos что значит «соименность» или «одноименность». Примеры синонимов миг – момент, бранить – ругать, огромный – громадный. Синонимичными могут быть не только пары слов но и целые ряды например метель метелица вьюга пурга буран; кратко коротко сжато лаконично вкратце и т.п.

Особенно многочисленны ряды таких синонимов которые различаются оттенками значений или по стилистической окраске. Например глагол обмануть имеет больше десятка синонимов и большая их часть яркие эмоционально окрашенные слова и обороты.

Синонимы это богатство языка. Пользуясь разными способами обозначения одного и того же предмета свойствами или действия человек как бы расцвечивает свою речь делает ее более выразительной гибкой.

                                                                                                                                            (По Л.П.Крысину)

Задание 47.

С помощью «Словаря синонимов русского языка» о пределите различия в значении следующих синонимов.

   

Восстановление – реставрация, агитация – пропаганда, авария – катастрофа, осваивать – обживать, сотрудничество – взаимодействие, импульс – толчок, регион – район, преподаватель – учитель, реформа – изменение.

Задание 48.

В приведенных ниже предложениях выберите из скобок синоним, наиболее подходящий по контексту.

1) У мальчика дурная привычка (тормошить, теребить) свои волосы. 2) Хозяйка (запросила, потребовала, заломила) сумасшедшую цену за свою дачу, и нам пришлось отказаться. 3) Он с детства любил (скорую, быструю, торопливую) езду. 4) Работа почти готова. Надо только внести последние (поправки, коррективы). 5) Отец был не в духе. Он яростно (откатил, отбросил, отшвырнул) попавшийся ему под ноги мяч. 6) Значит, (встретимся, повстречаемся), как и договорились,– ровно в пять. 7) В нашей квартире несколько (жителей, жильцов). 8) Ещё один спутник (вертится, вращается, крутится) вокруг Земли. 9) – Скажите, баня (функционирует, работает, открыта)? 10) Великий древнегреческий философ Сократ (проживал, жил) в пятом веке до нашей эры.

Задание 49.

В следующих предложениях найдите стилистически неуместно употреблённые слова. Замените их более подходящими по контексту. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Самое трудное – уст...новить диагноз, определить характер хвори. 2) Над получением этих результатов уч...ный корпел несколько лет. 3) Тусклая лампочка озаряла н...большую комнату с грязными обоями. 4) Комитет указал на н...допустимость дальнейшей волынки со строительством стадиона. 5) На грядущей недел... надо бы заплатить взносы. 6) Прорва усилий была потрачена на то, чтобы от...скать ошибку в ра...чётах. 7) Не люблю, когда в букете превалируют красные цветы. 8) – Доколе мы буд...м терпеть ваше хамство?! 9) Около магазина слонялся пожилой страж в валенках и тулупе. 10) В прив…дённой формуле можно усмотреть, что корреляционный момент характ...ризует не только зависимость величин, но и ихнее ра...еивание.

Задание 50.

Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения.

а)  1)Доверительные трастовые операции широко развиты за рубежом. Потребность в трастовых услугах, которые гарантируют целостность ваших сбережений, в России возникла в связи с накоплением отдельными гражданами и организациями значительных финансовых ресурсов и необходимостью умело распорядиться этими средствами. 2) Древние наши города явились цитаделью русского национального зодчества. 3) Эксклюзивные скидки. 4) Вместе с руководителем пресс-службы Игорем Игнатьевым мы придумали имидж комнаты для брифингов, появилась стойка, эмблема, создан свой телерадиокомплекс.

б)  1)Несмотря на затянувшиеся экономические и финансовые трудности, настроение у Славы весеннее. На днях он с триумфом выступил на открытии международной выставки «Премьера коллекции» в Манеже. От души поздравляем первого российского кутюрье. 2) Реклама: «АЛТЕКО» нужен дистрибьютор (заинтересованных просим обращаться на английском языке). 3) Кафе, бистро, как и ателье разного профиля, должны функционировать по субботам. 4) Можно было бы привести армады цифр, характеризующих экономику страны...

Задание 51.

  а) Используя толковые словари и словари паронимов, продолжите толкования следующих слов:

 

Адресат - получатель Адресант – отправитель
Эмигрант – лицо, навсегда покинувшее свою страну Иммигрант – лицо, приехавшее в чужую страну на постоянное место жительства
Надеть - Одеть -
Экономный - Экономичный -
Гармонический - Гармоничный -
Поэтический - Поэтичный -
Предоставить - Представить
Факт - Фактор -
Дипломат - Дипломант -
Невежа - Невежда -
Ритмичный - Ритмический -

б) Составьте предложения со словами занять, одолжить.

Для справки:

Занять – взять на время взаймы, в долг у кого-нибудь.

Одолжить – дать в долг что-нибудь кому-нибудь.

Задание 52.

Подберите к словосочетаниям из правой колонки соответствующие толкования из левой. В случае затруднений обращайтесь к фразеологическому словарю.

                     

1) Крайне беспощадные меры наказания А. Закон джунглей  
2) Об острой борьбе, в которой не выбирают средства и где выживает сильнейший Б. Закон Паркинсона
3) Установившиеся в каком-либо обществе или коллективе традиции, которым необходимо следовать. В. Драконовский закон
4) Самосуд, жестокая расправа над кем-либо по собственному усмотрению. Г. Неписанный закон
5) О господстве государственной бюрократической машины в государственном аппарате Д. Закон Линча

 

Задание 53.

Исправьте нарушения в сочетаемости слов. Классифицируйте ошибки.

 

Памятный сувенир, мемориальный памятник, прейскурант цен, патриот своей родины, сентябрь – месяц, народная демократия, информационное сообщение, трагическая автокатастрофа, мелодичная мелодия, период времени.

 

Задание 54.

 Исправьте следующие тавтологические сочетания:

            

 изобразить образ, приблизиться ближе, полностью заполнить, главная суть, первое боевое крещение, ландшафт местности, молодой юноша, впервые дебютировать, постоянные еженедельные рубрики, свободная вакансия.

Задание 55.

Прочитайте приведенные в «Словаре новых иностранных слов» Н.Г.Комлева (М.,1995) заимствования. Укажите, какие их них имеют эквива-ленты в русском языке. Составьте с каждым из приведенных слов предложение.

Бартер - (англ. barter – товарообмен; менять, обмениваться) – экономический    товарообмен, сделка, при которой определяется стоимость товаров и осуществляется безвалютный обмен одного товара на другой (натуральный обмен).

Валидность - (лат. – validus – сильный, крепкий) – действительность, законность, весомость, обоснованность, обладание юридической силой.

Визажист - (фр. visagist – visag - лицо) – специалист-косметолог, художник-гример.

Консенсус - (лат. consensus – согласие, единодушие) общее согласие по основным вопросам, к которому приходят участники конференции, заседания, переговоров и т.п.

Кутюрье - (фр. couturier – портной) – закройщик, модельер, мастер шитья высокого класса.

Па¢рти - (англ. party – компания, прием) – званный вечер, вечеринка, обед в  компании, с напитками, пирушка.

Парфюм - (фр. parfum – аромат, благоухание) – общее название для духов и одеколонов.

Триллер - (англ. thrill – нервная дрожь, волнение) – книга, радио- или телепередача, кинофильм, имеющие целью произвести эффект сильного волнения, страха, трепета, например художественный фильм ужасов.

Шоумен - (англ. showman, show – показ, демонстрация + man - человек) – ведущий или активный участник музыкальных программ, концертов, векторин и т.п., особенно на телевидении.

Задание 56.

Исправьте лексические ошибки.

1) Началась избирательнаяфиеста. 2) В парке было заложено тридцать два дерева. 3) Депутаты приняли важное решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 4) Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 5) В зале в основном были люди изрядного возраста, то есть многолетние читатели «Знамени». 6) Эта борьба ведется под тезисомзащиты прав человека.

Задание 57.

И справьте лексические ошибки.
 

а) 1) Я у него одолжил три рубля. 2) Займите мне немного денег до понедельника. 3) Мне надо одеть пальто. 4) Машенька надевает шляпку на куклу. 5) Это не играет никакого значения. 6) Это мероприятие имело большую роль в появлении нового клуба старшеклассников. 7) Артистам из зала преподносились букеты живых цветов, улыбки. 8) У нас в стаде с мужем сто коров. 9) Мы пошли в музей. В музее было очень красиво. В музее был паркетный пол и бежевые, красивые шторы. Мне очень понравилось помещение музея.

 

б) 1) Понимание происходящего происходит постепенно, вдумываясь все более и глубже. 2) Все поэты и писатели пишут о женщине, пишут о матери. 3) В своем искусстве балерина достигла высочайших высот. 4) Резервуар доверия у электората может быть вскоре исчерпан. 5) Враги приближались все ближе. 6)  Можно посмотреть прейскурант цен? 7)  Гражданин Дужкин привлечен к ответственности за дачу и брачу взяток. 8) Дорогие дети, я желаю вам измены в лучшую сторон. 9) Надо пролонгировать систему налогообложения, чтобы избежать диспаритета цен в период сева.

 


Задание 58.

Прочитайте заметку И.Овчинниковой «Соблюдайте чистоту». О каких типах речевых ошибок говорит автор? Каким образом можно решить проблемы речевой культуры в современном российском обществе? Напишите сочинение – рассуждение на затронутую тему.


       Учителя в тревоге - с каждым днем, жалуются они, все труднее учить детей правильной русской речи; радио и телевидение буквально обрушивают на них потоки неграмотного словоупотребления, ошибок в ударениях, искаженного произношения, областных речений. И самое прискорбное, что все это исходит не только от тех, у кого берут, допустим, интервью, от тех, кто отвечает на вопросы, но и от тех, кто их задает.

Журналист, захлебываясь, рассказывает об американском путешественнике, который был, оказывается шокирован, впервые попав на Невский проспект. Думаете, имелось в виду, что улица ему не понравилась, чем-то смутила? Напротив! Рассказчик, как видим, полагает, что «шокировать» происходит от слова «шок», каковой можно испытать и от восторга.

В другой передаче ведущий радостно сообщает о ком-то, кто вернулся «в свои пенаты». Но сделать это невозможно, поскольку пенаты -- боги, хранители домашнего очага, и вернуться можно только к пенатам, а не в них. Мемуары почему-то норовят употребить в единственном числе, а к альтернативе все непременно присовокупляют «другая», нисколько не смущаясь от того, что получается чистейшее масло масляное. А волеизлияние вместо волеизъявление? А неприкасаемый вместо неприкосновенный?

Засилье вставляемых к месту и не к месту «апеллировать, манкировать, дефицит, регион, реальности» просто удручает, и поневоле вспоминаешь Чехова, сто лет назад потешавшегося над тем, кто хочет свою образованность показать и потому говорит всякие непонятные слова. Боюсь, нынче ему было бы не до смеха, потому что «влазит» в соседстве с «консенсусум», достигнутым не где-нибудь, а всего лишь на профсоюзном собрании, не столько смешно, сколько прискорбно.

Кто спорит? «Панталоны, фрак, жилет -- всех этих слов на русском нет». Как говорится, не сегодня и не нами замечено. Никто и не призывает называть галоши мокроступами. Но «дефицит внимания» - это же прямой волапюк. Да чем же родимая нехватка-то не угодила? И вообще не лучше ли изъясняться без затей на языке родных осин, но не вставлять лишнее «н» в инцидент с прецедентом и «к» в эскорт.

Где уж тут придираться к жеманным «как бы» и «где-то», появляющимся совершенно ни к селу, ни к городу («я с вами где-то согласен»), если стремление говорить красиво и становится главной причиной, по которой родная речь все более теряет милую свою простоту, изящество и безудержно, безжалостно засоряется не свойственными ей, бог весть откуда взятыми оборотами. «Как вы думаете, сколько нужно денег, чтобы мало-мальски скупиться? - вопрошает журналист. Право же, надо очень напрячься, прежде чем догадаешься, что, разъяренный рыночной дороговизной, он ведет речь о покупках, а не о скупости.

Могут сказать: вот уж нашли главную беду. Оглянитесь, дескать, вокруг себя - страна бурлит, целые города раскалываются надвое, раздражение, возведенное в степень бескультурье, выплескивается на улицы, перехватывает дыхание. А вы о чем? А о том же: замусоренная, изуродованная речь разве не то же самое, что захламленные берега рек, из которых нельзя пить воду, исписанные всякой мерзостью стены, бесхозно гниющий какой уж год экскаватор, притулившийся на краю прелестной березовой рощи у самого Калужского шоссе?
       Пока не научимся сами блюсти в чистоте все, что досталось нам в наследство, и детей своих не научим тому же, добра ждать не приходится. Неоткуда.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: