Восстановление – это постепенное возращение работоспособности и функционирования организма к дорабочему уровню либо близкому к нему.
Восстановление на учебных занятиях (тренировках) включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий направленных на пополнения энергетического потенциала, реабилитацию состояния функциональных систем и обеспечение высокого уровня психической дееспособности, следствием чего является повышение уровня общей и специальной работоспособности, предупреждение перетренированности и хорошее самочувствие. Восстановление – это неотъемлемая часть правильно организованной системы учебных занятий и спортивной тренировки, которой предшествует утомление. Пренебрежение восстановлением может привести к перетренировке.
Утомление – закономерное физиологическое явление в тяжелой атлетике, вследствие проделанной работы. Характеризуется развитием чувства усталости, временным ухудшением обмена, регуляции, функционирования основных физиологических систем, реакции на нагрузку, снижением энергетических запасов, общей и специальной работоспособности. Глубина утомления и его продолжительность обусловлены сочетанием факторов трех основных сторон: выполненной работы, состояния тренирующегося и состояния внешней среды.
Восстановительные средства делятся на три основные группы: педагогические, психологические и медицинские:
1) педагогические – это рациональное сочетание и последовательность нагрузок; правильное сочетание нагрузки и отдыха на всех этапах подготовки; переключение на другие виды мышечной деятельности; вариативность средств подготовки упражнения; их ритма, чередования, продолжительности отдыха; сочетания статических и динамических нагрузок и т.д.;
2) психологические средства восстановления включают в себя умения занимающихся создать хороший моральный климат в группе (команде), наличие музыкальных пауз;
3) медицинские средства – механизм действий связан как с повышением защитных свойств организма, устойчивости к различным неблагоприятным факторам среды и стрессовым ситуациям так и с быстрым снятием общего и локального утомления.
Помимо методически грамотного и рационального построения занятия и адекватного питания для быстрого восстановления положительную роль играют и вспомогательные средства восстановления:
1) массаж – необходим и эффективен для ускорения восстановительных процессов в мышцах и для профилактики травматизма. Общий массаж может до 60 мин. локальный до 15. Массаж рекомендуется проводить за 5-10 мин. до занятия и через 20-30 мин. после него. Не исключен массаж и между подходами (при предельных нагрузках). Особое внимание следует уделять местам прикрепления мышц и мышцам, участвующим в акте дыхания;
2) тепловые процедуры – суховоздушные бани, сауны, парные, ванны, душ. Механизм их воздействия основан на повышении температуры тела, тканей и крови – что ускоряет биохимические процессы, способствует раскрытию пор кожи и выведению через них продуктов метаболизма и т.д. Парная (русская) и суховоздушная (финская) бани различаются по температуре и влажности воздуха. Парная – высокая влажность (70-100 0С) и низкой температуре воздуха (40-60 0С), суховоздушная – наоборот. В спортивной практике особой популярностью пользуются сауны, время пребывания в которых в день тренировки до 7 мин. а в последующие дни до 25 мин. и более;
3) ультрафиолетовое облучение способствует улучшению фосфорно-кальциевого обмена, выработке витамина,,Д”, очищает кожу и повышает уровень функциональных возможностей организма, восстанавливая его дееспособность. Наибольшую популярность имеют солнечные ванны и специальные физиотерапевтические процедуры, применяемые по строгой методике. Менее популярны, но иногда используются такие дополнительные средства восстановления как баровоздействие, аэронизация, электростимуляция, биомеханическая стимуляция[4].
ВЫВОД
Оздоровительное влияние физических упражнений с отягощениями на организм человека известно с глубокой древности. Идея использовать физические нагрузки в интересах профилактики болезней и борьбы за долгую жизнь прошла через многие века и стала особенно популярна и актуальна в наше время. Многочисленными исследованиями доказано, что занятия с отягощениями являются могучим профилактическим и лечебным фактором.
В предлагаемом пособии основной акцент делается на:
- благотворное влияние различных видов отягощений в тяжелой атлетике на физическое развитие студентов;
-развитие силы как основного физического качества по принципу постепенного наращивания физических нагрузок;
-самоконтроль над состоянием сердечно – сосудистой системы и мышечной активности;
-средства и способы восстановления после учебного занятия (тренировки);
-профилактика спортивных травм;
-особенности рационального питания как важной составляющей полноценного занятия и здорового образа жизни,
Придерживаясь рекомендаций данного методического пособия, наряду с планомерными физическими нагрузками, и занимаясь по программе предложенных комплексов, студенты учебных групп и сборной команды по тяжелой атлетике смогут не только успешно выполнить контрольные нормативы, но и компенсировать дефицит физической активности, укрепить и поддержать на высоком уровне свое здоровье, а также добиться значительных результатов в силовых видах спорта.
Еще древнегреческий философ Аристотель говорил: «Жизнь требует движения и нагрузок»…, «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Истоки тяжелой атлетики. В каком веке началось формирование тяжелой атлетики как вида спорта, и кто является основоположником?
2. Перечислить основные моменты соревновательных упражнений в тяжелой атлетике и дать им краткую характеристику.
3. Порядок составления комплекса упражнений по тяжелой атлетике. Составить и продемонстрировать свой комплекс.
4. Перечислить основные группы мышц и упражнения на их развития.
5. Перечислить методические положения и дать им краткую характеристику.
6. Организация рационального питания как фактор, определяющий эффективность подготовки.
7. Предупреждение травматизма во время занятий (тренировок) по тяжелой атлетике.
8. Самоконтроль с применением ортостатической пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).
9. Общие требования безопасности на занятиях по тяжелой атлетике.
10. Какие виды измерений можно отнести к самоконтролю?
11. Основные формы врачебно-педагогического контроля.
12. Средства восстановления после тренировочных занятий.
13. Воздействие активного отдыха на организм тяжелоатлета.