Средства и способы восстановления на занятиях по физвоспитанию и спорту

 

Восстановление – это постепенное возращение работоспособности и функционирования организма к дорабочему уровню либо близкому к нему.

Восстановление на учебных занятиях (тренировках) включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий направленных на пополнения энергетического потенциала, реабилитацию состояния функциональных систем и обеспечение высокого уровня психической дееспособности, следствием чего является повышение уровня общей и специальной работоспособности, предупреждение перетренированности и хорошее самочувствие. Восстановление – это неотъемлемая часть правильно организованной системы учебных занятий и спортивной тренировки, которой предшествует утомление. Пренебрежение восстановлением может привести к перетренировке.

Утомление – закономерное физиологическое явление в тяжелой атлетике, вследствие проделанной работы. Характеризуется развитием чувства усталости, временным ухудшением обмена, регуляции, функционирования основных физиологических систем, реакции на нагрузку, снижением энергетических запасов, общей и специальной работоспособности. Глубина утомления и его продолжительность обусловлены сочетанием факторов трех основных сторон: выполненной работы, состояния тренирующегося и состояния внешней среды.

Восстановительные средства делятся на три основные группы: педагогические, психологические и медицинские:

1) педагогические – это рациональное сочетание и последовательность нагрузок; правильное сочетание нагрузки и отдыха на всех этапах подготовки; переключение на другие виды мышечной деятельности; вариативность средств подготовки упражнения; их ритма, чередования, продолжительности отдыха; сочетания статических и динамических нагрузок и т.д.;

2) психологические средства восстановления включают в себя умения занимающихся создать хороший моральный климат в группе (команде), наличие музыкальных пауз;

3)  медицинские средства – механизм действий связан как с повышением защитных свойств организма, устойчивости к различным неблагоприятным факторам среды и стрессовым ситуациям так и с быстрым снятием общего и локального утомления.

Помимо методически грамотного и рационального построения занятия и адекватного питания для быстрого восстановления положительную роль играют и вспомогательные средства восстановления:

1) массаж – необходим и эффективен для ускорения восстановительных процессов в мышцах и для профилактики травматизма. Общий массаж может до 60 мин. локальный до 15. Массаж рекомендуется проводить за 5-10 мин. до занятия и через 20-30 мин. после него. Не исключен массаж и между подходами (при предельных нагрузках). Особое внимание следует уделять местам прикрепления мышц и мышцам, участвующим в акте дыхания;

2) тепловые процедуры – суховоздушные бани, сауны, парные, ванны, душ. Механизм их воздействия основан на повышении температуры тела, тканей и крови – что ускоряет биохимические процессы, способствует раскрытию пор кожи и выведению через них продуктов метаболизма и т.д. Парная (русская) и суховоздушная (финская) бани различаются по температуре и влажности воздуха. Парная – высокая влажность (70-100 0С) и низкой температуре воздуха (40-60 0С), суховоздушная – наоборот. В спортивной практике особой популярностью пользуются сауны, время пребывания в которых в день тренировки до 7 мин. а в последующие дни до 25 мин. и более;

3) ультрафиолетовое облучение способствует улучшению фосфорно-кальциевого обмена, выработке витамина,,Д”, очищает кожу и повышает уровень функциональных возможностей организма, восстанавливая его дееспособность. Наибольшую популярность имеют солнечные ванны и специальные физиотерапевтические процедуры, применяемые по строгой методике. Менее популярны, но иногда используются такие дополнительные средства восстановления как баровоздействие, аэронизация, электростимуляция, биомеханическая стимуляция[4].

 

ВЫВОД

Оздоровительное влияние физических упражнений с отягощениями на организм человека известно с глубокой древности. Идея использовать физические нагрузки в интересах профилактики болезней и борьбы за долгую жизнь прошла через многие века и стала особенно популярна и актуальна в наше время. Многочисленными исследованиями доказано, что занятия с отягощениями являются могучим профилактическим и лечебным фактором.

В предлагаемом пособии основной акцент делается на:

- благотворное влияние различных видов отягощений в тяжелой атлетике на физическое развитие студентов; 

-развитие силы как основного физического качества по принципу постепенного наращивания физических нагрузок;

-самоконтроль над состоянием сердечно – сосудистой системы и мышечной активности;

-средства и способы восстановления после учебного занятия (тренировки);

-профилактика спортивных травм;

-особенности рационального питания как важной составляющей полноценного занятия и здорового образа жизни,

Придерживаясь рекомендаций данного методического пособия, наряду с планомерными физическими нагрузками, и занимаясь по программе предложенных комплексов, студенты учебных групп и сборной команды по тяжелой атлетике смогут не только успешно выполнить контрольные нормативы, но и компенсировать дефицит физической активности, укрепить и поддержать на высоком  уровне свое здоровье, а также добиться значительных результатов в силовых видах спорта.

   Еще древнегреческий философ Аристотель говорил: «Жизнь требует движения и нагрузок»…, «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие».

                   

                                          КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Истоки тяжелой атлетики. В каком веке началось формирование тяжелой атлетики как вида спорта, и кто является основоположником?

2. Перечислить основные моменты соревновательных упражнений в тяжелой атлетике и дать им краткую характеристику.

3. Порядок составления комплекса упражнений по тяжелой атлетике. Составить и продемонстрировать свой комплекс.

4. Перечислить основные группы мышц и упражнения на их развития.

5. Перечислить методические положения и дать им краткую характеристику.

6. Организация рационального питания как фактор, определяющий эффективность подготовки.

7. Предупреждение травматизма во время занятий (тренировок) по тяжелой атлетике.

8. Самоконтроль с применением ортостатической пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).

9. Общие требования безопасности на занятиях по тяжелой атлетике.

10. Какие виды измерений можно отнести к самоконтролю?

11. Основные формы врачебно-педагогического контроля.

12. Средства восстановления после тренировочных занятий.

13. Воздействие активного отдыха на организм тяжелоатлета.

                  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: