Грамматические нормы русского

Литературного языка

 

 

Грамматические нормы делятся на морфологические и синтаксические. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа существительных, кратких форм и степеней сравнения прилагательных, времен глагола и др.). Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

Задание 59.

 

Проверьте себя. Нормативна ли Ваша речь при употреблении приведенных ниже форм родительного падежа множественного числа существительных?      

    Приезд   казахов, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков,

но армян, башкир, грузин, татар, турок, туркмен, цыган.

Купить абрикосов, ананасов, апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров.
           Сотни гектаров, граммов, килограммов, километров.                                                                                                                        Пара ботинок, валенок, сапог, чулок, но пара гольфов, носков.
           Нет вафель, туфель, барж, сиро, распрей, вишен, жаровен, спален, ставен, черешен.

Задание 60.

 Какие формы слов в приведенных предложениях воспринимаются как устаревшие?

1) Я с вами расстаюсь не долее как на два дни (Гоголь). 2) Классные дамы там занимались только надзором; для преподавания же наук приходили настоящие учители в очках, в синих фраках с золотыми пуговицами (Куприн). 3) Большая зала была освещена (Вересаев). 4) Осмотревшись, Иван Васильевич поднял туфлю и засмеялся (А.Н.Толстой). 5) Габуния не окликнул Сему. Спазма сжала его горло (Паустовский). 6) Его нужно… куда-нибудь в санаторию отправить в Швейцарию (Вересаев).

 



Задание 61.

Отметьте формы, находящиеся за пределами норм литературной речи.

1. Обусловливать — обуславливать, сосредоточивать — сосредотачивать, уполномочивать — уполномачивать.

2. Высунь — высуни, не морщь — не морщи, откупорь — откупори, уведомь — уведоми.

3. Исчез — исчезнул, поник — поникнул, привык — привыкнул, угас — угаснул.

4. Привыкший — привыкнувший, промокший — промокнувший, угасший — угаснувший.

5. Завоевав — завоевавши, написав — написавши, узнав — узнавши.

Задание 62.                                                                                                               Прочитайте высказывания и прокомментируйте употребление ино-странных слов. Всегда ли они уместны? Запишите исправленный вариант.

1) Не будем экстраполировать вопрос инфляции. 2) Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка. 3) Так в конце XIX века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков. 4) По получении оного (распоряжения) материал будет немедленно отослан в ваше распоряжение.

Задание 63.                                                                                                                                На месте пропусков  вставьте один из синонимов; мотивируйте свой выбор.

1)… (Индустрия, промышленность) в постперестроечный период переживает кризис. 2) Дня через два организм вырабатывает … (иммунитет, невосприимчивость), и опухоль спадает. 3) Его очерки запечатлели … (специфический, характерный) черты северной природы. 4) В концерте исполнялись скрипичный концерт и … (отрывки, фрагменты) из балета «Гаянэ». 5) На совещании по этому вопросу министры заняли … (негативный, отрицательный) позицию, отклонив … (конструктивный, плодотворный) предложение.

Задание 64.

Подберите определения к словам.

Рояль, фамилия, бра, картофель, кофе, тюль, толь, молодежь, кафе, рельс, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди.

 

Задание 65.

Составьте с данными словами такие словосочетания, в которых был бы четко обозначен их род.

 

Диван-кровать, платье-костюм, вагон-лавка, кресло-кровать, плащ-палатка, роман-газета, штаб-квартира; ТАСС, МИД, ВГИК.

Задание 66.

 От данных существительных образуйте форму именительного падежа единственного числа и определите род.

   

Клавиши, рельсы, простыни, туфли, жирафы, ставни.

Задание 67.

  Поставьте данные существительные вформе родительного падежа множественного числа.

 

Апельсины, армяне, ботинки, гектары, граммы, грузины, киргизы, килограммы, комментаторы, мандарины, носки, осетины, партизаны, плечи, помидоры, рельсы, сапоги, свадьбы, солдаты, туфли, чулки, яблоки, яблони.

 

 

Задание 68.

В приведенном ниже стихотворении найдите и исправьте грамматические ошибки.

                                              Рыночные напевы

             У казахов и монголов мы купили помидоров,

             У узбеков и грузин - много-много апельсин,

             У киргизов и армян мы купили баклажан.

             Угадайте-ка, друзья, где ошибки сделал я?

Задание 69.

 Образуйте словосочетания с данными предлогами.

 

1. Согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление, устав, закон, договор, соглашение, план).

2. Вопреки (сомнение, предсказание, обещание, совет).

3. Наперекор (судьба, враги, злые силы, расчеты).

4. Благодаря (забота, уход, случай, внимание, настойчивость, друзья, товарищи).

 

Задание 70.

 Составьте предложения с приведёнными ниже предлогами. Объясните смысловые и стилистические различия между предлогами.

Вследствие - ввиду - по причине - благодаря.

Согласно - в связи.

Вопреки - невзирая на – несмотря на.

 

Задание 71.

  Прочитайте  предложения. Обратите внимание на употребление имен собственных.

 

1. На днях состоялся вечер памяти (Жан-Батист Клеман). 2. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). 3. Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино. 4. Перу профессора (П.Я. Черных) принадлежит ряд работ по истории русского языка. 5. В завкоме нас познакомили с молодым рабочим (Саша Кох). 6. Репертуар (Михаил Рыба) обширен. 7. Ему нужно побеседовать со студенткой (Ремчук). 8. В концерте приняли участие отец и сын (Ойстрах).

 

Задание 72.

Обратите внимание на употребление собирательных и количественных числительных, счетных существительных. Отредактируйте предложения, мотивируя изменения в тексте.

1.Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 4. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 5. Грамоту вручили А.Ф. Осиповой: ей исполняется восемь десятков. 6. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 7. Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, пара кроватей. 8. В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 9. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги.

 

Задание 73.

Прочитайте  предложения, употребляя числительные в нужной форме.                             

                                                                                                                                                   Наш путь вел из непрестанной нужды, через непрерывные великие опасности, к духовному и государственному величию; и не было отсрочек и не могло быть ни отпуска, ни отдыха. Вспомним: Соловьев насчитывает с 1240 по 1462 г. (за 222 года) двести войн и нашествий. С четырнадцатого века по двадцатый (за 525 лет) Сухотин насчитывает 329 лет войны. Россия провоевала две трети своей жизни. Одно татарское иго длилось 250 лет; а в последний раз Москва была обложена татарами в самом конце шестнадцатого столетия.                                                                                                                                                                                 (И.А.Ильин)

Задание 74.                                                                                                                                                    Образуйте указанные формы отприведенных глаголов, используя словари и справочники.

а) настоящего времени: он (мурлыкать, махать, полоскать, рыскать, сыпать);
б) будущего времени: я (выздороветь, победить, очутиться, ощутить);
в)   повелительного наклонения: кроить, напоить, откупорить, портить, почистить, уведомить, глядеть, ехать, лезть, лечь.

Задание 75.                                                                                                                                                Обратите внимание на выбор падежной формы и соответствующего предлога. С данными словосочетаниями составьте предложения.

Безотносительный  к чему? ( не чего?)                                                                           Заведующий         чем? ( не чего?)                                                                                                                                                                    Управляющий          чем? ( не чего?)                                                                  Компетентный     в чем? ( не по чему?)                                                                 Импичмент               кого? ( не кому?)                                                                               Оплата                     чего? ( не за что?)                                                                                Плата                       за что? ( не чего?)                                                                                                                                                                                                                          Отзыв                      на что? ( не о чем?) чего? ( не о чем?)                                    



Задание 76.                                                                                                                                                                             

    Запишите предложения, раскрыв скобки и выбрав нужную форму местоимения. В каких конструкциях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений? С чем это связано?

1) Аспирант попросил научного руководителя прочитать (свой, его) доклад. 2) Пушкин был сослан в (свой, его) имение. 3) Согласно (своему, его) завещанию, он был похоронен на деревенском кладбище. 4) Я был тогда вдали от (моих, своих) друзей. 5) Он был тогда вдали от (своих, его) друзей. 6) Ты отвечаешь за (свои, твои) слова? 7) У него (своя, его) дорога.

Задание 77.                                                                                                                                                                                                            Укажите случаи нарушения грамматической нормы, исправьте ошибки.

1)Граждане, оплачивайте за проезд! 2) Устроим импичмент президенту! 3) Вас вызывает заведующий отдела. 4) Мой отец очень компетентный по физике. 5) Напишите отзыв на автореферат. 6) Нужна рецензия о программе по иностранному языку.

Задание 78.                                                                                                                                                Составьте словосочетания из следующих компонентов:

2 + женщина, 32 + сутки, 23 + студент, 3 + сутки, 23 + сутки, 3 + инженер, 3+профессор, З + министр, 5 + теленок.

Задание 79.                                                                                                                                  С какой целью поэт К. Ваншенкин использует ненормативные формы?
                                       
Высокое небо,
                                       Крутая стезя.
                                       В таланте - все лепо,
                                       Таланту - все льзя...

    Задание 80.                                                                                                                                В предложениях из письменных работ школьников и примеров из газет найдите и исправьте все имеющиеся ошибки.

1) Сели они на полянке в теньку под дубком. 2) Давыдов подбежал и кричит казакам. 3) В адрес обоих палат парламента поступило много писем. 4) Мы закончили школу, и сразу же перед нами встает вопрос кем быть. 5)  Большинство учителей уже вышли из отпуска. 6) На обоих партах лежали новенькие учебники. 7) У меня босоножек с ноги слетел. 8) В нашем институте учатся 10 грузинов и 20 киргиз. 9) Моя сестра купила эту французскую шампунь за новую евро. 10)  Вы пьете черное кофе или со сливками? 11) Мне надо купить абрикос, помидор и баклажан.





Задание 81.

  Образуйте конструкции с предлогом в или на; запишите их.

   

Торжок, Москва, Словакия, Молдавия, Украина, Харьковщина, Сахалин, Филиппины, Ирландия, Сардиния, Республика Куба, Корсика, Красная площадь, Малахов курган, Люберцы, Карпаты, Алтай, Памир, зал, библиотека, цирк, амфитеатр, ложа, концерт, спектакль, выставка, сектор, колледж, лицей, село, море, воздух, тарелка, поле, огород, дорога.

Задание 82.

Выберите правильные формы согласования подлежащего и сказуемого.

1)Большинство (пришли, пришло) в парадной форме. 2) Часть группы (сдала, сдали) экзамен. 3) Ряд московских студентов (приняли, приняло) участие в этой акции. 4) Мать с ребенком (пошла, пошли) в детскую поликлинику. 5) Муж с женой (собрался, собрались) в театр.

Задание 83.

В приведенном ниже отрывке определите словосочетания с сочинительной связью, определите грамматические формы входящих в них слов.

Недавно я перечитывал куски из вашей «Метаполитики». Там хорошо написано об издержках свободы. О том, какой ценой свобода достается. О свободе как постоянной цели, но и тяжком бремени... Обидно думать, что вся эта мерзость - порождение свободы. Десятилетиями мы жили в условиях тотальной несвободы. Мы были сплющены наподобие камбалы тягчайшим грузом всяческих запретов. И вдруг нас подхватил разрывающий легкие ураган свободы.   (С. Довлатов).

Задание 84.

Каждое из предложенных ниже предложений измените так, чтобы они были однозначными. Напишите оба варианта.

   

1) Мы регулярно будем печатать новости литературы и искусства за рубежом. 2) В древних документах подобного рода термин отсутствует. 3) Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов. 4) Хозяин дома спал.

Задание  85.

Составьте словосочетания с каждым из приведенных ниже слов, используя в качестве зависимого слово в скобках. Следите за пра­вильностью употребления падежных и предложно-падежных форм зави­симого слова.

Адресовать - предназначать - рассчитывать (зритель).                                                               Базироваться - опираться (результаты).                                                       Беспокоиться - тревожиться (ребенок).                                                                    Вера - уверенность (победа).

Влиять - сказываться - отражаться - наложить отпечаток (взгляды).

Вслушиваться - прислушиваться - заслушиваться (мелодия).

Воплощение - претворение (практика).

Внушать доверие - вселять доверие (пациент).

Гордиться - горд - гордость (достижения).

Делать различие - отличать - различать (ты и он).

Жажда - потребность - стремление (знания).

Заслужить - заслуживать (поощрение).

Избегать - уклоняться (ответственность).

Мешать - препятствовать - тормозить (развитие).

Наградить - удостоить (премия).

Нужда - нехватка (деньги).

Обвинять - осуждать (примитивность).

Обидеться - обижен (слова).

Обрадоваться - обрадован (возвращение друга).

Обратить внимание - уделить внимание - задержать внимание - при­влечь внимание (картина).

Определить - дать определение (жанр).

Основываться - обосновывать (эксперимент).

Отзыв - рецензия (курсовая работа).

Полный - наполненный (вода).

Превосходство - преимущество (новая методика и старая методика).

Предостеречь - предупредить (опасность).

Примириться - смириться (преимущество).

Рассердиться - рассержен (шутка приятеля).

Свойствен - типичен (художник).

Удивляться - удивлен (роскошью отделки).

Управлять - регулировать (процесс).

Задание 86.

   Из текста выпишите словосочетания со связью согласование, примыкание, управление. Объясните постановку знаков препинания.

Был чудный майский вечер, лист только что разлопушился на березах, осинах, вязах, черемухах и дубах. Черемуховые кусты за вязом были в полном цвету и еще не осыпались. Соловьи, один совсем близко и другие два или три внизу в кустах у реки, щелкали и заливались. С реки слышалось далеко пенье возвращавшихся, верно с работы, рабочих; солнце зашло за лес и брызгало разбившимися лучами сквозь зелень. Вся сторона эта была светло-зеленая, другая с вязом, была темная. Жуки летали, хлопались и падали.

(Л.Толстой)

               Задание 87.

                Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях:

1. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля. 2. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки. 3. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали - бегало - бегал), но это следы одного дикого зверя. 4. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли - погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой - жертвами) охоты.

Задание 88.

  Прочитайте предложения с деепричастным оборотом. Найди­те ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предло­жения и сформулируйте правило употребления деепричастного оборота.

1. Просидев в библиотеке до вечера, мной была написана контрольная работа. 2. Учитывая переплетение стилей, архитектура собора трудно оп­ределяется. 3. Добравшись до центра на автобусе, мы пошли дальше пеш­ком. 4. Недостаточно подготовившись, докладчику не удалось полностью раскрыть тему, 5. Окончив вуз, их ожидала интересная работа. 6. Ожидая, пока остынет чай, была прочитана новая газета. 7. Читая этот рассказ, соз­дается впечатление, что автор был участником событий. 8. Самолет, на­брав скорость, взмыл вверх. 9. Проанализировав полученные данные, можно сделать ряд выводов. 10. Посмотрев новый фильм, мне стало груст­но. 11. Взобравшись на вершину холма, перед глазами открывается пано­рама города. 12. Понимая необходимость этого мероприятия, оргкомитету удалось подготовить его в срок. 13. Сидя на ветках, птицы не были встре­вожены проехавшей мимо машиной, 14. Глядя на снимки в модных журна­лах, фигура не станет лучше. 15. Работая в клубе аниматором, у Ирины по­являются новые друзья.

Задание 89.                                                                                                                                         Прочитайте предложения. Отметьте  все  случаи  нарушения синтакси-ческих норм. Объясните ошибки в аспекте правильности речи. Исправьте предло-жения. О каких тенденциях развития русского языка можно говорить на основании типовых нарушений?

 

1. Генеральный прокурор сетовал о том, что узнал о задержании из средств массовой информации. 2. Перед солдатами выступил командую­щий дивизии. 3. Губернатор очень беспокоится по аварии и беспокоится о вас. 4. Я даже не знаю, на кого подозревать. 5. Посмотрев на показания счетчика, становится понятным, насколько меньше можно платить. 6. Де­путаты отстранили Воронина со своего поста. 7. Многие знают его, но го­ворить о нем не предпочитают. 8. Противоречия Западной Европе и Со­единенными Штатами очевидны. 9. Без ведома меня провели собрание коллектива. 10. Не пора ли нам, съезду, оградить законно избранному ор­ганов власти от незаконно избранному. 11. О коррумпированности наших чиновников описано в стихах. 12. Вы будете настаивать о смене прави­тельства? 13. Отдельная часть из наших депутатов склонны драматизиро­вать обстановку. 14. Был наложен карантин по запрету на вывоз кур. 15. Это сочетание играет на раскрытие образа. 16. Некоторые материалы подготовлены плохо, и я еще по ним скажу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: